Рабочая программа по геометрии 8 класс

  Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе нормативных документов: ·        Закон РФ « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ·        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования ( Приказ Минобразования РФ от  5 марта 2004 года № 1089)   ·        Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,  авторской программы по геометрии к учебнику для  7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Ат...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация Аксайского района Ростовской области



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района


Лицей № 1

г. Аксай


«Утверждаю»

Директор МБОУ Лицей №1

Приказ от 161-О от 12.08.2014г.

З.В. Панова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

(учебный предмет, курс)


Уровень общего образования (класс)

Основное общее 8 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов - 102

Учитель Шаталова Галина Николаевна

(Фамилия, Имя, Отчество)

Программа разработана на основе:

Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы Составитель Т.А. Бурмистрова (Москва, Просвещение, 2010)

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе нормативных документов:

  • Закон РФ « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования ( Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 года № 1089)

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, авторской программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка и И.И.Юдиной.

Данная программа полностью отражает углубленный уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

. Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современно обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;

  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

  • формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;

  • совершенствование навыков решения задач на доказательство;

  • отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;

  • расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.

  • воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии

Содержание курса геометрии строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, укрупнения дидактических единиц, опережающего формирования ориентировочной основы действий, принципов позитивной педагогики.

Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Принцип разделения трудностей. Математическая деятельность, которой должен овладеть школьник, является комплексной, состоящей из многих компонентов. Именно эта многокомпонентность является основной причиной испытываемых школьниками трудностей. Концентрация внимания на обучении отдельным компонентам делает материал доступнее.

Для осуществления принципа необходимо правильно и последовательно выбирать компоненты для обучения. Если некоторая математическая деятельность содержит в себе творческую и техническую компоненту, то согласно принципу разделения трудностей, они изучаются отдельно, а затем интегрируются.

Когда изучаемый материал носит алгоритмический характер, для отработки и осознания каждого шага алгоритма в учебнике составляется система творческих заданий. Каждое следующее задание в системе опирается на результат предыдущего, применяется сформированное умение, новое знание. Так постепенно формируется весь алгоритм действия.

Принцип укрупнения дидактических единиц. Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) - это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Она обладает качествами системности и целостности, устойчивостью во времени и быстрым проявлением в памяти. Принцип УДЕ предполагает совместное изучение взаимосвязанных действий, операций, теорем. Принцип укрупнения дидактических единиц весьма эффективен, например, при изучении формул сокращенного умножения, формул комбинаторики, прогрессий.

Принцип опережающего формирования ориентировочной основы действия (ООД) заключается в формировании у обучающегося представления о цели, плане и средствах осуществления некоторого действия. Полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в некотором диапазоне ситуаций. ООД составляется учениками совместно с учителем в ходе выполнения системы заданий. Отдельные этапы ООД включаются в опережающую систему упражнений, что дает возможность подготовить базу для изучения нового материала и увеличивает время на его усвоение.

Принципы позитивной педагогики заложены в основу педагогики сопровождения, поддержки и сотрудничества учителя с учеником. Создавая интеллектуальную атмосферу гуманистического образования, учителя формируют у обучающихся критичность, здравый смысл и рациональность. В процессе обучения учитель воспитывает уважением, свободой, ответственностью и участием. В общении с учителем и товарищами по обучению передаются, усваиваются и вырабатываются приемы жизненного роста как цепь процедур самоидентификации, самоопределения, самоактуализации и самореализации в результате которых формируется творчески-позитивное отношение к себе, к социуму и к окружающему миру в целом, вырабатывается жизнестойкость, расширяются возможности и перспективы здоровой жизни полной радости и творчества.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия- один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка и описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства, а так же готовит аппарат, необходимый для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю. Учебное время увеличено до 3 уроков в неделю за счет вариативной части Базисного плана, на дополнительный материал, способствующий расширению математического кругозора, развитию математических способностей.

Итого 102 часа за учебный год.

Распределение по четвертям (полугодие):

  1. четверть - 27 ч.

  2. четверть -21 ч.

  3. четверть - 30 ч.

  4. четверть - 24 ч.

Промежуточная аттестация проводится в форме разноуровневых тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Контроль знаний по итогам параграфа учебника планируется в форме контрольных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде устного экзамена .

Содержание обучения

Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольника треугольника и углов от 0о до 900. Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикулярно, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Окружность и круг.

Центр, радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные треугольники.

Измерение геометрических величин. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь между площадями подобных фигур.

Построение с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на n равных частей, построение четвертого пропорционального отрезка.

Тематическое планирование


  1. Четырёхугольники (20 часов, из них 2 часа контрольная работа)
    Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.

  2. Площадь (20 часов, из них 2 часа контрольная работа)
    Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника. Параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

  3. Подобные треугольники (30 часов, из них 2 часа контрольная работа)
    Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Сину, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

  4. Окружность (18 часов, из них 2 часа контрольная работа)
    Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

  5. Итоговое повторение (8 часов)



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ГЕОМЕТРИИ 8 КЛАСС

Количество часов: 102 часа

№ п/п

Тема раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Повторение. Треугольники

1

2

Повторение. Признаки равенства треугольников

1

3

Повторение. Параллельность прямых

1

4

Повторение. Параллельность прямых

1

5

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

6

Повторение. Прямоугольные треугольники

1

ГЛАВА V. Четырехугольники 20

7

Многоугольники

1

8

Многоугольники. Решение задач

1

9

Многоугольники. Самостоятельная работа

1

10

Параллелограмм

1

11

Свойства параллелограмма

1

12

Решение задач

1

13

Признаки параллелограмма

1

14

Решение задач

1

15

Решение задач. Самостоятельная работа

1

16

Трапеция

1

17

Теорема Фалеса

1

18

Решение задач

1

19

Задачи на построение

1

20

Прямоугольник

1

21

Ромб, квадрат

1

22

Решение задач. Самостоятельная работа

1

23

Осевая симметрия

1

24

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

25

Контрольная работа №1 «Четырехугольники»

2

26

Контрольная работа №1 «Четырехугольники»


ГЛАВА VI. Площадь 20


27

Площадь многоугольника

1

28

Площадь многоугольника. Площадь квадрата

1

29

Площадь прямоугольника

1

30

Площадь параллелограмма

1

31

Площадь параллелограмма. Решение задач

1

32

Решение задач. Самостоятельная работа

1

33

Площадь треугольника

1

34

Площадь треугольника

1

35

Формула Герона (вывод)

1

36

Площадь трапеции

1

37

Вычисление площадей фигур

1

38

Решение задач

1

39

Решение задач. Самостоятельная работа

1

40

Теорема Пифагора

1

41

Теорема, обратная т. Пифагора

1

42

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

1

43

Самостоятельная работа

1

44

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

45

Контрольная работа №2 «Площадь»

2

46

Контрольная работа №2 «Площадь»


ГЛАВА VII. Подобные треугольники 30


47

Определение подобных треугольников

1

48

Отношение площадей подобных треугольников

1

49

Решение задач по теме

1

50

Первый признак подобия треугольника

1

51

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

1

52

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. Самостоятельная работа

1

53

Второй и третий признаки подобия треугольников

1

54

Второй и третий признаки подобия треугольников

1

55

Решение задач на признаки подобия

1

56

Решение задач на признаки подобия

1

57

Подготовка к контрольной работе

1

58

Контрольная работа №3 «Подобные треугольники»

2

59

Контрольная работа №3«Подобные треугольники»

60

Средняя линия треугольника

1

61

Средняя линия треугольника

1

62

Свойство медиан треугольника

1

63

Решение задач

1

64

Пропорциональные отрезки. Самостоятельная работа

1

65

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Решение задач.

1

66

Высота в прямоугольном треугольнике. Решение задач.

1

67

Измерительные работы на местности

1

68

Задачи на построение методом подобия.

1

69

Задачи на построение методом подобия.

1

70

Синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике

1

71

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

1

72

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике

1

73

Решение треугольников. Самостоятельная работа

1

74

Подготовка к контрольной работе

1

75

Контрольная работа №4 «Применение теории о подобии треугольников при решении задач»

2

76

Контрольная работа №4 «Применение теории о подобии треугольников при решении задач»


ГЛАВА VIII. Окружность 18


77

Взаимное расположение прямой и окружности


78

Касательная к окружности


79

Касательная к окружности. Решение задач


80

Градусная мера дуги окружности


81

Теорема о вписанном угле


82

Теорема об отрезках пересекающихся хорд


83

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». Самостоятельная работа


84

Свойство биссектрисы угла


85

Серединный перпендикуляр


86

Теорема о точке пересечения высот треугольника. Теоретический опрос.


87

Вписанная окружность


88

Свойство описанного четырехугольника


89

Описанная окружность.


90

Свойство вписанного четырехугольника


91

Решение задач


92

Подготовка к контрольной работе


93

Контрольная работа №5 «Окружность»

2

94

Контрольная работа №5 «Окружность»


Повторение курса геометрии за 8 класс 8

8

95

Повторение «Четырехугольники»

1

96

Повторение «Четырехугольники»

1

97

Повторение «Площадь»

1

98

Повторение «Площадь»

1

99

Повторение «Подобные треугольники»

1

100

Повторение «Подобные треугольники»

1

101

Повторение «Окружность»

1

102

Повторение «Окружность»

1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. перечень используемых учебников и учебных пособий для ученика и учителя


Название пособия

Автор пособия

Издательств о

Год издания

Для учащихся

1.

Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. А!

. М.: Просвещение

2010

2.

Геометрия. 8-й класс. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие.

Лысенко Ф. Ф., Кулабухова С. Ю.

Ростов-на-Дону: Легион

2014

3.


4.


Для учителя

1.

Программы общеобразовательных учреждений Геометрия: 7-9 классы

Составитель: Бурмистрова Т.А.

М.: Просвещение

2008

2.

Поурочные разработки по геометрии: 8 класс..

Гаврилова Н.Ф.

М.: ВАКО

2008

3.

Контрольные работы по геометрии: 8.

Мельникова Н.Б.

М.: Экзамен

2013.

Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия

Рабинович Е.М

М.: ИЛЕКСА

2007

Изучение геометрии в 7-9 классах. Книга для учителя.

Атанасян Л.С. и др

М.: Просвещение

2000

2. Персональный компьютер с принтером

3.Мультимедиапроектор с экраном или интерактивная доска.

4.Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль .

5.Комплект стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный).

6.Набор планиметрических фигур

7.DVD диск с видео уроками, презентациями и тестами.

Результаты освоения предмета и система их оценки

Программа предполагает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • представление о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

  • решение геометрических заданий, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проведение доказательных рассуждений при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решение простейших планиметрических задач в пространстве;

  • владение алгоритмами решения основных задач на построение

  • построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

  • владение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в виде текущего контроля (проверка тетрадей, домашних заданий; опрос обучающихся, обучающие и проверочные работы; математические диктанты и др.), тематического контроля (контрольные работы, тесты, зачёты) и итогового контроля (экзамен в устной форме ).





СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета _____________О.И. Почикалина

МБОУ Лицей № 1 «_______»______________2014г.

от 10.08.2014г. №______

_______________М.Н. Мирнова




СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета _____________О.И. Почикалина

МБОУ Лицей № 1 «_______»______________2014г.

от 10.08.2014г. №______

_______________М.Н. Мирнова


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны:

знать:

  • основные понятия и определения геометрических фигур по программе;

  • формулировки основных теорем и их следствий;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

  • владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Рабочая программа по геометрии 8 класс


Рабочая программа по геометрии 8 класс

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Рабочая программа по геометрии 8 классРабочая программа по геометрии 8 класс

Рабочая программа по геометрии 8 классРабочая программа по геометрии 8 класс

© 2010-2022