- Преподавателю
- Другое
- Статья Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ и школьников в кружках дополнительного образования
Статья Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ и школьников в кружках дополнительного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гришина Н.А. |
Дата | 26.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ»
и школьников в кружках дополнительного образования
Гришина Надежда Андреевна
учитель музыки МАУО «Надежда»
РТ, г. Нижнекамск
В последние годы в нашей стране отношение общества и государства к проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья меняется в положительную сторону. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательных учреждениях, которым отводится центральное место, это и: общеобразовательные школы, студии во Дворцах Детского творчества, секции, музыкальные и художественные школы, кружки дополнительного образования и т.д.
Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах, наша специальная школа отличается тем, что замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива. Создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка. Все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь, и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.
Совместное обучение дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Именно совместная интеграция способствует формированию у здоровых ребят толерантности, развивает чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству, совершенствует коммуникативные навыки. Дети становятся более зрелыми в личностном плане, гуманными гражданами, понимающими важность совместного проживания всех людей независимо от их индивидуальных особенностей.
У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения. В совместной учебной и внеклассной деятельности дети сплачиваются, учатся понимать проблемы другого человека и стараются по возможности их решить.
Успешность социальной и образовательной интеграции зависит от отношения к таким детям, от той среды, в которую ребенок интегрируется. И чем раньше ребенок встретится с трудностями реального социума, тем быстрее он адаптируется в нем. Если делать грамотный упор на то, что ребенок может делать лучше, а не на то, чего он не может, можно получить хорошие результаты.
Именно дополнительное образование - составная часть образовательной системы, показатель реализации прав детей на реализацию потребностей в развитии. Дополнительное образование направлено на создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.
Творчество помогает преодолеть депрессию и пересиливать болезнь, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Для того чтобы ребенок, наделенный тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, и была создана студия «Серебряный голосок» направленная на духовное развитие обучающихся. В нем по сей день занимаются дети не только с ограниченными возможностями здоровья, но и все желающие, здоровые сверстники. Особенностью работы кружка является свободное творческое развитие личности ребенка на основе добровольного выбора занятий, приобщение к культуре.
Главная задача - это создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. Для детей всех возрастов занятия в кружке дополнительного образования - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах и воспитание чувства собственного достоинства. «Верю в то, что делаю!», - таков девиз наших воспитанников. Целью занятий является не воспитание профессиональных вокалистов, а адаптация учащихся к различным жизненным ситуациям, преодоление психологического дискомфорта, успешная социализация личности ребенка.
Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению - это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них - развитие и совершенствование своей личности. Таким образом, дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья выполняет коррекционно - развивающую роль в становлении социального опыта и личности ребенка, обеспечивает реализацию единых целей дополнительного и специального образования по решению основных задач социальной адаптации и реабилитации детей с проблемами в развитии.
Активное вовлечение детей с ограниченными возможностями в музыкальную творческую деятельность осуществляется путем организации концертов, смотров - конкурсов, фестивалей с их участием. Воспитанники объединения выступают на концертных площадках различного масштаба, одерживают победы в конкурсах различного уровня. На вокальном небосклоне зажигаются новые созвездия.
Нам, учителям, педагогам кружков, руководителям приходится много трудиться, чтобы «вылепить» из души ребенка настоящего человека, способного жить и понимать этот мир. Ведь именно в детстве у человека закладывается фундамент его дельнейшей жизни. Важно «достучаться» до сердца каждого, взрастить в них семена добра и красоты.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Верю в каждого своего ученика. Надеюсь, что у меня получится воспитать в своих учениках доброту, мудрость, научить видеть прекрасное вокруг, быть чуткими к чужим проблемам, искренними и открытыми в своих чувствах.