Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

преподавателя истории искусств

МУ ДОД «Атемарская детская школа искусств»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Мастиной Елены Анатольевны


по теме: «Использование ИКТ на уроках истории искусств как средство повышения эффективности урока»

«Мир без границ, где технологии

служат образованию, помогая

создавать инклюзивные общества знаний»

(Из программы ЮНЕСКО "Видение в отношении

применения ИКТ в сфере образования и обучения")

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему "преподаватель - ученик - урок" вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий в образовательных дисциплинах.

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

1. Актуальность и перспективность опыта.

В настоящее время образование строится на компетентностной основе, на помощь пришли новые технологии - информационно-коммуникационные.

Именно информационно-коммуникационные технологии при правильном и рациональном их применении на занятиях будут способствовать воспитанию не только функциональной грамотности учащегося, но формировать учебные, познавательные, мобильные качества человека, умеющего и способного жить и адаптироваться в реальном времени и жизни. А обучение с применением информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал к изучению истории искусств, способствует развитию познавательного интереса учащихся.

В век информационных технологий приоритетную роль играет информационная компетентность, то есть умение найти нужную информацию, передать её содержание и выбрать знаковую систему адекватно познавательной и коммуникативной цели. При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры. Отсюда очевидна важность и актуальность использования современных технологий при формировании коммуникативных навыков.

Применение информационных технологий на занятиях истории искусств значительно повышает интенсивность учебного процесса. Информационные технологии позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование информационных технологий в учебном процессе как основы создания на занятиях истории искусств интереса к предмету и положительной динамики качества знаний учащихся, повышение плотности занятия, продвижение вперед быстрыми темпами.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания истории искусств, способствуют раскрытию творческого потенциала и преподавателя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.

На занятиях истории искусств применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят и сами учащиеся в интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию. Использование тестов помогает не только экономить время преподавателя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1) значительно сэкономить время на уроке;

2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации (МРИО, г.Саранск и Учебный центр «Методист», г.Москва). Также я являюсь постоянным слушателем и участником вебинаров на сайтах издательств «Просвещение» и «Титул». В целях обмена опытом с коллегами провожу открытые уроки, выступаю на семинарах разного уровня, педсоветах.

Продолжаю совершенствовать систему своей работы, изучаю методические новинки, педагогические технологии, материалы СМИ и передовой опыт своих коллег.

3. Теоретическая база опыта.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Теоретической базой моего опыта являются идеи ведущих в области педагогики и психологии отечественных ученых: Г.К.Селевко, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина и др. об активации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Мой опыт также базируется на трудах ученых о применении в образовательном процессе в школе ИКТ: Полат Е.С., Бухаркиной М.Ю., Лепской Н.А., Моисеевой М.В., Б.Хантер. Наиболее важными в своем опыте я считаю принципы ИКТ, изложенные в работе «Педагогические технологии на основе информационно - коммуникативных средств» Г.К. Селевко.

Изучая труды таких известных педагогов, психологов, методистов как Л.С.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев (деятельностный подход к обучению), Е.И. Пассов, Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина, В.П.Кузовлев, Е.С. Полат (основы технологии обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационных технологий), М.М. Поташник, М.В. Левит (методические требования к уроку в условиях развивающейся школы), я стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе и использую имеющийся личный опыт для формирования коммуникативной компетенции школьников.

4. Технология опыта.

Применение информационных технологий в преподавании истории искусств - это необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу, повышают интерес к занятиям, активизируют познавательную деятельность учащихся. Я убеждена, что задача каждого преподавателя - сделать каждое занятие привлекательным и по - настоящему современным. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ способствует процессу обучения: повышает темп занятия, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

Применение ИКТ компонента на уроках истории искусств позволяет мне увеличить объём информации, сообщаемой ученику на занятии, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К.Д. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Использование ИКТ на уроках приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства моих учеников к занятиям.

На сегодняшний день существуют несколько типов компьютерных программ, что делает возможным их применение при изучении различных разделов курса «История искусств»: живопись, графика, литература, музыка, архитектура, скульптура, киноискусство и т.д.

Разнообразие программ делает возможным их использование и на раз­ных этапах обучения. Так, на занятиях освоения нового материала я применяю демонстрационные программы, которые позволяют в доступной и наглядной форме довести до школьников теоретические сведения. На уроках закреп­ления эффективны программы-тренажеры, развивающие практиче­ские навыки. На контрольном уроке персональный компьютер проверяет, насколько ученик усвоил пройденный материал. Кроме этих типов программ существуют и другие: обобщающие, игровые и т.п.

Опыт работы показывает, что систематическое и целенаправленное использование разнообразных компьютерных обучающих программ и видеоматериалов в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень познавательной активности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойко­го интереса учащихся к искусству.

Но для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к организации образовательного процесса в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей моих учеников и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, музыкальные заставки и т.п.

В настоящее время все области человеческой деятельности охватила компьютерная сеть Internet. Так как основой Internet является компьютер, то виды компьютерного обучения реализуются и с использованием Internet-технологий. Это виртуальные уроки и лекции в виде web-презентаций, элек­тронные учебники, энциклопедии, справочники, виртуальные экскурсии и путешествия. Конечно, цели и задачи к определённому уроку мы ставим различные, но все они включают важнейшие аспекты: чтобы ребёнку было интересно на уроке, чтобы он с лёгкостью запомнил тот материал, который был отобран преподавателем для данного занятия.

Для меня компьютер является незаменимым помощником для подготовки к занятиям, а также для проведения тестирований, для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернет, а также для проектной деятельности учащихся.

Используя данные информационные технологии и данные программы в учебном процессе, я убедилась, что внедрения ИКТ дает следующие положительные результаты:

  • развитие творческих, интеллектуальных, исследовательских способностей учащихся, повышение их активности;

  • интенсивности учебно-воспитательного процесса, приобретение навыков самоорганизации, самостоятельной работы;

  • развитие познавательной деятельности учащихся;

  • повышение интереса к предмету.

5. Анализ результативности опыта.

Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на занятиях по истории искусств позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды деятельности учащихся. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения данного учебного предмета.

Таким образом, видеоматериалы, аудиотехника на занятиях истории искусств действительно способствуют улучшению усвоения знаний, расширяют кругозор, а также воспитывают эстетический вкус у учащихся.

В качестве положительных моментов можно привести следующие результаты:

- высокое качество знаний по истории искусств по результатам внутреннего мониторинга (50 - 85,7 %)

Учебный год

Предмет

Качество знаний, %

2010-2011


История изобразительного искусства, История хореографического искусства

81,1

2011-2012

86,2

2012-2013

85,7

2013-2014

85,9

2014-2015

89,7

- ежегодное участие учеников на конкурсах разного уровня;

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Несмотря на преимущества и перспективы включения Internet-технологий в образование, существует область образования, где развитие информационных технологий, с моей точки зрения, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте или обмен работами в масштабах одной школы, то сейчас обмен домашними заданиями поставлен на поток: найти готовое сообщение или презентацию на интересующую тему в Internet или на специальном СD или использовать ГДЗ не составляет особого труда.

Эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д. В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН, «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Я рекомендую учителям при проведении занятий по истории искусств стараться шире применять ИКТ с целью повышения эффективности обучения, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся, а также для того, чтобы разнообразить свои уроки. Однако следует помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе станет эффективным, ес­ли будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

Таким образом, в реформируемую школу должен прийти преподаватель, владею­щий инновационными технологиями обучения и воспитания, умеющий под­держивать и развивать нравственно ценные отношения учащихся в учебном процессе. Обучение новым информационным технологиям, расширяющим возможности учителя во столько раз, во сколько он сам захочет,- мощнейший стимул для педагогического творчества.

8. Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия.

Конспект занятия по истории изобразительного искусства "Художники пишут войну"

infourok.ru/konspekt-zanyatiya-hudozhniki-pishut-voynu-498830.html

Презентация по теме "Художники пишут войну"

infourok.ru/prezentaciya-po-teme-hudozhniki-pishut-voynu-498820.html

Презентация по Истории хореографического искусства "Ансамбль танца им. Моисеева".

infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-horeograficheskogo-iskusstva-ansambl-tanca-im-moiseeva-498790.html


© 2010-2022