- Преподавателю
- Другое
- Занятие для педагогов «Пути разрешения конфликтов между педагогами и родителями»
Занятие для педагогов «Пути разрешения конфликтов между педагогами и родителями»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Трушникова О.И. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Пути разрешения конфликтов между педагогами и родителями»
Цель: вырабатывать у педагогов умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «педагог - родитель»; способствовать осознанию педагогов причин и последствий конфликта
Материалы: листы бумаги, ручки, доска,
-
Этап:
Упражнение «Яблоко»
Ведущий говорит мягко и спокойно
Сядьте поудобней, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог - родитель».
Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «педагог - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для педагога крайне важно.
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему педагога, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т.д.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
-
Возникновение конфликта (появление противоречий)
-
Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной
-
Конфликтное поведение
-
Исход конфликта
Известный психолог К.Томос выделяет пять способов разрешения конфликтов (участники семинара получают таблицу 1, ведущий кратко характеризует каждый из способов). В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Давайте вернёмся к результатам упражнения «Яблоко» и попробуем определить, к какому способу выхода из конфликта относятся ваши ответы. (Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).
Сегодня поучимся позитивно разрешать конфликтные ситуации.
1 упражнение. Ведущий пишет на доске или листе бумаги слово КОНФЛИКТ. Предлагает группе по одному перечислить слова, приходящие в голову при мыслях о конфликте - такие как, например, "боль, борьба, энергия, изменение". Когда больше идей нет или лист бумаги заполнен полностью, ведущий просматривает вместе с группой составленный список слов. Далее берется два маркера разного цвета (либо используются знаки "+" и "-"). Обращение к группе: "Какие слова являются положительными, какие отрицательными, какие нейтральные?" Возможно, в группе возникнут разногласия, (которые нет необходимости разрешать), по определению отдельных слов в ту или иную категорию.
2 упражнение. Инструкция: "Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт - это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по середине линии либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту".
Когда все выбрали свое место, ведущий спрашивает: "Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?" После высказываний участников ведущий продолжает: "Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете - станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии". Снова предложите объяснить их выбор. В конце упражнения: "Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть". Дается время на перестановку. В конце упражнения обсуждение.
Но для начала порассуждаем, нужны ли вообще конфликты с родителями.
Положительные и отрицательные стороны конфликтов
Положительные
Отрицательные
-
Получение социального опыта
-
Нормализация морального состояния
-
Получение новой информации
-
Разрядка напряжённости
-
Помогает прояснить отношения
-
Стимулирует позитивные изменения
-
Настроение враждебности
-
Ухудшение социального самочувствия
-
Формализация общения
-
Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение
-
Эмоциональные затраты
-
Ухудшение здоровья
-
Снижение работоспособности
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их. Этому мы и поучимся.
3 упражнение. «Как поступить?»
Педагоги распределяются по парам. Один берёт на себя роль мамы, которая предъявляет претензии к педагогу. Перед ним стоит задача - найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. Когда выход будет найден, участники игры меняются ролями.
Вывод:
-
Какую роль было легче реализовать - роль «предъявителя претензии» или роль «ответчика»?
-
Что должен делать педагог, если он не в состоянии убедить родителя?
-
Какие, на Ваш взгляд, претензии чаще всего предъявляют родители?
4 упражнение. «Достойный ответ»
Участники располагаются по кругу. Каждый получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Участник, обращаясь к соседу справа, произносит записанную на карточке фразу. Задача соседа - достойно ответить на этот «выпад». Когда каждый побывает в качестве «нападающего» и в качестве «жертвы» упражнение заканчивается.
Вывод:
-
Легко ли вам было выполнять задание?
-
Принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе?
-
Легко ли было найти достойный ответ, а не ответить оскорблением?
Несмотря на то, что конфликты считают нормой общественной жизни, мы должны стремиться к тому, чтобы они возникали между педагогами и родителями как можно реже. А для этого необходимо стремиться к сплочению педагогов и родителей.
2 Этап:
Упражнение «Ваши предложения»
Участники делятся на две команды. Каждая команда обсуждает и записывает рекомендации по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить педагогов и родителей. Затем рекомендации зачитываются вслух, объясняется целесообразность их реализации.
Но если все-таки конфликт возник, необходимо вести себя достойно и стремиться разрешить его. В этом вам помогут следующие рекомендации (педагоги получают таблицу 2, ведущий озвучивает её).
Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и у родителей важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
3 Этап:
Антистрессовое упражнение
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаш, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до её полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Итог: участники высказывают своё мнение о прошедшем мероприятии, говорят, что полезного они узнали, что им не понравилось.