- Преподавателю
- Другое
- Программа элективного курса Крым
Программа элективного курса Крым
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Виноградов А.Ю. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема элективного курса: Программа курса внеурочной деятельности по теме: «Наш Крым».
Степень актуальности. Актуальность элективного курса заключается в важности тех проблем, которые возникли в связи с событиями 2014 г., а именно - воссоединением Крыма с Россией. Необходимо так же показать учащимся исторические связи Крыма и России и их развитие на протяжении веков.
Цель элективного курса:
Формирование у учащихся целостного представления об истории Крыма и народов его населяющих, в контексте общероссийской истории.
Задачи элективного курса:
-
Дать общее представление об основных этапах крымской истории.
-
Показать неразрывность истории Крыма и России.
-
Сформировать у учащихся представление о современной проблематике республики Крым, как субъекта Российской Федерации.
-
Оценить потенциал Крыма в различных сферах жизнедеятельности российского общества.
-
Познакомить учащихся с перечнем профессий, в которых нуждается крымский регион после воссоединения с Россией.
-
Познакомить учащихся с выдающимися представителями Тверского Верхневолжья, чья деятельность связана с историей Крыма.
Количество часов - 17.
Тип курса - предпрофильный.
Программа состоит из трех модулей, соответствующих основным этапам истории Крыма: первого: (В глубь веков: историческое прошлое Крымского полуострова), в котором рассматриваются периоды от древнейшей истории до начала 20 века; второго: (Крым в советскую эпоху), этот период охватывает события с 1917 года по 1991 год); третьего: (На пути к воссоединению) рассматривающего проблемы Крыма в составе Украины, которые обусловили возвращение полуострова в состав России.
Формы занятий: беседы, лекции, экскурсии, просмотр кинофильмов; проектировочная деятельность, проблемно-ценностная дискуссия, дебаты учебно-исследовательская конференция.
Режим занятий: программа рассчитана на второе полугодие, для преподавания в 7 классе. Отдельные темы возможно использовать в качестве дополнительного материала в курсе истории России основной ступени среднего образования.
Ожидаемые результаты реализации программы
Получение учащимися знаний о истории Крыма, как органичного субъекта Российской цивилизации. Формирование у учащихся ценностного отношения к исторической реальности: воссоединение России с её исконными территориями, есть закономерный процесс, обусловленный рядом субъективных и объективных факторов.
Содержание программы
1 Введение. Таврида в глубокой древности.
Территория и население Крыма в каменном и бронзовом веках. Древнее население Крыма: тавры, киммерийцы, скифы, сарматы. Греческая колонизация, основание городов Херсонес, Пантикапей, Феодосия и т.д. Готское завоевание Крыма. Крым в составе Византии и Хазарского каганата.
2 «Глеб князь мерил воду по леду …»: Крым и Древняя Русь.
Крещение князя Владимира в Херсонесе. Тмутараканское княжество и его правители : князь Мстислав ,князь Глеб, князь Олег.
3 Крымское царство и Московское государство: от союза к противостоянию.
Монгольское нашествие и его последствия для Крыма. Мангупское Княжество. Завоевание Крыма турками-османами. Образование Крымского ханства. Хан Менгли-Гирей - союз с Москвой. Противостояние с Московским царством. Крымские походы.
4 Жемчужина в короне Российской империи.
Русско-турецкие войны и присоединение Крыма к России. Освоение Крыма- строительство городов: Севастополь, Одесса, Николаев. Рост населения и формирование его многонационального состава. Строительство Черноморского флота.
Крымская война и первая оборона Севастополя.
5 Крымская АССР
Конституция Крыма 1921 г. Административно-территориальное деление Крыма. Многонациональность и украинизация
6 Великая Отечественная война и Крым
Крым в начале Великой Отечественной войны и его стратегическое значение. Боевые действия в Крыму в 1941 г. Вторая битва за Севастополь. Крым в годы оккупации: партизанское движение на территории полуострова. Освобождение Крыма 1944 г.
7 Трагедия Крымско-татарского народа
Крымско-татарский народ в годы Великой Отечественной войны (Герои Советского союза). Причины и последствия насильственного переселения. Долгий путь реабилитации.
8 Передача Крымской области Украине в 1954 г.
Обстановка в СССР в 1954 году и решение Президиума Верховного Совета СССР в январе 1954 года. Статус города-героя Севастополя на момент передачи полуострова.
9 Крым и трагедия распада СССР: несбывшиеся надежды на возвращение.
Распад СССР. Отношения Россия - Крым - Украина. (Крым в составе Украины, крымская политика РФ после 1991 года, Будапештский меморандум 1994 года, договор между Россией и Украиной 1997 года). Пограничный вопрос между Россией и Украиной. Национальная политика Киева.
10 Севастополь и раздел Черноморского флота.
Политика Л. М. Кравчука в отношении Черноморского флота и Севастополя. Действия командующего флотом адмирала И. В. Касатонова. Раздел Черноморского флота. Харьковское соглашение 2010 года. Черноморский флот и идеология Киева. Состояние Черноморского флота России и Украины в началеXXI века.
11 Хроника воссоединения.
Обзор событий в Киеве в феврале 2014 года. Ситуация на Крымском полуострове (митинг в Севастополе 23.02.2014 года, Симферополь 26.02.2014 года). Переподчинение силовых структур Украины крымским властям 1.03.2014 года. Проведение референдума и его итоги. Мировая реакция на воссоединение Крыма с Россией. Правовой аспект присоединения Крыма.
12 Заключение. Будущее Крыма в составе России.
Крымская политика РФ. Формирование органов государственной власти на полуострове в составе РФ. Этнокультурная составляющая Крыма и РФ. Каким мы видим будущее Крыма в составе России? Потребности Крыма в новых профессиях. Тверской край и Крым.
1
Модуль 1 В глубь веков: историческое прошлое Крымского полуострова. (5 часов)
Введение.Таврида в глубокой древности.
1
Лекция Лекция с мультимедийным сопровождением Виртуальная экскурсия Природа и исторические достопримечательности Крыма.
Выявление ключевых позиций по теме занятия
2
«Глеб князь мерил воду по леду …»: Крым и Древняя Русь.
2
Лекция. Работа с документами
На основе анализа сведений из летписей сделать выводы о роли Крыма в формировании и становлении древнерусского государства.
3
Крымское царство и Московское государство: от союза к противостоянию.
2
Проблемно-ценностная дискуссия «Возможен ли был другой вариант взаимоотношений между Россией и крымским ханством»
участие в позиционной дискуссии
4
Жемчужина в короне Российской империи.
2
Беседа (сообщения, эссе, )
Обсуждение в ходе беседы подготовленных сообщений и эссе
Модуль 2 Крым в советскую эпоху (6 часов)
Крымская АССР
1
Лекция
Работа с источником (первая крымская конституция 10.11.1921 г.) Попытка украинизации
Великая Отечественная война и Крым
1
-
Урок-презентация «Вторая оборона Севастополя»
Ключевые понятия:
-
Роль Крымского полуострова на южном фланге обороны СССР;
-
Оборона Севастополя 1941 г. Высадка советских войск в Феодосии;
-
Штурм Севастополя: битва батарей
1
-
Крым во время оккупации
Творческие проекты.
Творческое задание:
-
Подготовить сообщение о войне в катакомбах Аджимушкая;
-
Подпольщики в годы войны: актеры Симферопольского театра
-
Пионеры - герои Крыма
1
Освобождение Крыма. Лекция
Ключевые понятия: май 1944 г. Освобождение
Творческое задание: подготовить сообщение к следующему уроку по теме герои Советского Союза - уроженцы Крыма.
Трагедия Крымско-татарского народа
1
Урок-дискуссия«Можно ли оправдать политику насильственного переселения народов Крыма?»
Обсуждение причин политики переселения;
Передача Крымской области Украине в 1954 г
1
Проблемный урок.Урок-практикум по работе с историческими источниками.
Работа с источниками: В чем Вы видите причины передачи Крыма Украине в 1954 г.?
В чем Вы видите незаконность передачи Крыма Украине в 1954 г.?
9
Модуль 3 На пути к воссоеднению (5 часов)
Крым и трагедия распада СССР: несбывшиеся надежды на возвращение.
1
Проблемный урок. Дискуссия на тему: «Трагедия распада СССР и место в нем Крыма».
Дискуссия, работа в группах.
10
Севастополь и раздел Черноморского флота.
1
Урок-лекция с элементами беседы
Просмотр фрагмента кинофильма и обсуждение «72 метра»
11
Хроника воссоединения.
1
Урок-дискуссия на тему: «Перспективы Крыма в Проблемы современного Крыма и его потенциал в различных сферах жизни Российского общества составе России».
Участие в дискуссии на основе работы с документами(газеты ,интернет ресурсы, видеоматериалы)
12
Заключение. Будущее Крыма в составе России.
1
Защита проектов: «Будущее Крыма в составе России».
«Профессии, нужные Крыму» «Наш край и Крым»
Обсуждение и защита проектов.
Используемая литература
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение 2010.
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение 2011.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. / Сост. Савинов Е.С. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. (Стандарты второго поколения)
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644).
-
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
-
Кочегаров К.А. Крым в истории России. Методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Русское слово 2014.
-
Преподавание истории в школе. № 6, 2014.