Проект «Православная культура»

"Выдержка из материала: Задачи исследования: разработать модель осуществления воспитания православной культуры у детей дошкольного возраста; в ходе опытно-экспериментальной работы апробировать программу воспитания основ православной культуры у детей дошкольного возраста; внедрить в практику работу ДОУ технологии воспитания православной культуры у детей дошкольного возраста; разработать рекомендации по организации и проведению работы в ДОУ по воспитанию основ православной культуры с учетом возрас...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проект «Православная культура»


ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ


ВОСПИТАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



С.А Сырова


Ленинградская

2013



ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования заменяются западными:

  • христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма;

  • педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности;

  • целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

  • любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения;

  • интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Актуальность воспитания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций образовательных учреждений в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное на преодоление негативных последствий отказа государства в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

Воспитание православной культуры в образовательном учреждении будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры.

В процессе исследования были выявлены противоречия между необходимостью проведения работы по воспитанию православной культуры и отсутствием методического, кадрового обеспечения процесса.

В ходе работы были выявлены проблемы, препятствия в реализации воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:

1. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.

3. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах.

4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

5. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

6. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие - необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

7. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8. Отсутствие согласованности влияния на воспитание детей различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики воспитания православной культуры на традиционной основе. Как следствие - необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

В связи с этим в ДОУ необходимо организовать деятельность, направленную на воспитание православной культуры у детей дошкольного возраста.

Воспитание православной культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения будет успешным при соблюдении ряда условий, среди которых основными являются:

  • вместо приоритетности «воздействия» на ребёнка - принцип нравственного влияния на него только в рамках совместной продуктивной, творческой деятельности;

  • вместо «управления» ребенком создать педагогическими средствами условия для его самостоятельной деятельности и самоопределения (реализация установки «не навреди»);

  • вместо жёстких требований - такт и терпение;

  • вместо общего примера для всех детей сравнивать индивидуальные шаги развития и изменения каждого ребенка;

  • вместо симпатий и антипатий - принятие каждого ребенка, забота о каждом, любовь к каждому, сотрудничество с каждым;

  • процесс интериоризации ценностей, т.е. переход из области знаний в область убеждения должен осуществляться на основе свободного выбора;

  • усвоение ценности должно реализоваться в поступках, деятельности, индивида.

Учитывая актуальность проблемы, необходимо разработать программу по воспитанию православной культуры у детей дошкольного возраста.

Разрешение противоречий и реализация Программы обеспечит воспитание православной культуры у участников образовательного процесса, повышение профессиональной и информационной компетентности и педагогов, и родителей.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ ПРОЕКТА, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Дошкольник воспринимает, оценивает события и реагирует на них чувством, с помощью которого в подсознании формируется механизм управления привычным поведением и стимулирования поступков.

Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.

Важное значение для развития личности ребёнка имеет освоение различных уровней культуры человечества.

Основными направлениями системы воспитания православной культуры у детей дошкольного возраста являются:

  • нравственно-православное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях;

  • развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;

  • становление учреждений социальной реабилитации, использующих нравственно-православное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста;

  • возрождение традиций семейного воспитания православной культуры и уклада семьи.

Особое значение в воспитании православной культуры имеют духовные ценности, сохраняемые и передаваемые из поколения в поколение. Ценности - то значимое, без чего нет жизни человечества на земле.

Православная культура дошкольников формируется в процессе социализации (передача ценностей культуры, закрепленных в образе жизни людей - семья, окружающий социум, традиции, обряды и т.п.), через систему средств массовой информации и коммуникации, через изучение основ наук в образовательном учреждении и через освоение образцов культуры в процессах ознакомления, использования, потребления произведений искусства.

В качестве объекта исследования определена православная культура детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс воспитания православной культуры у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: разработать и апробировать программу по воспитанию православной культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. разработать модель осуществления воспитания православной культуры у детей дошкольного возраста;

  2. в ходе опытно-экспериментальной работы апробировать программу воспитания основ православной культуры у детей дошкольного возраста;

  3. внедрить в практику работу ДОУ технологии воспитания православной культуры у детей дошкольного возраста;

  4. разработать рекомендации по организации и проведению работы в ДОУ по воспитанию основ православной культуры с учетом возрастных особенностей детей

Опираясь на идею комплексно-целевого подхода к решению поставленных задач, в ходе работы нами были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, православной литературы, моделирование;

  • эмпирические: педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, тестирование, наблюдение, анкетирование родителей, анализ результатов деятельности детей;

  • статистические: количественный и качественный анализ данных полученных в ходе исследования, математическая обработка данных.

Методологической основой эксперимента являются такие ведущие общенаучные методологические подходы, как информационный, системно-структурный, деятельностный, аксиологический, гуманистический.

Теоретические основы экспериментальной работы базируются на следующих концепциях, теориях, идеях:

  • концепциях личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.А. Петровский, С.В. Кульневич, И.С. Якиманская и др.);

  • концепции сознательной веры и духовного совершенствования (Л.И. Рувинский, В.Д. Шадриков);

  • концепции воспитания духовной культуры молодого поколения (Н.Б. Крылова);

  • теориях управления педагогическим процессом (А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, А.Я. Данилюк, Р.М. Чумичева и др.).

Участники проекта:

- дети дошкольного возраста (от 4 до 7 лет);

- семьи детей, посещающих ДОУ;

- педагогический коллектив;

- служители храма Трёх Святителей.

В процессе работы была сформулирована гипотеза исследования.

Воспитание православной культуры детей дошкольного возраста будет успешным при соблюдении следующих условий:

  • комплексном и систематическом осуществление работы по воспитанию православной культуры у детей дошкольного возраста;

  • активизация совместной деятельности ДОУ и семьи по вопросам воспитания православной культуры детей;

  • личностно-ориентированный подход к педагогическому процессу;

  • кадровое, научно-методическое, техническое, финансовое и мотивационное обеспечение процесса.

ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА.

Культура - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизнедеятельности людей, а также в созданных и создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культуру представляют как процесс и результат создания, хранения, распространения и освоения культурных ценностей.

По характеру культурных ценностей культуру делят на материальную и духовную. Духовная культура охватывает деятельность сознания и эмоций человека (индивидуальная культура) и продукты духовного производства (наука, нравственность, воспитание, просвещение). Культура личности рассматривается как способность индивида к усвоению, реализации и созданию новых ценностей в деятельности.

Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной христианской религии.

В Российской Федерации православная христианская религия является основной традиционной религией, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражают большинство россиян. В научном сообществе православная религия характеризуется как культурообразующая в отношении исторически сложившейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности, специфику культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации.

Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, творчества, любого материального и духовного производства. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом образовании детей и молодежи, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения. Духовно-нравственный потенциал православной культуры позволяет существенно повысить образовательные возможности социально-гуманитарного образования, на глубоком уровне понимания раскрывать для учащихся специфику и взаимосвязь всех остальных сфер духовной культуры - науки и образования, философии и идеологии, искусства.

Одно из основных представлений православной культуры - духовность. Этим понятием обозначается всё относящееся к человеческой душе, вере; совокупность качеств личности, включающая:

- ориентацию на «вечные» общечеловеческие ценности;

- осознаваемую или неосознаваемую установку на то, что в мире есть (существует) нечто более высокое и значительное, чем вещественные ценности;

- ориентацию на решение смысложизненных проблем;

- веру в высший смысл человеческой жизни.

Большая роль в воспитании православной культуры отводится семье и образовательным учреждениям.

Российская система православного воспитания с принципом самосовершенствования и свободного выбора души была представлена и описана в трудах С.А. Рачинского, Л.Н. Толстого, К.В. Ельницкого, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского и др.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

С позиции социокультурной политики:

  • направленность воспитательно-образовательного процесса на духовное, нравственное развитие дошкольников и их образование;

  • воспитание православной культуры;

  • поддержание, усиление духовных, нравственных ценностей, убеждений и моделей поведения;

  • воспитание гражданственности, патриотических чувств;

  • передача семейных, народных традиций;

  • активизация самодеятельного участия детей в культурно-досуговой сфере окружающего пространства;

  • развитие духовно-нравственной и эстетической сферы;

  • формирование подходов взаимодействия с семьей с целью воспитания снов православной культуры.

Проект «Православная культура»







Схема 1.

Направления воспитания детей дошкольного возраста.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПРОЕКТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Особенность технологии воспитания православной культуры состоит в том, что субъекты и объекты объединяются в процессе социокультурной деятельности, которую отличают свобода выбора, добровольность, активность. Она обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов.

Проект основывается на Конституцию Российской Федерации, законодательства в сфере образования и международном гуманитар­ном праве. Они направлены:

  • на соблюдение ст. 14 Конституции Российской Федерации, про­возглашающей светский (термин «светский» интерпретируется нами как «нецерковный», «гражданский» и не рассматривается как синоним слов «атеистический», «антирелигиозный») харак­тер общества в целом и образовании в частности;

  • соблюдение принципов государственной политики в области образования (свобода и плюрализм);

  • взаимодействие образовательных учреждений с конфессиями в целях объективного показа роли религии в истории России и цивилизации в целом;

  • усиление духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В рамках данного проекта коллективом дошкольного образовательного учреждения разработана Программа воспитания основ православной культуры у детей дошкольного возраста «Храм души» (Приложение №1).

Цели программы.

  1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

  2. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

  3. Изучение истории, культуры своеобразия Краснодарского края, района, России.

  4. Способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей.

  5. Воспитывать такие добродетели, как милосердие, состра­дание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.

Задачи программы.

  • Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) негативные нравственные проявления в стремлениях и действиях ре­бёнка.

  • Создать условия для восприятия целостности картины мира. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Вызвать интерес к знакомству с храмами, как духовными святынями Отечества, раскрывая значение храма в жизни человека, как действия любви, добра, человечности, единения, воспитывать у детей чувство благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережному отношению к окружающему миру. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творчес­кий потенциал каждого ребёнка.

  • Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению классической, духовной и народной музыке; проводить народные и обрядовые праздники.

  • Осуществлять целенаправленную работу по физическому вос­питанию, укреплению воли и выносливости.

  • Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам труда (ручного), продук­тивной деятельности.

  • Ориентировать семью на нравственно-православное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представление о формах традиционного семейного уклада.)

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Принципы нравственно-православного воспитания.

Основной принцип нравственно-православного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правил - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Гуманистическая направленность воспитания - отношение педагога к воспитаннику как к субъекту собственного развития реализуется путём формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовью к ближним).

Природосообразность - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных про­цессов, согласовываться с общими законами развития чело­века сообразно его полу и возрасту).

Культуросообразность - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль­туры, в данном случае православия, и особенностями присущими Кубанскому региону.

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Принцип отбора содержания образования.

Научность и каноничность - сочетание современных достиже­ний педагогики и психологии с каноничностью.

Учёт требований программ воспитания и обучения.

Многоуровневость - показ широкой картины мира с учётом возрастных возможностей детей.

Принцип гуманизма определяет общий характер отношений воспитателя и воспитанников. Ребенок определяется главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.

Принцип гуманизации включает оказание помощи в становлении личности ребенка, саморазвитии, смягчение напряженности, восстановление экологии человека, его душевного равновесия.

Принцип культуросообразности предусматривает максимальное использование культуры той среды, в которой находится ДОУ.

Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек - целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга.

Принцип непрерывности воспитания включает в себя постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности.

Воспитание православной культуры дошкольников осуществляется в различных видах деятельности:

Познавательно-речевая деятельность:

  1. Ознакомление с художественной литературой: чтение, заучивание, развитие речи, составление рассказов.

  2. Просмотр видеоматериалов.

  3. Работа с информацией в уголке «Умных книг», в библиотеке, в мини-музее.

  4. Экскурсии, целевые прогулки.

Игровая деятельность:

  1. Сюжетно-ролевые игры.

  2. Настольно-печатные игры.

  3. Дидактические игры.

  4. Подвижные игры.

  5. Словесные игры.

Изобразительная деятельность:

  1. Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, просмотр видеофильмов.

  2. Оформление тематических выставок в уголке изобразительной деятельности.

  3. Занятия (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

  4. Ручной труд.

  5. Самостоятельная деятельность.

  6. Совместная деятельность.

  7. Дидактические, настольно-печатные игры.

Музыкальная деятельность:

  1. Слушание.

  2. Пение.

  3. Музыкально-ритмические движения.

  4. Хороводы.

  5. Игра на музыкальных инструментах.

  6. Музыкально-дидактические игры.

  7. Музыка: духовная, классическая, современных композиторов.

  8. Занятия.

  9. Досуги

  10. Развлечения

  11. Самостоятельная деятельность

  12. Совместная деятельность

  13. Аудиозаписи

  14. ТСО

Физкультурно-оздоровительная деятельность:

  1. Занятия: тематические, комплексные.

  2. Подвижные и спортивные игры.

  3. Досуги, развлечения, праздники

Театрализованная деятельность:

  1. Разные виды театров

  2. Драматизации

  3. Изготовление атрибутов к театральным постановкам

  4. Выступления перед детьми разного возраста, родителями.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ

ПО ПРОГРАММЕ

  1. Духовно-образовательное - занятия, беседы, устные поучения.

  2. Воспитательно-образовательное - праздники, игры подвижные и назидательные, сюжетно-ролевые и строитель­ные, прогулки, экскурсии, походы.

  3. Культурно-познавательное - встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видео и диафильмов.

  4. Нравственно-трудовое - труд по самообслуживанию, уборка группы и группового участка, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздни­кам.

  5. Работа с семьёй.

  6. Работа в социуме (Центр реабилитации «Легенда»).


СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных цен­ностях.

  2. Экскурсии, целевые прогулки.

  3. Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с ду­ховными ценностями и историей Отечества.

  4. Просмотр слайдов, диафильмов.

  5. Знакомство с историей церкви, часовни, внешним убранс­твом, внутренним убранством, посещение.

  6. Знакомство с живописью на библейские сюжеты.

  7. Беседы (о правилах поведения в православном храме,
    объяснение заповедей Божиих).

  8. Рассказы (об Иисусе Христе, Богородице, Святых).

  9. Чтение (художественной литературы по духовно-нравственной тематике).

  10. Слушание (духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биогра­фией русских композиторов).

  11. Творческая художественная деятельность детей.

  12. Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.

  13. Этические беседы.

  14. Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

  15. Опыт семейного воспитания:

    • рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях,

    • оформление наглядно-иллюстративного материала «Моя семья»,

    • совместные творческие работы детей и родителей;

    • выставки фотоматериалов, семейных альбомов;

    • составление сборников рассказов детей по данной тема­тике.

  16. Проведение именин в детском саду.

  17. Проведение совместных праздников.

  18. Детская благотворительность (концерты).

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

  • наглядность,

  • сознательность и активность,

  • доступность и мера,

  • научность,

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей,

  • систематичность,

  • последовательность,

  • прочность усвоения знаний,

  • связь теории с практикой обучения и жизнью,

  • воспитание в процессе обучения, вариативный подход.

Воспитание духовной личности возможно только совмест­ными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь православного воспитания детей так, чтобы семья и сад не заменяли, а дополняли друг друга.

Формы работы с родителями.

  • родительские собрания;

  • лектории для родителей;

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

  • беседы со священниками Храма;

  • вечера вопросов и ответов;

  • проведение совместных учебных мероприятий - выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диало­говой основе.

  • факультативные занятия совместно с родителями;

  • коррекции духовно-нравственного воспитания в семье;

  • индивидуальные консультации специалистов;

  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Программа по формированию основ православной культуры построена по возрастному принципу. Перспективное планирование «Православный календарь дошкольника» представлен в Приложении №2.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • внедрение элементов технологии нравственно-православного воспитания,

  • создание условий для воспитания православной культуры у дошкольников;

  • формирование у дошкольников основ нравственного сознания, потребности в духовном самосовершенствовании.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Методы, используемые для реализации программы.

Наглядный метод во время:

  • чтения педагогом рассказов;

  • экскурсий в картинную галерею, музей, библиотеку;

  • наблюдений;

  • показа сказок (педагогом, детьми);

  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

  • проведение дидактических игр и моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;

  • чтения стихотворений детьми, воспитателями;

  • бесед с элементами диалога,

  • обобщающих рассказов воспитателя;

  • ответов на вопросы педагога, детей;

  • проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

  • сообщения дополнительного материала воспитателем;

  • загадывание загадок;

  • рассматривания наглядного материала;

  • рассказывания детей по схемам, иллюстрациям;

  • моделирова­ния сказок ситуации из личного опыта;

  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовать продуктивную деятельность вести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.);

  • приготовить с детьми различные блюда;

  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

  • изготовление декораций для театрализованной деятельности (вместе с воспитателем, родителями).

  • изготовить с детьми подарки.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы

Задачи

Содержание эксперимента

Сроки

Прогнозируемые результаты

Прогностический диагностический

Разработка замысла исследования

Изучение психолого-педагогической литературы, нормативных документов с целью ознакомления с современными научными подходами к решению проблемы воспитания православной культуры детей дошкольного возраста.

Анализ использования технологий воспитания православной культуры в практике работы ДОУ.

Изучение отношения родителей к проблеме.

Формулировка противоречий, определение и обоснование проблемы.

Формулировка темы исследования.

Разработка программы экспериментальной работы.

Построение теоретической модели воспитания православной культуры дошкольников. Подготовка материальной и методической базы эксперимента.

Распределение управленческих функций.

Сентябрь 2013-апрель

2014

  1. Формулировка темы исследования: «Воспитание православной культуры в детей дошкольного возраста».


  1. Построение модели реализации экспериментального исследования.


  1. Оформление программы эксперимента.


  1. Подбор кадров, участников эксперимента.

Организационный

Организация

опытной работы

Определение представлений основ православной культуры.

Проведение констатирующего эксперимента.

Разработка методического обеспечения для воспитания православной культуры у детей дошкольного возраста

Октябрь 2013-май 2014

  1. Формулировка рабочей гипотезы.


  1. Создание в ДОУ условий для проведения эксперимента.


  1. Разработка содержания проекта.


  1. Установление сотрудничества с храмом Трёх Святителей

Практигический

Проведение педагогического эксперимента

Апробация программы.

Фиксация результатов работы.

Сентябрь 2013 - май 2014

  1. Апробация технологии воспитания православной культуры дошкольников.


  1. Систематическое и комплексное использование методов и средств для воспитания православной культуры дошкольников.


  1. Установление тесного сотрудничества ДОУ с храмом Трёх Святителей и Православной школой

Внедренческий

Проверка эффективности проведенного исследования

Анализ результатов эксперимента

Обработка полученных результатов исследования

Оформление и описание хода и результатов эксперимента, установление закономерностей.

Разработка методических рекомендаций, учебных пособий по воспитанию православной культуры у дошкольников, их экспертиза.

Публикация статей.

Сотрудничество с ККИДППО, с Ленинградским педагогическим колледжем.

март-май 2014

  1. Оформление результатов эксперимента.


  1. Описание условий формирования православной культуры у дошкольников.


  1. Проведение научно-практических конференций, семинаров на базе ОУ.


  1. Публикация научных статей по теме исследования.

Необходимым условием реализации программы по воспитанию православной культуры у дошкольников, мы считаем соблюдение основных принципов:

  • Принцип гуманизма определяет общий характер отношений воспитателя и воспитанников. Ребенок определяется главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.

  • Принцип гуманизации включает оказание помощи в становлении личности ребенка, саморазвитии, смягчение напряженности, восстановление экологии человека, его душевного равновесия.

  • Принцип культуросообразности предусматривает максимальное использование культуры той среды, в которой находится ДОУ.

  • Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек - целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга.

  • Принцип непрерывности воспитания включает в себя постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности.

Успешное выполнение во многом определяет кадровый состав.

Для реализации программы в ДОУ созданы условия.

Необходимое техническое оснащение:

  • компьютер для мониторинга;

  • телевизор и видеомагнитофон;

  • музыкальный центр;

  • видеокамера и фотоаппарат (фиксирования мероприятий, фрагментов занятий).

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Важнейшей задачей при решение проблемы формирования православной культуры является управление этим процессом. В качестве основного фактора повышения эффективности управления Ю.А. Конаржевский выделяет педагогический анализ, М.М. Поташник считает значимым аспектом управления его демократизацию и т.д.

Под управлением понимается деятельность заведующей ДОУ и его коллектива в интересах поиска и реализации наиболее эффективных методов решения основных задач нравственного характера.

В модели управления ДОУ можно условно выделить 4 уровня (схема 2).

Проект «Православная культура»



Схема 2.

Структура управления и педагогического руководства позволяет осуществлять функциональное взаимодействие специалистов различного профиля и основные направления их деятельности.

ОБОСНОВАНИЕ БЮДЖЕТА ПРОЕКТА

Предполагается оборудование православной комнаты.

Средства, полученные в виде гранта в случае победы в конкурсе, планируется израсходовать на создание развивающей образовательной среды в ДОУ.

Реализация проекта в полном масштабе потребует финансирования в объеме, не превышающем 500 000 рублей.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексий II. В духе целомудрия и чистоты (воспитания детей). М., 2000.

  2. Арапович Б., Мател В. Детская библия. - М., 2009.

  3. Баранов А. Двенадцать праздников церкви. - М., 2009.

  4. Бородина А.В. Мы и наша культура. - М., 2009.

  5. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. - М.: ВЛАДОС, 2008.

  6. Жития святых для детей. - М., 2006.

  7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в сфере христианской антропологии. - М., 2006.

  8. Зеньковский В.В. Педагогика. - Клин: Христианская жизнь, 2002.

  9. Игумен Иоанн (Экономцев) Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспектива // Педагогика, 1999. №4.

  10. Мень О. Культура и духовное восхождение. - М., 1992.

  11. О семье христианской. - М., 2001.

  12. Павлоградская Л.Д. Житие и чудеса праведного иерея Стефана Щербиновского. - СПб., 2004.

  13. Потаповская О.М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников. - М., 2009.

  14. Православный календарь. - М., 2008.

  15. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  16. Сметанюк А., Петрыкина М. Храмы Екатеринодара. - Краснодар: Екатеринодар, 2006.

  17. Тальберг Н. История христианской церкви. - М., 2008.

  18. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1998.

  19. Шестун Е. Православная педагогика. - Самара, 1998.

  20. Юрасов А. Господи, благослови! - М., 2007.




© 2010-2022