• Преподавателю
  • Другое
  • Организация взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей в клубе по месту жительства

Организация взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей в клубе по месту жительства

Статья: Организация взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей в клубе по месту жительства.В педагогической литературе разработаны теоретические основы построения педагогической системы воспитания личности школьника в разных образовательных учреждениях, также делается акцент на качественно новые условия в воспитании детей в учреждениях дополнительного образования, но готовых ответов на вопрос воспитания через выстраивание диалоговых отношений между родителями и педагог...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»



Организация взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей в клубах по месту жительства.





Составитель: Кашкарева Наталья Ивановна

Педагог дополнительного образования



город Саянск



Организация взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей в клубах по месту жительства.

Среди всех факторов, оказывающих влияние на процесс социализации молодёжи, особое место занимает семья, поскольку именно там закладываются основные нормы и принципы, ценностные ориентации формирующейся личности. Особенно большое влияние семья оказывает на усвоение социальных, трудовых, профессиональных, этических ценностей. Но семья на сегодняшний день с большим трудом справляется со своими обязанностями. В последние годы наблюдается процесс отдаления детей от своих родителей. Рост разводов, увеличение неполных семей, внебрачные связи, детский суицид, увеличение подростковых беременностей, самый высокий процент брошенных детей - вот не полный перечень, свидетельствующий о кризисе института семьи.

В современную эпоху даже в стабильных обществах увеличивается разрыв между ценностями старшего и младшего поколений, а в России, где происходят радикальные перемены, эти расхождения во взглядах детей и родителей на жизнь более углубляются.

Важная роль в разрешении данной проблемы принадлежит учреждениям дополнительного образования, которые осуществляют социально-педагогическую миссию, вобрав в себя многие черты семейного воспитания, и совмещают добровольные занятия, тесные деловые контакты, неформальное общение между родителями и детьми.

Специфика деятельности клубной работы заключается в особом образовательном пространстве, которое осваивает ребёнок в свободное время с учётом своих интересов и потребностей. Здесь уютно каждому, каждого уважают и ценят, независимо от успехов в учёбе, каждый становится интересен себе и другим. Педагоги клубов по месту жительства стремятся к социальному партнёрству с семьёй, активно включают родителей в образовательный процесс. В клубах существует много разнообразных форм совместной деятельности педагогов, родителей и их детей, это формы познавательной деятельности, трудовой деятельности и формы проведения досуга.

В педагогической литературе разработаны теоретические основы построения педагогической системы воспитания личности школьника в разных образовательных учреждениях, также делается акцент на качественно новые условия в воспитании детей в учреждениях дополнительного образования, но готовых ответов на вопрос воспитания через выстраивание диалоговых отношений между родителями и педагогами в системе дополнительного образования - наука не даёт. Учреждения дополнительного образования, в частности клуб по месту жительства, то место, куда дети приходят сами, по желанию выбирая то или иное направление деятельности. Они интуитивно находят для себя комфортные условия пребывания, значит и родители, по-нашему мнению, должны быть заинтересованы такой занятостью своих детей, и поэтому выстраивание диалоговых отношений с родителями на современном уровне педагогами дополнительного образования в клубах по месту жительства, как никогда актуально.

Однако на практике наблюдается низкая заинтересованность родителей в организации взаимодействия с педагогами дополнительного образования. Родители часто рассматривают деятельность детей в клубах по месту жительства как досуговое времяпрепровождение, не признавая высокого уровня воспитательного воздействия. Проблема во взаимодействии родителей и педагогов дополнительного образования в клубах по месту жительства назрела давно, время диктует нам потребность в тесном взаимодействии и взаимопонимании с родителями.

(Центральной идеей выстраивания новой системы работы с семьей в клубе по месту жительства «Пилигрим» города Саянска стала идея субъект-субъектного взаимодействия родителей и педагогов дополнительного образования. Наряду с использованием общеизвестных, традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации, творческие гостиные, семейные праздники, выставки и т.д.), вызовы времени диктуют необходимость поиска новых нетрадиционных эффективных форм взаимодействия. Главным принципом, обеспечивающим эффективность таких форм взаимодействия, на наш взгляд, является ориентация на реальные потребности конкретных родителей, осознание ими значимости деятельности клубов по месту жительства в обеспечении успешной социализации детей. Основным направлением исследовательской работы по формированию у родителей потребности во взаимодействии с педагогами мы определяем принцип субъект-субъектного взаимодействия педагогов дополнительного образования и родителей в клубе по месту жительства.

С целью обоснования и разработки педагогических условий организации субъект-субъектного взаимодействия педагогов дополнительного образования и родителей в клубе по месту жительства, в рамках инновационной деятельности разработан социально-педагогический проект «Семья и педагог: партнёрство и взаимодействие», в котором определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи, выбраны приоритетные направления деятельности.

В модели субъект-субъектного взаимодействия педагогов дополнительного образования и родителей в клубе по месту жительства определены принципы, формы, направления и средства взаимодействия.

Организация взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей в клубе по месту жительства .

основные направления взаимодействия с семьёй построенных на принципах: соглашения, сопереживания и сотворчества,

Внедрение новых форм взаимодействия с родителями, на наш взгляд будет способствовать развитию субъектной позиции всех участников образовательного процесса.

В ходе реализации проекта было опрошено 98,3% воспитанника Дома детского творчества обучающиеся отмечают, что идеальным родителем являются тот, который служит им положительным примером во всем. У100% обучающихся 2-4-х классов идеальным является бабушка. 81% подростков 93% старшеклассников критически относятся к семье, ее укладу ее членам.87% обучающихся высказались за необходимость педагогической поддержки семей. Отсюда возникает необходимость тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Поэтому главной целью педагогического коллектива клуба по месту жительства «Пилигрим» во взаимодействии с родителями воспитанников заключается в объединении усилий семьи и учреждения дополнительного образования для создания условий по формированию семейных ценностей. В процессе реализации необходимо решение следующих задач:

  • изучение специфики потребностей семьи;

  • укрепление традиций семейного воспитания;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • взаимодействие и партнёрство.

Для выполнения поставленных задач в работе по взаимодействию с семьёй приоритетными выбраны следующие направления деятельности:

  1. формирование у родителей культуры принадлежности к образовательному и воспитательному пространству их детей, которое в себя включает - ознакомление родителей с историей и традициями учреждения, с достижениями обучающихся, с уставом и правилами поведения, знакомство с планом учебно-воспитательной работы, с администрацией и педагогическим коллективом, создание условий для принятия совместных решений по организации мероприятий и участию в них родителей, совместное посещение музеев, выставочного зала, экскурсий, походов, поездок;

  2. опережающее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечение специалистов: психологов, медицинских работников, представителей общественных организаций через беседы и консультации;

  3. педагогическая диагностика семьи (предварительная, оперативная и итоговая), которая даёт возможность конструктивного планирования учебно-воспитательной работы. Предварительная диагностика проводится при подготовке: родительских собраний; тематических и индивидуальных консультаций; массовых мероприятий; организации поездок и экскурсий.

Оперативная диагностика имеет место: при возникновении конфликтных ситуаций между родителями и детьми; в решении проблемных ситуаций, которые возникают между обучающимися.

Итоговая диагностика осуществляется: в конце учебного года и по результатам участия в организационно-массовых мероприятиях, фестивалях, выставках, конкурсах. Диагностика помогает выявить проблемы в отдельных семьях, выбрать правильную линию поведения с членами семей. Деятельность педагогического коллектива с учетом результатов диагностики позволяет зачастую коренным образом влиять на общение членов семей, стратегию поведения взрослых по отношению к детям.

В соответствии с запросами и потребностями родителей и детей, в ходе реализации проекта были проведены коллективные творческие дела: «Покровская ярмарка», «Зарница», выставки совместных работ детей и родителей «Мир твоих увлечений», творческий конкурс «Дружная семейка», где вниманию зрителей были представлены выставки семейного творчества. Большой интерес вызвали творческие мастерские для воспитанников и их родителей, где опытные педагоги прикладники давали практические советы, как украсить и оформить домашний интерьер к новому году, своими руками изготовить ёлочные игрушки и подарки. В течение учебного года по воскресным дням работали клубы по интересам для совместного творчества детей и родителей. Открытые занятия для родителей давали возможность узнать, какие умения и навыки приобретают их дети в процессе обучения. По результатам обучения на творческих отчётах детских коллективов наиболее активные семьи были отмечены благодарственными письмами.

В течение учебного года были апробированы новые формы и средства взаимодействия с семьей: презентация работы клуба по месту жительства для родителей, открытый день в клубе - посещение занятий, круглый стол, сценическая демонстрация творческого характера для родителей (спектакль, праздник, дефиле), семейный диалог (обмен между воспитанниками своими отношениями в семье), родительская студия (обмен опытом семейного воспитания), конкурсы, выставки, научно-практическая конференция.

При формировании модели взаимодействия педагога дополнительного образования и родителей в клубе по месту жительства были разработаны целевые социально-педагогические подпрограммы: «Бюро добрых услуг» (социальная адаптация подростков), «Веселый калейдоскоп» (организация познавательного досуга), Творческая гостиная (неформальное творческое общение детей и взрослых, обмен опытом), Творческая мастерская (сотворчество взрослых и детей), «Орбита» (студенческий молодёжный клуб), родительская студия «Гармония».

По результатам анализа педагогического взаимодействия с семьями благодаря инновационной деятельности, реализации вышеперечисленных целевых программ и индивидуальной работы с родителями наметились положительные тенденции влияния родителей на воспитательную деятельность: на 18% увеличилось количество семей, принимающих участие в работе семейных клубов, родители проявляют активную заинтересованность в результатах деятельности клубов. Опросы воспитанников показали, что семьи стали чаще проводить свои выходные вместе: бывать на лыжной базе, ходить на каток, посещать бассейн (рост на 11% в сравнении со стартовой диагностикой).

Позитивные результаты совместной работы учреждения дополнительного образования в лице клубов по месту жительства и семей воспитанников отражены в положительных публикациях родителей в средствах массовой информации и в книге отзывов.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновационные формы позволяют обеспечивать активное взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников и создает условия для формирования позитивных семейных ценностей и социализации обучающихся. Мы глубоко уверены, что лишь сознательное взаимодействие семьи и образовательных учреждений дополнительного образования, позволит сделать процесс воспитания подрастающего поколения по-настоящему эффективным и успешным.





© 2010-2022