• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока по литературному чтению 2 класс Чудеса превращения в произведении А. Толстого Приключения Буратино

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Чудеса превращения в произведении А. Толстого Приключения Буратино

Данный урок является обобщающим по теме «А.Н. Толстой, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На предыдущих уроках изучались отдельные главы сказки, было знакомство с главными героями;  деление их на положительных и отрицательных. Данная тема ориентирована на развитие у учащихся интереса к русской литературе, формированию нравственных качеств личности на примере главного героя. Образовательная цель:    продолжать работу над формированием умений осмысленного и выразительного чтения, ...
Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе «Чудеса превращения

в сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Аннотация: Данный урок является обобщающим по теме «А.Н. Толстой, сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На предыдущих уроках изучались отдельные главы сказки, было знакомство с главными героями; деление их на положительных и отрицательных. Данная тема ориентирована на развитие у учащихся интереса к русской литературе, формированию нравственных качеств личности на примере главного героя.

Образовательная цель: продолжать работу над формированием умений осмысленного и выразительного чтения, над созданием условий для развития исследовательских навыков; воспитывать внимательное отношение к слову и работе с художественными приемами языка; раскрыть нравственную коллизию текста. (Коллизия в литературоведении - изображение жизненных конфликтов и борьбы в художественном произведении).

Задачи: 1.Обучающая: продолжить работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целым словами; закрепить умение выстраивать цепь событий в произведении большого объема; обучать анализу художественного произведения; обучать анализировать свое поведение через поступки литературных персонажей; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом: обсуждение нравственной проблемы.

2. Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся, развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; развивать умение видеть в положительном герое недостатки и объяснять их.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся; эмоционально-ценностному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу; воспитывать интерес к чтению произведений большого объема.

Личностные, метапредметные и предметные прогнозируемые результаты:

Личностные:

- способность к самооценке своих нравственных качеств;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на урок;

-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- уметь провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- развивать познавательный интерес к родному языку;

- создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций;

- продолжать разрабатывать умение анализировать литературное произведение;

- определить характеры героев через исследование их поступков и действий;

- совершенствовать навык выразительного чтения.

- воспитывать у учащихся ценностное отношение к литературному чтению.

Тип урока: открытия новых знаний.

Методы обучения: словесный, объяснительно - иллюстративный, практический, проблемное изложение учебного материала.

Формы реализации методов: беседа, ИКТ, работа в группах, в парах, выступления учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, отрывки для чтения по ролям

Система контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, качественная оценка учащихся промежуточных и конечных результатов

Ход урока

1.Оргмомент:

-Ребята, я хочу начать этот урок литературного чтения с поэтических строк:

Эмоциональный настрой. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний:

- С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. Как вы думаете - почему?

-Послушайте пословицу: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

-Как вы ее понимаете? ( Много в сказках выдуманного, но читатели могут чему - нибудь научиться у героев)

-Чему учит сказка? (добру, честности, порядочности и т.д.)


Каждый урок литературного чтения у нас открытие. Мы узнаём новых героев, рассуждаем, сопереживаем.

Сегодня мы будем: - узнавать, вспоминать, читать, беседовать, сравнивать, наблюдать за чудесами превращения главного героя. Возможно, кто-то узнает себя. Я очень хочу, чтобы наш урок был полезен всем.


- Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадку:

«На уроке литературного чтения

Отбросьте все сомнения.

Мы представим очень странного

Человечка деревянного,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный…

Кто же это? (Буратино)

И, конечно же, о нём

Речь сегодня поведём». (Слайд 2)

- Какую известную книгу нужно прочитать, чтобы всё узнать про Буратино? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

- Кто автор этой книги? (Алексей Николаевич Толстой)

- Совершенно верно, Алексей Николаевич Толстой написал книгу «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

(Слайд 3)

-Мы познакомились с несколькими главами из этой книги. Кто прочитал эту книгу летом? Понравилась ли вам она?

-Я надеюсь, что после нашего урока все захотят её прочитать.

-За чудесами превращения главного героя мы и будем сегодня наблюдать.

-Ещё раз назовите главного героя сказки (Буратино)

- Как вы понимаете выражение «Чудеса превращения» (Кто-то в кого-то превращается)

- Буратино в кого- то превращался?(Нет.)

- А что у него менялось, ведь он в начале был грубый, невоспитанный, неряшливый, обманывал отца, а в конце сказки мы его видим добрым, отзывчивым, настоящим другом? (Характер)

- Определите, сформулируйте тему нашего урока.

«Чудеса превращения в сказке А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

- Вам интересно узнать, как происходили с Буратино такие изменения? (Да)

Это и будет цель нашего урока. (Слайд 4)


Мы попытаемся восстановить ключевые моменты сказки, работая в группах. Проследим за превращением Буратино с начала сказки до конца.

3. Физкультминутка.

Буратино подустал,

Из-за парты ловко встал.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два нагнулся,

Руки в сторону развёл,

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4. Работа по теме урока (групповая)

-Ребята, повернитесь друг к другу, чтобы получились группы по 4 человека. (6 групп)

-Каждой группе я раздам диалоги для чтения. Распределите роли. Подготовьте диалог заданной вам части у доски.


1 группа

Буратино и Говорящий сверчок.

Автор, Буратино, Говорящий сверчок.

- Эй, ты кто такой?
- Я - Говорящий Сверчок, - ответило существо, - живу в этой комнате больше ста лет.
- Здесь я хозяин, убирайся отсюда.
- Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет, - ответил Говорящий Сверчок, - но, прежде чем я уйду, выслушай полезный совет.
- Оччччень мне нужны советы старого Сверчка…
- Ах, Буратино, Буратино, - проговорил сверчок, - брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения.

- Ах ты, столетняя букашка - таракашка! - крикнул Буратино. - Больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома - лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек… Я ещё не то придумаю.

- Жаль мне тебя, Буратино, прольёшь ты горькие слёзы…

- Поччемму? - опять спросил Буратино.

- Потому, что у тебя глупая деревянная голова.

Тогда Буратино вскочил на стул и запустил в Говорящего Сверчка молоток…

Положительная оценка выступлению. Беседа после выступления ребят:

- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

- Это положительные или отрицательные черты характера?

- А теперь задумайтесь, есть ли у кого - то из вас это в характере?

- Хорошо это или плохо? (Слайд 5)



2 группа

Буратино и Азбука

Автор, Буратино, мальчик

В школу нужно поворачивать направо, музыка слышалась налево. Буратино стал спотыкаться. Сами ноги поворачивали к морю, где слышалась музыка.

- Школа же никуда же не уйдет же, - сам себе громко начал говорить Буратино, - я только взгляну, послушаю - и бегом в школу.

- Понимаете, мальчик, я забыл дома мой кошелек…Вы не можете мне дать взаймы 4 сольдо? Мне ужжжжжжжжасно хочется посмотреть кукольный театр, - сквозь слезы сказал Буратино.

- Купите у меня за 4 сольдо мою чудную курточку…

- Бумажную куртку за 4 сольдо? Ищи дурака.

- Ну тогда мой купите мой хорошенький колпачок.

- Твоим колпачком только головастиков ловить… Ищи дурака

- Мальчик, в таком случае возьмите за 4 сольдо мою новую азбуку с картинками.

- Давай, пожалуй, - сказал мальчик, взял азбуку и нехотя отсчитал 4 сольдо.

Положительная оценка выступлению.

Беседа с классом после выступления ребят.

- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

- Это положительные или отрицательные черты характера?

- А теперь задумайтесь, есть ли у кого - то из вас это в характере?

- Хорошо это или плохо? (Слайд 6)


3 группа

Буратино и Карабас-Барабас.

Автор, Буратино, Карабас-Барабас.

- Бедный я, несчастный, никому-то меня не жалко,- кричал Буратино

-Аап-чхи! Перестань реветь, ты мешаешь мне чхать!

- Будьте здоровы!- всхлипывая сказал Бурптино.

- Воображаю, каково будет узнать твоему отцу, что я на тебе изжарил кролика и двух цыплят. Аап-чхи!

- Мой бедный отец все равно скоро умрет от голода и холода. Я его единственная опора в старости. Пожалейте, отпустите меня, синьор.

- Полезай в очаг.

- Синьор, я уже пробовал однажды сунуть нос в очаг и только проткнул дырку, потому что очаг и котелок над огнем были нарисованы на куске старого холста.

- Где ты видел очаг, и огонь, и котелок, нарисованными на куске холста?

- В каморке моего папы Карло.

- Твой отец - Карло! Так, значит, это в каморке старого Карло находится потайная… - тут Карабас замолчал и протянул Буратино 5 золотых монет,- Отнеси ему эти деньги, пусть он не умирает с голоду.

Положительная оценка выступлению.

Беседа после выступления ребят.

- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка? (Слайд 7)

4 группа

Буратино и Мальвина.

(Этот эпизод можно проинсценировать, т.к. одно из д/з по программе - Разыгрывание сценки « Мальвина - воспитательница») Автор, Буратино, Мальвина.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.


Мальвина: - Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь…Мы займёмся арифметикой. Сейчас будем решать задачу.

И так у вас в кармане два яблока…
Буратино: (Хитро подмигнул.) - Врёте, ни одного…
Мальвина: - Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко, Сколько у вас осталось яблок?
Буратино: - Два.
Мальвина: - Подумайте хорошенько.
Буратино: (Сморщился - так здорово подумал.) - Два…
Мальвина: - Почему?
Буратино: - Я же не отдам же некто яблоко, хоть он дерись!
Мальвина: - У вас нет никаких способностей к математике… Займёмся диктантом.

(Подняла к потолку хорошенькие глазки.)

- Пишите: «А роза упала на лапу Азора».
Буратино: (Он никогда не держал ручку в руках. После слов «Пишите!» он сунул свой нос в чернильницу и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала клякса.)
Мальвина: - Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

(Девочка увидела жирную кляксу на бумаге, всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы.)

- Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Положительная оценка выступлению.
Беседа с детьми после инсценировки.

- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

- Чему же Мальвина хотела научить Буратино?

- Кого можно назвать воспитанным?

- Кто из ребят считает себя воспитанным, поднимите руки.

- Почему же из Мальвины не получилось воспитательницы? (Слайд 8)

5 группа

Буратино, кот Базилио и лиса Алиса.

Автор, Буратино, кот Базилио, лиса Алиса.

Лиса и кот привели Буратино на пустырь. Перебивая друг друга, затараторили:

- Рой ямку.

- Клади золотые.

- Зачерпни из лужи, полей хорошенько.

- Да не забудь сказать: «Крекс, фекс, пекс».

- А вы уйдите все- таки подальше - сказал Буратино.

Они отошли немного и спрятались за кучей мусора. Буратино выкопал ямку. Сказал три раза шепотом: «Крекс, фекс, пекс», положил в ямку 4 золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево…

Положительная оценка выступлению.

- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка? (Слайд 9)

6 группа

Буратино и друзья.

Автор, Буратино, Карабас-Барабас

- Открой тайну, - опять завыл таинственный голос из глубины кувшина, - иначе не сойдешь с этого стула, несчастный!

- Как- ка-какую та-та-тайну ? - спросил, заикаясь, Карабас Барабас.

Голос ответил:

- Тайну черепахи Тортилы.

От ужаса Дуремар медленно полез под стол. У Карабаса Барабаса отвалилась челюсть.

- Где находится дверь, где находится дверь? - будто ветер в трубе в осеннюю ночь, провыл голос…

- Отвечу, отвечу, замолчи, - прошептал Карабас Барабас. - Дверь - у старого Карло в каморке, за нарисованным очагом…

Радостный Буратино бежал к пещере, где оставил своих друзей. Но пещера была пуста. У Буратино отчаянно забилось сердце. Ни Мальвины, ни Пьеро, ни Артемона. Они погибли!!! Буратино упал ничком на землю. Только теперь он понял как они ему дороги. Он готов был отдать золотой ключик, лишь бы снова увидеть друзей.

Положительная оценка выступлению.
Беседа с детьми после инсценировки.

- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

- Это положительные или отрицательные черты характера?

- Есть ли у кого-то такие черты в характере?

- Хорошо это или плохо? (Слайд 10)

5. Физминутка

- если вы вчера помогали дома маме, возьмите себя за ушки;

- если вы вчера хорошо себя вели, коснитесь пальчиком носа;

- если вы вчера много прочитали, зажмурьте глазки;

- если вы вчера сказали кому-то доброе слово, улыбнитесь.


6. Закрепление изученного

На каждой парте лежит конверт. Откройте его. Там рассыпалась табличка. Найдите слова - характеристики Буратино в начале сказки и в конце.

Буратино в начале сказки

Буратино в конце сказки


грубый

непослушный

невоспитанный

не хозяин своего слова

обманщик
лгун

думает только о себе
неряха
жадный
глупый

слишком доверчивый

хитрый

послушный

стал заботиться о других

благородный

серьёзный

остроумный

научился понимать

свои ошибки

смелый

Проверьте свою работу. (Слайд 11)

7. Обобщающая беседа

- Кто сможет рассказать, какие изменения, превращения произошли в Буратино?

- Как эти события повлияли на превращение характера Буратино? (Буратино перестал быть доверчивым, стал заботиться о других, вернулся домой и извинился перед папой Карло и сверчком, научился понимать свои ошибки)

- Каким он стал? (зачитать хорошие качества)

8. Рефлексия

- А теперь я хочу узнать ваше отношение к уроку.

- Что на уроке запомнилось вам больше всего?

- Стало ли вам понятно на примере героя, что характер можно изменить?

- От кого зависит, хороший ты человек или плохой? (От самого себя)

- Кто старался работать так, чтобы всем с тобой было хорошо и приятно?

- Я согласна с вашим справедливым и честным оцениванием.

На листочках отметьте своё впечатление от урока. (Слайд 12)

- Дети, не бойтесь превращаться в добрых людей!

Ваша активная работа пришлась по душе Афанасию и он решил вам поставить оценку "5". Молодцы


9. Домашнее задание.

-Домовой Афанасий просит вас: нарисуйте иллюстрацию к сказке Алексея Толстого. А я хочу закончить урок поэтическими строками

В мире много сказок:

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Ключик Буратино,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мальчик Буратино -

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Спасибо за урок.




© 2010-2022