Рабочая программа основы православной культуры

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности

«Основы православной культуры» для учащихся 5 классов МОУ «Заречненская школа» разработана на основе:

Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» (письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 No14-52

-876 ин/16);

Рабочая программа построена с учетом:

  • возрастных особенностей обучающихся;

  • культурологической направленности курса;

  • направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;

  • имеющегося учебного, социального и личностного опыта

школьников;

  • возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического

мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала

учащихся и т. д.;

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ

православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное

воспитательное содержание.

Младший школьный возраст, характеризуется образным восприятием и

мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из

близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего

мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической

литературой, поэзией духовной и светской музыкой, живописью и

зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия

православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и

религиозных понятий категорий закладываются представления о

христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в

окружающем мире.



Новизна.

Курс носит светский характер. Является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных исветских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Актуальность

связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение -это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» -потребления и удовольствия, на что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно не сформированным ни в психологическом, ни в духовномсмысле. А без высоких идеалов он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно», «нигде не хорошо».

Иными словами, сегодня назрела насущная необходимость введения

ребенка в традиционную духовную культуру как систему связей и отношений: природы и человека, человека и общества, основанную на

христианских ценностях. В этом смысле программа по основам православной

культуры должна стать «благовестием» о милосердии, чести, подвиге, любви. Хотя дети в этом возрасте эгоцентричны и плохо еще могут понять

точку зрения другого, однако уже могут усваивать понятия общего труда,

взаимопомощи, сострадания. На это и нацелена данная программа, которая

должна помощь ребенку ощутить жизнь как реальное поле приложения его

сил, как личный ответственный выбор, как желание свидетельствовать о добре.

Цели внеурочной деятельности по«Основам православной культуры»:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для

личностной самоидентификации и формирования мировоззрения

школьников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий еѐ

самореализации;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры

межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру

  • формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе

исторических ценностей как основы консолидации общества.

Программа курса позволяет решить следующие

задачи:

1.Научить ребѐнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в

природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.

2.Дать знаний о христианском понимании устройства мира: связи

красоты рукотворной и нерукотворной и еѐ источника в Боге Красоте.

3.Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).

4.Дать знания о христианской антропологии: о том, в чѐм христиане

видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).

5.Дать знания и показать на примерах житий святых как строилась

система отношений христиан к ближним (по Евангелию: 1 этап -любовь к

ним), отношения к Богу (заповеди: так Бог повелел).

6.Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью

как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать

нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе

бескорыстной любви.

Программы рассчитана для обучающихся 5 классов, 1 час в неделю, всего- 34 часа.

Ожидаемые результаты

Искусство более чем любая другая область общественной жизни,

может оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка, в том числе ребенка с любой степенью ограничений здоровья.

При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном

планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка,

использовании доступного, известного с детства материала можно добиться

определѐнных результатов.

Личностными результатами изучения курса является

  • формирование умений,

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые

этические нормы;

  • В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.

Метапредметными результатами изучения курса является

формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий

  • Учиться высказывать своѐ предположение на основе работы с

иллюстрацией


  • Учиться работать по предложенному учителем плану

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

  • Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя

  • Делать предварительный отбор источников информации:

ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от

учителя

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всей группы, сравнивать и группировать

полученную информацию

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе

графических инструкций составлять словесные инструкции с

последующим применением их в практической деятельности

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до остальных участников практической

деятельности: оформлять свою мысль в устной речи

  • Слушать и понимать речь других

  • Читать и пересказывать текст

  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им

  • Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика)

Предметными результатами изучения курса являются формирование

умений:

  • Описывать признаки

предметов и узнавать по их признакам

  • Выделять существенные признаки предметов

  • Сравнивать между собой предметы, явления

  • Обобщать, делать несложные выводы









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1.Культура и религия (2 ч)

О вере, знании и культуре в жизни людей. Изучение законов мира наукой.

Религиозные представления разных народов. Религиозная культура.

2. Россия- наша Родина (1 ч)

Православие как основная религия в России. Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание, Священное Предание, жития святых

3.Человек и Бог в православии . (1 ч)

Что Бог открыл о Себе людям? Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь.

4.Икона (2 ч)

Икона Троица. О святомиконописце Андрее Рублеве. Иконы «Спас в силах», «Спас Нерукотворный». Храмы в честь святой Троицы. Праздник святой Троицы. Церковнославянская азбука: буква «Т»

(твердо, истинно), святая Троица.

5.Библия и Евангелие (2 ч)

В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о

Царствии Небесном? Христианское понимание смысла человеческой жизни.

6.Что говорит о человеке православная культура? ( 2 ч)

Притча о талантах. Ответственность человека за полученный дар. Человек -

образ и подобие Божие. Размышление маленького христианина о человеке.

Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой.

7.Христианин в православном храме. ( 2 ч)

Красота христианского храма. Смысл символов христианского искусства,

архитектурные формы храма, купола. Духовный смысл православного храма.

Православный

храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание,

отпевание

8.Золотое правило жизни (2 ч)

Главное правило жизни христиан: «Не судите, да не судимы будете».

Заповеди блаженства. Евангельские заповеди христианской поэзии. Икона

Вседержителя с Евангелием «Заповедь новую даю вам». Церковнославянская

азбука: отражение основной темы урока в языке.

9.Доброта моей души.(1 ч)

Слова -доброта, красота, любовь, милосердие. Красивые поступки.

10. Добро и зло (1 ч)

Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском

мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появилось в мире. Грех как проявление зла.

11. Как Бог строил дом спасения человека( 1 ч)

Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон

Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. О

Богородице -лествице, послужившей соединению небесного и.

12. Непобедимое оружие христиан ( 1 ч)

Что чем командует в человеке: дух телом или тело духом? Помощники

человека в духовной борьбе. Возможна ли гармония телесного и духовного в

человеке. Церковнославянская азбука: «Отче Наш»..

13. Защита святынь. Силы тьмы (1 ч)

Священная история о падении людей -исполинов. Страсти гнева, тщеславия,

гордости. Как зло воевало протии святынь? Иконоборчество. Преподобный Иоанн Дамаскин. Икона Божией Матери Троеручица.

14. Воевода Небесных Сил бесплотных -АрхангелМихаил. ( 2 ч)

Чудо Архангела Михаила в Хонех. Архангел Михаил в иконографии разных христианских стран.

Символы цветов в православной иконе. Почитание Небесных Сил бесплотных в церковных песнопениях, в русской поэзии и прозе. Архангельский собор Московского Кремля: история создания, архитектура.

15. Христианская семья ( 2 ч)

Пример проявление добродетелей в жизни христианской семьи. Семья -

малая церковь. Добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев.

Жертвенная любовь детей и родителей. Мужество в последние дни жизни.

16.Ответственность человека. ( 1 ч)

Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде. Икона «Страшный Суд».

17. Отечество земное и Небесное. ( 2 ч)

Человек преображенный.

Как преображался человек? По ступенькам восхождения

О чем возвестило людям Рождество Христово? Возвращение Блудного сына.

18. Святые люди. ( 1 ч)

Как Савл стал апостолом Павлом. Каких святых изображают на иконах? Икона «Собор всех святых». Церковнославянская азбука: заповедь о любви. Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество.

19. Ступенька «Богомыслие».( 2 ч)

Будем любить друг друга.

Начало подъема по ступенькам духовного преображения. Путь к святости

-путь в Церковь Небесную. Соборность Церкви. Любимый ученик Христа Иоанн Богослов. Добродетель любви.

20. Как христианство пришло на Русь. ( 1 ч)

Святые княгиня Ольга и князь Владимир. Крещение Руси. Киево-Печерская Лавра. Святые Антоний и Феодосий Печерские.

21.Ступенька «Вера в Бога». ( 1 ч)

Солнце Русской земли

О святом князе Александре Невском. Александро-Невская Лавра. В чем

подвиг святого князя? Житие князя в поэзии, на фреске собора Московского

Кремля.

22. Ступенька «Веселье о Боге». ( 1ч)

Радостный старец. О святом

преподобном Серафиме Саровском. Почему он радостный

старец? Христианское прощение. Изображение жития преподобного Серафима Саровского в иконописи. Серафимо-Дивеевский монастырь.

23.Ступенька «Любовь к Богу и ближнему». ( 1 ч)

Матерь Божия у Креста

Жертвенная любовь. Любовь матери. Крест Христов. Путь Христа.

Крестопоклонная неделя на Руси. Страстная неделя Великого Поста. Апостол

Павел о христианской любви.

24. Кто такие герои?( 1 ч)

Святые и Герои. Георгий Победоносец. Икона «Чудо

Георгия о змие». Георгиевские кавалеры. Храмы России, освященные в честь

мученика Георгия Победоносца. Евангельские заповеди в жизни святы

25. «Доброе имя -в славе моего Отечества». ( 1 ч)

Наука побеждать полководца

-христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. Как следует вести себя человеку: солдату -в бою, детям -с родителями, людьми. Чему полководец Суворов учил детей


























№ п/п


дата


Коррек.

Кол-во часов


Тема


Содержание



1.





2


Культура и религия

1.О вере, знании и культуре в жизни людей.

2. Изучение законов мира наукой.

3.Религиозные представления разных народов.

4. Религиозная культура.




2.






1



Россия- наша Родина

1.Православие как основная религия в России.

2.Христианское понимание происхождения знания о Боге. 3.Священное Писание, Священное Предание, жития святых




3.






1

Человек и Бог в православии

1.Что Бог открыл о Себе людям? 2.Зачем Бог прислал в мир Своего Сына?

3. Жертвенная любовь.





4.







2




Икона

1.Икона Троица. О святомиконописце Андрее Рублеве. 2.Иконы «Спас в силах», «Спас Нерукотворный».

3.Храмы в честь святой Троицы. Праздник святой Троицы. 4.Церковнославянская азбука: буква «Т»

(твердо, истинно), святая Троица.





5.







2



Библия и Евангелие

1.В лучах славы Господа. Смысл Преображения.

2. Как Бог открывал людям о

Царствии Небесном?

3. Христианское понимание смысла человеческой жизни.

4.Евангелие




6.






2

Что говорит о человеке православная культура?

1.Притча о талантах. 2.Ответственность человека за полученный дар.

3.Человек -

образ и подобие Божие. 4.Размышление маленького христианина о человеке.

5.Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой







7.








2


Христианин в православном храме

1.Красота христианского храма. 2.Смысл символов христианского искусства,

архитектурные формы храма, купола. Духовный смысл православного храма.

3.Православный

храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание,

отпевание





8.







2

Золотое правило жизни

1.Главное правило жизни христиан: «Не судите, да не судимы будете».

2.Заповеди блаженства. Евангельские заповеди христианской поэзии.

3.Икона

Вседержителя с Евангелием «Заповедь новую даю вам».

9.



1

Доброта моей души

1.Слова -доброта, красота, любовь, милосердие.

2.Красивые поступки





10.







1

Добро и зло

1.Об ориентирах добродетельной жизни христиан.

2.Добро и зло в ангельском

мире.

3. Бой Михаила Архангела. Как зло появилось в мире.

4. Грех как проявление зла.


11.




1

Как Бог строил дом спасения человека

1.Что было открыто Богом о будущем спасении человека? 2.Таинственный сон

Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя.

3. О

Богородице -лествице, послужившей соединению небесного и.




12.






1


Непобедимое оружие христиан

1.Что чем командует в человеке: дух телом или тело духом? Помощники

человека в духовной борьбе. 2.Возможна ли гармония телесного и духовного в

человеке.

3.Церковнославянская азбука: «Отче Наш»..





13









1

Защита святынь. Силы тьмы

1.Священная история о падении людей -исполинов.

2.Страсти гнева, тщеславия,

гордости. Как зло воевало протии святынь?

3.Иконоборчество. Преподобный Иоанн Дамаскин. Икона Божией Матери Троеручица.

14



2

Воевода Небесных Сил бесплотных -АрхангелМихаил

1.Чудо Архангела Михаила в Хонех. 2.Архангел Михаил в иконографии разных христианских стран.

3.Символы цветов в православной иконе. Почитание Небесных Сил бесплотных в церковных песнопениях, в русской поэзии и прозе.

4.Архангельский собор Московского Кремля: история создания, архитектура.




15






2



Христианская семья

1.Пример проявление добродетелей в жизни христианской семьи.

2. Семья -малая церковь. Добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев.

3.Жертвенная любовь детей и родителей.

4.Мужество в последние дни жизни

16



1

Ответственность человека

1.Притча о бесплодном дереве. 2.Рассказ о Страшном Суде.

3. Икона «Страшный Суд».

17



2

Отечество земное и Небесное

1.Человек преображенный.

Как преображался человек?

2.По ступенькам восхождения.

О чем возвестило людям Рождество Христово?

3.Возвращение Блудного сына.





18







1




Святые люди

1.Как Сава стал апостолом Павлом. 2.Каких святых изображают на иконах? Икона «Собор всех святых». 3.Церковнославянская азбука: заповедь о любви.

4.Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество






19



2

Ступенька «Богомыслие»

1.Будем любить друг друга.

Начало подъема по ступенькам духовного преображения.

2.Путь к святости

-путь в Церковь Небесную. Соборность Церкви.

3.Любимый ученик Христа Иоанн Богослов. Добродетель любви.




20



1

Как христианство пришло на Русь

1.Святые княгиня Ольга и князь Владимир. Крещение Руси.

2Киево-Печерская Лавра.

3.Святые Антоний и Феодосий Печерские.





21







1




Ступенька «Вера в Бога».

1.Солнце Русской земли

2.О святом князе Александре Невском. Александро-Невская Лавра. В чем

подвиг святого князя?

3.Житие князя в поэзии, на фреске собора Московского

Кремля.




22






1



Ступенька «Веселье о Боге»

1.Радостный старец. О святом

преподобном Серафиме Саровском. Почему он радостный

старец?

2.Христианское прощение. Изображение жития преподобного Серафима Саровского в иконописи. 3.Серафимо-Дивеевский монастырь


23




1




Ступенька «Любовь к Богу и ближнему»

1.Матерь Божия у Креста

Жертвенная любовь. Любовь матери. 2.Крест Христов. Путь Христа.

3.Крестопоклонная неделя на Руси. 4.Страстная неделя Великого Поста. Апостол

Павел о христианской любви.






24




1





Кто такие герои?

1. Святые и Герои. Георгий Победоносец. Икона «Чудо

Георгия о змие». Георгиевские кавалеры.

2. Храмы России, освященные в честь

мученика Георгия Победоносца. Евангельские заповеди в жизни 3.святых

25



1

«Доброе имя -в славе моего Отечества».

1.Наука побеждать полководца

-христианина Александра Суворова. 2.Высшие ценности человеческой жизни.

3.Как следует вести себя человеку: солдату -в бою, детям -с родителями, людьми.

4.Чему полководец Суворов учил детей












Список использованной литературы


1.Сайт: Основы религиозной культуры и светской этики(Электронный ресурс)// Режим доступа: http//www/orkce/ru/, свободный

2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. М: Просвящение, 2010.-24 с.

3. http//pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kulnury-%hjkryndf 80%93

4. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики.-М: «Просвещение», 2010.-95 с.

5. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина Российской Федерации-М.,-2009.-С.11

























МОУ «Заречненская школа"

Джанкойского района Республики Крым

Принято Согласовано Утверждаю

МО начальных классов

________И.А.Гришко заместитель директора по Директор школы

УВР _______ Штельмах О.С. ________Н.В.Щерблюк

протокол № «____»____________2015 г. «____»____________2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 5 классе

« »

на 2015-2016 г.


Автор - составитель

Ледок Л.И,

Учитель укр. языка и литературы

МОУ «Заречненская школа»


© 2010-2022