• Преподавателю
  • Другое
  • Семинар для школьных библиотекарей Инновационные методы продвижения детской книги к читателю

Семинар для школьных библиотекарей Инновационные методы продвижения детской книги к читателю

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Табагинская средняя общеобразовательная школа»

городского округа «город Якутск»















Семинар для школьных библиотекарей Инновационные методы продвижения детской книги к читателюИнновационные методы продвижения

детской книги к читателю


Семинар школьных библиотекарей






Подготовила: заведущая

МОБУ ТСОШ Битаева А.И.


Якутск 2014 г.

В настоящее время инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечное дело не явилось исключением.
Основная тенденция последних лет - утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

В условиях информационной глобализации ослабление интереса к чтению - общемировая тенденция, а в России эта проблема приобретает более острый характер. Происходит не только отчуждение молодежи от книги, падение общей книжной культуры, но и утрата национальных традиций книжности. Рост числа «нечитателей», потеря интереса к книге и чтению у различных возрастных и социальных категорий требует пристального внимания. Сегодня в России проблемы чтения столь серьезны, что в их решении должны принимать участие и государство, и все общество.
На первый план сегодня выходит проблема организации библиотечного пространства. Сегодняшняя библиотека призвана быть многоликой и разной: с «шумными» и «тихими» зонами, с открытыми пространствами и уединенными местами.

Необходима серьезная работа, направленная на создание комфортной среды для интеллектуального общения. Для этого книжные фонды должны комплектоваться преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов Интернета.
Воспитать в детях «привычку к библиотеке» - процесс, требующий постепенности. Надо, чтобы при подготовке к урокам им было «не избежать» библиотеки - и это совместная работа библиотекарей с педагогами. Эта работа должна начинаться у нас с самого раннего возраста, с детского сада. А дальше детям обязательно станет в библиотеке попросту интересно, их будет туда тянуть…

В настоящее время у печатных изданий немало конкурентов: телевидение, видео, компьютер. Но книга по-прежнему необходима, ибо первая открывает ребенку мир, учит сопереживать, сострадать, порадоваться, а задача взрослых - пробудить, воспитать, укрепить в неокрепшей душе эту драгоценную способность.

Существуем много методов и приемов работы по привлечению детей и подростков к книге, но современная жизнь заставляет искать новые способы привлечения детей к чтению.

Современный подросток, прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для библиотекаря - привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.


Современные приѐмы и методы привлечения детей к чтению

Флэшмоб - в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа». «Флэш» - вспышка, миг, мгновение; «моб» - толпа. Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (по сценарию) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало.

Флэшмоб - это представление, рассчитанное на случайных зрителей, у которых возникают неоднозначные чувства: непонимание, интерес, ощущение необычности происходящего. Участники акции ведут себя так, будто все происходящее нормально и естественно: серьезные лица, никто не смеется и все делают вид, что не знакомы друг с другом. Сходятся, на несколько минут образуя группу, объединенную общим действием, а потом расходятся по одному. Флэшмоб не может быть использован в корыстных целях: это не реклама, не предвыборные акции в пользу кого-либо из кандидатов. Существуют правила флэшмоба, которые подробно, по пунктам изложены на нескольких веб-сайтах (мы не нарушаем общественный порядок, мы не оставляем после себя мусора, мы не участвуем в поднятии рейтингов в любых

голосованиях и др.), там же можно найти и примеры сценариев акций. Российский флэшмоб существует уже 5 лет.

Флэшмоб - это игра, но возможно использовать эту игру для того, чтобы привлечь внимание к проблеме кризиса чтения: привлечь внимание к книге, чтению, библиотеке. Например, в людном месте подходя с разных одному, по два, собирается несколько человек, достают книги, журналы, газеты - и читают. Группа держится вместе несколько минут - и расходится. Необычно, ярко, креативно - внимание наблюдающих обеспечено. Наблюдающие, как минимум, вспомнят о существовании печатных изданий.

Буккроссинг - в дословном переводе с английского это значит «книговорот», «освободите книги» (бук - книга, кроссинг - переход, переезд, передача). Буккроссинг - это Интернет-игра, основной принцип которой: прочитал - отдай другому. По условиям игры книгу сначала регистрируют на специальном сайте, а затем оставляют в людном месте, то есть «отпускают» и «ловят» книги. Нашедший книгу и взявший ее себе, регистрирует свою находку на этом же сайте. Девиз буккроссинга: «Превратим весь мир в библиотеку». В России буккроссинг нашел своих последователей в 43 городах.

Безопасные полки устраивают в библиотеках, в магазинах, в кафе, в учебных заведениях. Книгу с «Безопасной Полки» может взять любой желающий. Однако далеко не все нашедшие книгу, регистрируют ее. Из 27 112 зарегистрированных «отпущенных» в России книг (за месяц - 1750), только 3005 книг зарегистрированы как найденные. Многие библиотеки России принимают участие в буккроссинге, используя различные вариации этой игры. Суть игры в том, чтобы передать хорошую или просто прочитанную книгу - другому. Так во многих библиотеках появляются «свободные полки», на которые каждый может поставить свою книгу или взять понравившуюся книгу себе.

Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы читателей, в библиотеках появляются новые, нетрадиционные формы работы. Свидетельством возросшего творческого потенциала, профессионализма библиотекарей являются следующие

Библиогид «Тысяча мудрых страниц» - информационный обзор новинок энциклопедической и справочной литературы.

Фестиваль молодѐжной книги «Без добрых книг душа черствеет»,

Цель фестиваля - поднять интерес к чтению в молодѐжной среде.

Проводится анкетирование «Книга в моей жизни» среди старшеклассников с целью изучения читательских потребностей и мотивов чтения. Итоги исследования обнародуются на торжественном открытии фестиваля. Заранее объявляется конкурс сочинений «Моя любимая книга», цель которого - популяризация чтения в молодѐжной среде - совпадает с целью фестиваля. Победители конкурса сочинений «Моя любимая книга» награждаются дипломами и памятными призами на торжественном открытии фестиваля.

Весь фестивальный день наполняется настоящим фейерверком мероприятий: выставки, конкурсы, викторины, концерт, просмотр фильмов в библиотеки, встречи с местными писателями и поэтами. Закончит фестиваль акция «Читают все». Организаторы, гости, участники праздника раздают листовки, призывающие читать, и списки, самых читаемых книг года.

Поэтический поединок на импровизированной мини - площадке у библиотеки - юные литераторы, взрослые и подростки, дети, сменяя друг друга, читают произведения поэта - юбиляра.

Литературные сумерки - настоящий лабиринт ужасов, куда, по стечению обстоятельств, забросило группу искателей приключений, для которых подготовлена экстремально-развлекательная вечеринка «Отважные искатели».

Например хозяйкой вечера может стать очаровательная пиратка и гламурная колдунья, которые сопровождала ребят по лабиринтам библиотеки.

Искатели совершали четыре остановки: на «Детективная» где ребята будут вести необычное литературное расследование. В «Компьютерной мастерской Тролля» ребята в экстремальных условиях должны бытут быстро собрать компьютер. Но главное подстерегало впереди - «Лабиринт ужасов» в библиотечном подземелье. Тут искателей уже будет поджидать Баба Яга, Кащей Бессмертный, Печальный Призрак графини - и так просто из лабиринта они никого не выпустят. Для начала - тест на храбрость и ребята прошли его достойно. Но этого недостаточно. Чтобы пройти еще одно испытание понадобились ловкость, сообразительность и самое главное - книжная эрудиция. А конечная остановка - в «Зале веселых приключений». Викторины, конкурсы, сложные задания и, наконец, награждение победителей.

Какая же вечеринка без музыки и танцев? Продолжать вечер будет сюрприз - самая настоящая веселая дискотека, на которой они оторвутся по полной программе.

Сегодня книге приходится бороться за аудиторию с телевидением, кино, Интернетом. Но чтение - это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить.

Какие бы технологии ни появлялись, как бы политические системы ни менялись, как бы ни касались нас проблемы кризиса, а чтение на любых носителях - необходимый элемент развития мыслящего человека. Поэтому приоритетным направлением деятельности любой библиотеки, сегодня должно стать продвижение и популяризация чтения. Однако появление новых информационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии чтения. Сегодня читателя необходимо убедить в том, что «Читать - это модно!».

В настоящее время у печатных изданий немало конкурентов: телевидение, видео, компьютер. Но книга по-прежнему необходима, ибо первая открывает ребенку мир, учит сопереживать, сострадать, порадоваться, а задача взрослых - пробудить, воспитать, укрепить в неокрепшей душе эту драгоценную способность.

Последнее время сложилось мнение, что люди перестали читать, потому что компьютер вытесняет книгу, и скоро вытеснит совсем. Мы привычно обвиняем прогресс в снижении интереса к чтению, считая, что этот процесс от нас не зависит, и влиять на него мы не можем.

На самом деле электронная культура способна усилить возможности книжной. Необходимо не противопоставлять, а сочетать книжную культуру и возможности электронной. Такие понятия как «Интернет», «web-сайт», «e-mail», «локальная сеть» - просто очередной инструмент, который помогает решить проблему продвижения чтения новыми и современными методами.

Книги всегда будут востребованы, ведь большинство сведений в Интернете берутся все-таки из книг. Хочется вспомнить слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой».

Рекомендации для современных библиотек в условиях глобализации:

  • осознайте свою уникальность во всем том, что касается ваших ресурсов, возможностей и задач;

  • используйте все возможности, но не забывайте об опасностях;

  • ищите пути сотрудничества, а не противостояния;

  • помните, что читатель первичен, а библиотекарь вторичен;

  • учитесь анализировать любую информацию - даже ту, которую получаете со страниц периодики, экранов телевизоров, разговоров с коллегами и друзьями;

  • учитесь прогнозировать;

  • делитесь своими проблемами, вполне вероятно, что кто-то уже нашел их решение.

И если мы будем стараться следовать этим рекомендациям, осваивать новые методы работы с читателями только тогда у нас есть шанс не пропасть на просторах глобализации, обеспечить качество услуг библиотеки и усовершенствовать работу по продвижению книги к читателю.

Если мы хотим духовно возродить Россию, то должны обязательно читать книги!


Список использованной литературы



1. Пеннак, Д. Как роман: [пед. эссе]/Даниэль Пеннак: пер. с

фр. Натальи Шаховской. - [2-е изд.]- М.: Самокат, 2010. - 160 с. -

(Серия «Самокат для родителей»).

2. Семилет Н.В. «Нельзя быть увядающей фиалкой и работать в

библиотеке» / Н.В. Семилет, Г.Гречко // Школьная библиотека.-

2011. - № 5. - С. 17-20.

3. Фаулер, С. «Тридцать минут в неделю с пользой на всю

жизнь».// «Современная библиотека».- 2010. - № 3. - С. 110 - 111.

4. Шуйская Т. У творчества нет границ: Национальная программа

чтения. Продвижение книги/Т.Шуйская//Библиотека. 2009. -№2. -

С.27-29.

5. bookcrossing.ru

6. ru.wikipedia.org/wiki

7. bibl-mobl.ru

8. unatlib.org.ru/index.php




Список рекомендуемой литературы



  1. Инновации в библиотеках /Е.Ю. Качанова; СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2003. - 318с. - Серия Библиотека

  2. Власова И.Н. Традиции и инновации в библиотеке /Библиотека.-1999.- №6.- с.39-44.

  3. Матлина С.Г. Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций //Библиотековедение. - 1993.- №4. с.18-32.

  4. Матлина С.Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики //Библиотековедение. - № 2. - С. 39-53.

  5. Карташов Н.С. Инновационные процессы: общее и частное //Библиотека. - 1998. - №3. - С.39-42.

  6. Комиссарова Л.Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования: размышления методиста // Новые методы и старые принципы // Библиотековедение. - № 4. - С. 35-40.

  7. Кривова Н. Новые методы и старые принципы // Библиотека. - 1999. - № 1. - С.24-25.

  8. Богатов Б. и Усачев М. Автоматизация в библиотеках России. Библиотекарь 1991. - №10. - С.24-28.

  9. Цыганова Н.Н. Управление нововведениями // Мир библиотек сегодня. - 1998. - № 2. - С.44-49.




Приложение 1.

Инновация - это создание принципиально новых образцов библиотечной деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень.

Практика убеждает: любая инновация выходит за пределы нормированной деятельности и всегда устремлена к прорыву.

Инновация в библиотеке - условие и инструмент не только развития и, в некоторых случаях, выживания, но и средство повышения предельной полезности деятельности библиотеки

Библиотека изначально инновационна - обладает большой долей изменчивости и адаптивности - иначе она не просуществовала бы столько тысячелетий. В инновационной деятельности современной библиотеки присутствуют два слоя: постоянные незначительные изменения - это фон, постоянная деятельность точки изменений - это различные проекты или радикальные изменения в деятельности, структуре и организации библиотеки.

Направления инновационной деятельности улавливать приоритеты общественного развития и находиться в одном с ними русле.

Основные условия инновационного развития библиотек.

1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА - НЕ МОДА, А УСТОЙЧИВЫЙ ТРЕНД.

2. ИННОВАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ ИМЕЮТ СПЕЦИФИКУ, ОТЛИЧАЮЩУЮ ИХ ОТ ИННОВАЦИЙ В ДРУГИХ СФЕРАХ.

3. БИБЛИОТЕЧНАЯ ИННОВАЦИЯ - ЭТО И ПРОЦЕСС, И РЕЗУЛЬТАТ = РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕССА.

4. ЛЮБАЯ ИННОВАЦИЯ НЕИЗБЕЖНО СО ВРЕМЕНЕМ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОБЫДЕННОСТЬ, А ЗАТЕМ И В ТРАДИЦИЮ.

5. БИБЛИОТЕЧНЫЕ ИННОВАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫ.

6. ИННОВАЦИОННОСТЬ - ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

7. СРЕДИ ИННОВАТОРОВ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПОБЕЖДЕННЫХ.

8. НАСТОЯЩАЯ ИННОВАЦИОННОСТЬ - ДЕЛО ОТНЮДЬ НЕПОКАЗНОЕ.

9. ИННОВАЦИИ «В ПРЫЖКЕ» И НА «АВОСЬ» НЕ ДЕЛАЮТСЯ.

Эти условия позволят библиотеке соответствовать современному уровню требований

«Десять прав читателя»


1. Право не читать.

2. Право перескакивать.

3. Право не дочитывать.

4. Право перечитывать.

5. Право читать что попало.

6. Право на боваризм.

7. Право читать где попало.

8. Право читать вслух.

9. Право втыкаться.

10. Право молчать о прочитанном.

Если выделить главное, то суть этих «десяти прав» сводится к тому, что нужно уважать читателя в каждом человеке и, конечно же, в наших пользователях. Не относиться к ним так, будто они обязаны читать, будто не читающий - плох изначально.



9



© 2010-2022