Программа элективного курса Крым

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема элективного курса: Программа курса внеурочной деятельности по теме: «Наш Крым».

Степень актуальности. Актуальность элективного курса заключается в важности тех проблем, которые возникли в связи с событиями 2014 г., а именно - воссоединением Крыма с Россией. Необходимо так же показать учащимся исторические связи Крыма и России и их развитие на протяжении веков.

Цель элективного курса:

Формирование у учащихся целостного представления об истории Крыма и народов его населяющих, в контексте общероссийской истории.

Задачи элективного курса:

  1. Дать общее представление об основных этапах крымской истории.

  2. Показать неразрывность истории Крыма и России.

  3. Сформировать у учащихся представление о современной проблематике республики Крым, как субъекта Российской Федерации.

  4. Оценить потенциал Крыма в различных сферах жизнедеятельности российского общества.

  5. Познакомить учащихся с перечнем профессий, в которых нуждается крымский регион после воссоединения с Россией.

  6. Познакомить учащихся с выдающимися представителями Тверского Верхневолжья, чья деятельность связана с историей Крыма.

Количество часов - 17.

Тип курса - предпрофильный.

Программа состоит из трех модулей, соответствующих основным этапам истории Крыма: первого: (В глубь веков: историческое прошлое Крымского полуострова), в котором рассматриваются периоды от древнейшей истории до начала 20 века; второго: (Крым в советскую эпоху), этот период охватывает события с 1917 года по 1991 год); третьего: (На пути к воссоединению) рассматривающего проблемы Крыма в составе Украины, которые обусловили возвращение полуострова в состав России.

Формы занятий: беседы, лекции, экскурсии, просмотр кинофильмов; проектировочная деятельность, проблемно-ценностная дискуссия, дебаты учебно-исследовательская конференция.

Режим занятий: программа рассчитана на второе полугодие, для преподавания в 7 классе. Отдельные темы возможно использовать в качестве дополнительного материала в курсе истории России основной ступени среднего образования.

Ожидаемые результаты реализации программы

Получение учащимися знаний о истории Крыма, как органичного субъекта Российской цивилизации. Формирование у учащихся ценностного отношения к исторической реальности: воссоединение России с её исконными территориями, есть закономерный процесс, обусловленный рядом субъективных и объективных факторов.

Содержание программы

1 Введение. Таврида в глубокой древности.

Территория и население Крыма в каменном и бронзовом веках. Древнее население Крыма: тавры, киммерийцы, скифы, сарматы. Греческая колонизация, основание городов Херсонес, Пантикапей, Феодосия и т.д. Готское завоевание Крыма. Крым в составе Византии и Хазарского каганата.

2 «Глеб князь мерил воду по леду …»: Крым и Древняя Русь.

Крещение князя Владимира в Херсонесе. Тмутараканское княжество и его правители : князь Мстислав ,князь Глеб, князь Олег.

3 Крымское царство и Московское государство: от союза к противостоянию.

Монгольское нашествие и его последствия для Крыма. Мангупское Княжество. Завоевание Крыма турками-османами. Образование Крымского ханства. Хан Менгли-Гирей - союз с Москвой. Противостояние с Московским царством. Крымские походы.

4 Жемчужина в короне Российской империи.

Русско-турецкие войны и присоединение Крыма к России. Освоение Крыма- строительство городов: Севастополь, Одесса, Николаев. Рост населения и формирование его многонационального состава. Строительство Черноморского флота.

Крымская война и первая оборона Севастополя.

5 Крымская АССР

Конституция Крыма 1921 г. Административно-территориальное деление Крыма. Многонациональность и украинизация

6 Великая Отечественная война и Крым

Крым в начале Великой Отечественной войны и его стратегическое значение. Боевые действия в Крыму в 1941 г. Вторая битва за Севастополь. Крым в годы оккупации: партизанское движение на территории полуострова. Освобождение Крыма 1944 г.

7 Трагедия Крымско-татарского народа

Крымско-татарский народ в годы Великой Отечественной войны (Герои Советского союза). Причины и последствия насильственного переселения. Долгий путь реабилитации.

8 Передача Крымской области Украине в 1954 г.

Обстановка в СССР в 1954 году и решение Президиума Верховного Совета СССР в январе 1954 года. Статус города-героя Севастополя на момент передачи полуострова.

9 Крым и трагедия распада СССР: несбывшиеся надежды на возвращение.

Распад СССР. Отношения Россия - Крым - Украина. (Крым в составе Украины, крымская политика РФ после 1991 года, Будапештский меморандум 1994 года, договор между Россией и Украиной 1997 года). Пограничный вопрос между Россией и Украиной. Национальная политика Киева.

10 Севастополь и раздел Черноморского флота.

Политика Л. М. Кравчука в отношении Черноморского флота и Севастополя. Действия командующего флотом адмирала И. В. Касатонова. Раздел Черноморского флота. Харьковское соглашение 2010 года. Черноморский флот и идеология Киева. Состояние Черноморского флота России и Украины в началеXXI века.

11 Хроника воссоединения.

Обзор событий в Киеве в феврале 2014 года. Ситуация на Крымском полуострове (митинг в Севастополе 23.02.2014 года, Симферополь 26.02.2014 года). Переподчинение силовых структур Украины крымским властям 1.03.2014 года. Проведение референдума и его итоги. Мировая реакция на воссоединение Крыма с Россией. Правовой аспект присоединения Крыма.

12 Заключение. Будущее Крыма в составе России.

Крымская политика РФ. Формирование органов государственной власти на полуострове в составе РФ. Этнокультурная составляющая Крыма и РФ. Каким мы видим будущее Крыма в составе России? Потребности Крыма в новых профессиях. Тверской край и Крым.









1

Модуль 1 В глубь веков: историческое прошлое Крымского полуострова. (5 часов)

Введение.Таврида в глубокой древности.

1

Лекция Лекция с мультимедийным сопровождением Виртуальная экскурсия Природа и исторические достопримечательности Крыма.

Выявление ключевых позиций по теме занятия

2

«Глеб князь мерил воду по леду …»: Крым и Древняя Русь.

2

Лекция. Работа с документами

На основе анализа сведений из летписей сделать выводы о роли Крыма в формировании и становлении древнерусского государства.

3

Крымское царство и Московское государство: от союза к противостоянию.

2

Проблемно-ценностная дискуссия «Возможен ли был другой вариант взаимоотношений между Россией и крымским ханством»

участие в позиционной дискуссии

4

Жемчужина в короне Российской империи.

2

Беседа (сообщения, эссе, )

Обсуждение в ходе беседы подготовленных сообщений и эссе





Модуль 2 Крым в советскую эпоху (6 часов)

Крымская АССР

1

Лекция

Работа с источником (первая крымская конституция 10.11.1921 г.) Попытка украинизации

Великая Отечественная война и Крым

1

  1. Урок-презентация «Вторая оборона Севастополя»

Ключевые понятия:

  • Роль Крымского полуострова на южном фланге обороны СССР;

  • Оборона Севастополя 1941 г. Высадка советских войск в Феодосии;

  • Штурм Севастополя: битва батарей

1

  1. Крым во время оккупации

Творческие проекты.

Творческое задание:

  • Подготовить сообщение о войне в катакомбах Аджимушкая;

  • Подпольщики в годы войны: актеры Симферопольского театра

  • Пионеры - герои Крыма

1

Освобождение Крыма. Лекция

Ключевые понятия: май 1944 г. Освобождение

Творческое задание: подготовить сообщение к следующему уроку по теме герои Советского Союза - уроженцы Крыма.

Трагедия Крымско-татарского народа

1

Урок-дискуссия«Можно ли оправдать политику насильственного переселения народов Крыма?»

Обсуждение причин политики переселения;

Передача Крымской области Украине в 1954 г

1

Проблемный урок.Урок-практикум по работе с историческими источниками.

Работа с источниками: В чем Вы видите причины передачи Крыма Украине в 1954 г.?

В чем Вы видите незаконность передачи Крыма Украине в 1954 г.?

9

Модуль 3 На пути к воссоеднению (5 часов)

Крым и трагедия распада СССР: несбывшиеся надежды на возвращение.

1

Проблемный урок. Дискуссия на тему: «Трагедия распада СССР и место в нем Крыма».

Дискуссия, работа в группах.

10

Севастополь и раздел Черноморского флота.

1

Урок-лекция с элементами беседы

Просмотр фрагмента кинофильма и обсуждение «72 метра»

11

Хроника воссоединения.

1

Урок-дискуссия на тему: «Перспективы Крыма в Проблемы современного Крыма и его потенциал в различных сферах жизни Российского общества составе России».

Участие в дискуссии на основе работы с документами(газеты ,интернет ресурсы, видеоматериалы)

12

Заключение. Будущее Крыма в составе России.

1

Защита проектов: «Будущее Крыма в составе России».

«Профессии, нужные Крыму» «Наш край и Крым»

Обсуждение и защита проектов.

Используемая литература

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение 2010.

  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение 2011.

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. / Сост. Савинов Е.С. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. (Стандарты второго поколения)

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644).

  5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

  6. Кочегаров К.А. Крым в истории России. Методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Русское слово 2014.

  7. Преподавание истории в школе. № 6, 2014.



© 2010-2022