- Преподавателю
- Другое
- Правовое воспитание детей в условиях детского дома
Правовое воспитание детей в условиях детского дома
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Симонова Е.Ф. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Правовое воспитание детей в условиях детского дома
Политика российского государства направлена на подготовку детей-сирот к решению социально-экономических задач. Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт.
Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.
Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных задач, касающихся защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др. В этой связи в детском доме возникла необходимость создания эффективной системы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Отсутствие опыта часто порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход... Как правило, такого человека у сироты нет.
Одним из важных направлений подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни является правовое воспитание.
Во многих странах мира изучение прав человека на ранних этапах уже давно стало неотъемлемой частью образования. Необходимость правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе отражена и в ряде писем Министерства образования РФ.
Проблемы правового воспитания и защиты прав воспитанников детских домов очевидны в современных социально-правовых и экономических условиях нашей страны.
Общероссийская статистика показывает, что уровень криминализации среди воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недопустимо высок. Из 15 тысяч несовершеннолетних выпускников детских домов и интернатов в течение года пять тысяч попадают в число подсудимых, доля осужденных несовершеннолетних, являющихся сиротами или оставшимися без попечения родителей, ежегодно увеличивается в пределах 8,6 % - 11,1 %. За последние 10 лет количество ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилось на 26 %.
Тревожит не только частое нарушение представителями данной социальной группы правовых запретов, но и несоблюдение, недостаточно ответственное отношение к своим обязанностям (например, по уплате коммунальных платежей) и даже неумение пользоваться своими правами, их недооценка.
Вопрос защиты воспитанников детских домов от всех форм насилия остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в рутине ежедневной педагогической работы.
Решение данной проблемы мы увидели в создании программы формирования правовой грамотности наших воспитанников.
Основной целью программы «Школа правовых знаний» является повышение правовой компетенции выпускников, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций, правовая помощь.
Задачи:
-
осуществлять контроль соблюдения социальных прав выпускников детского дома.
-
обеспечивать защиту прав выпускников.
-
оказывать помощь в обеспечении льготами, предусмотренными в Российской Федерации.
-
познакомить с видами государственной помощи и системой льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понятиями «социальное обеспечение», «категории населения», «налоги», «пенсионное страхование», письменное и устное обращение в эти организации.
-
формировать навыки взаимодействия со специалистами необходимых организаций, навыки получения нужной информации.
Проблема адаптации детей-сирот продолжает стоять все так же остро, как и десятки лет назад. Это происходит по многим причинам, одна из которых низкий уровень правовой осведомленности. В связи с этим выпускники детского дома попадают в сложную ситуацию: теряют жилье, не могут устроиться на работу, отстоять свое право на льготы и пособия. Лишь небольшое количество выпускников детских домов находят себе место в жизни.
Правовая неосведомленность нередко делает выпускников детских домов потенциальными жертвами преступлений или непосредственными участниками этих преступлений.
Социальная служба детского дома принимает непосредственное участие в решении проблем выпускников. В рамках данной программы ею оказывается непосредственная социально-правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях с целью обеспечения элементарных стартовых возможностей в социально-бытовой сфере и сохранения того, что обеспечивает сегодня выпускнику-сироте Российское законодательство, обучение самостоятельному поиску и получению информации в области защиты своих прав.