- Преподавателю
- Другое
- Методы изученяи памяти и приёмы ей коррекции
Методы изученяи памяти и приёмы ей коррекции
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лавриненко Г.И. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГКОУ РО - школа-интернат VIII вида № 1
г. Новочеркасска
Выступление на методическом объединении школы:
«Методы изучения памяти и приёмы её коррекции»
Учитель русского языка высшей квалификационной категории Лавриненко Г.И.
2015г.
Методы изучения памяти и приёмы её коррекции
Память - это сложный познавательный процесс, позволяющий запечатлевать, сохранять и воспроизводить прежний опыт. Формирование навыков, умений, приобретение и использование знаний невозможно без участия памяти. Утрата памяти или ей нарушение неизбежно ведут к расстройству психики, личности человека.
Основные свойства памяти - запоминание, воспроизведение, забывание.
Запоминание - процесс закрепления и сохранения в памяти впечатлений, полученных от объектов и явлений окружающей действительности. Выделяют две формы запоминания: непреднамеренную (непроизвольную) и преднамеренную (произвольную). При преднамеренном запоминании в процессе учебной деятельности человек ставит перед собой сознательную цель - запомнить то или иное впечатление. Как правило, преднамеренное запоминание осуществляется осмысленно, но иногда и механически (заучиванием). Однако механические навыки запоминания малопродуктивны, они ведут к быстрой утрате знаний, неглубокому, поверхностному их усвоению. Осмысливание, осознание учебного материала достигается раскрытием логических связей в содержании запоминаемого, распределением его во времени, неоднократным повторением.
Воспроизведение, также как запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. При непроизвольном воспроизведении следы появляются при встрече с уже знакомым либо сходным раздражителем, который способствует возникновению ассоциаций. Ассоциация - соединение, отражение в сознании разнообразных связей познаваемых объектов и явлений. Произвольное воспроизведение - сознательное оживление в памяти прошлого опыта. Активное целенаправленное воспроизведение отражает суть припоминания.
Забывание это свойство памяти, характеризующее частичной, длительной или полной утратой следов памяти. Физиологической основой забывания является участие временных нервных связей в коре головного мозга. Забывание может возникнуть из-за отсутствия подкрепления нервных связей или болезненного состояния головного мозга.
Обозначая виды памяти, необходимо указать на оперативную, кратковременную и долговременную память. Примером оперативной памяти может служить счёт в уме, кратковременной - запомнившаяся на короткий срок мелодия песни. Основой знаний, умений и навыков человека является долговременная память.
В соответствии с содержанием запоминаемого, выделяют память эмоциональную, образную. Словесно-логическую.
Так как процесс запоминания невозможен без участия тех или иных анализаторов, различают двигательную, слуховую, зрительную, тактильную память. Развитие памяти неразрывно связано с формированием нервной системы, особенностями воспитания и последующего обучения.
До трёх лет содержанием памяти ребёнка являются его интересы. Эмоции, изолированные представления и впечатления; развивающаяся речь способствует активному формированию у него словесно-образной памяти. У дошкольников отчётливо выявляется быстрая запечатляемость, большой объём памяти. Но объём ещё не свидетельствует о качественной стороне памяти, так как пластичность головного мозга способствует запоминанию большого количества информации, но оно носит беспорядочный, непроизвольный характер.
Память детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у нормально развивающихся, но различные дефекты анализаторного аппарата и центральной нервной системы неизбежно сказываются на мнемических процессах.
Школьники с ограниченными возможностями здоровья не стремятся самостоятельно воспроизвести то, что запомнили. Поэтому во время учебной работы, помимо установки на запоминание, необходимо побуждать учеников к высказыванию, учить их опираться на план пересказа, выделять при воспроизведении смысловые части и единицы. Большое внимание должно быть уделено развитию непреднамеренного запоминания. Именно с этой целью мы учим детей с ОВЗ внимательно вглядываться в окружающий мир, различать предметы по форме, величине, цвету, вкусу, организуем различные виды внеклассной работы (игры, танцы, экскурсии). Яркие эмоции и впечатления способствуют лучшему непреднамеренному запоминанию знаний. Характер непреднамеренного запоминания определяется. В значительной мере, содержанием материала. Наиболее полно, точно обучающиеся запоминают реальные объекты, менее успешно - их изображение, хуже всего - слова. При этом объём запоминаемого материала в целом ограничен. Для школьников с ОВЗ характерно быстрое забывание. Поэтому особое внимание должно быть уделено систематическому повторению - испытанному средству закрепления знаний в памяти обучающихся. Важнейшим условием повышения активности запоминания должно стать варьирование повторения. Учитель должен избегать однообразных шаблонных вопросов, снося в их содержание что-нибудь новое для того, чтобы обучающиеся имели возможность осмысливать знакомое явление в многообразии его проявлений. Повторение станет эффективным, если систематически изменять форму деятельности обучающихся, используя составление плана, устные и письменные ответы, зарисовки, практические работы и т.д.
Процесс воспроизведения отличается рядом недостатков, касающихся полноты, точности, последовательности словесной формы. Точность воспроизведения характеризуется изложением материала в логической последовательности. Такая мнемическая задача очень трудна для наших обучающихся, особенно если запоминание происходит непреднамеренно. В этом случае воспроизведение представляет сумму неупорядоченного припоминания, и тогда отчетливо выступает характерное для детей с ОВЗ недоразвитие речи и мышления. Зачастую воспроизведение несложного рассказа превращается в обрывки отдельных предложений, стилистически и логически не связанных между собой.
Отличительной особенностью воспроизведения текста нашими обучающимися является большое количество замен, привлечений, нарушающих точность, последовательность содержания исходного материала.
Назову основные методы исследования памяти:
-
Метод заучивания слов. Этот метод используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности, внимания. Слова нужно подбирать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи.
-
Метод опосредованного запоминания. Идея создания методики принадлежит Льву Семеновичу Выготскому. Этот метод представляет ценный материал для анализа характера мышления, способности ребёнка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).
-
Методика пиктограммы полезна для исследования тех детей, у которых в период обучения в школе неожиданно возникает ухудшение психического состояния. Даются слова и словосочетания, ребёнок должен запомнить, ничего не записывая, сделать какой-либо рисунок к названным словам, а затем по рисункам вспомнить заданное слово.
-
Метод воспроизведения текстов. Он применяется для исследования понимания и запоминания прочитанного текста, особенностей устной и письменной речи.
Эти методы исследования памяти подробно, с экспериментами, изложены в книге «Психология умственно отсталого школьника» С.Я. Рубинштейн.
В качестве примера использования метода воспроизведения приведу работу над содержанием стихотворения «Несжатая полоса» Н.А. Некрасова, которое изучается в 7-м классе. Особое значение имеет предварительная беседа перед чтением стиха. В предварительной беседе рассказываю учащимся о тяжёлой доле труженика-пахаря, русского крепостного крестьянина, говорю о том, как глубоко «болел» Некрасов за русского «мужика», львиную долю своего труда отдававшего барину-помещику, о том, каким пламенным желанием горел поэт дожить до того счастливого дня, когда над русской землей «грянет буря», и разом покончит с вековым угнетением народа. Предлагаю ребятам вспомнить, какова была жизнь Некрасова в Петербурге, и назвать главную тему его поэзии (о тяжёлой судьбе русского народа, о бесправии бедных и вседозволенности богатых). Говорю о том, что смысл жизни и творчества поэт выразил в следующих словах:
Иди к униженным,
Иди к обиженным -
По их стопам,
Где трудно дышится,
Где горе слышится,
Будь первым там.
(Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»).
Такая беседа создаёт в классе ту настроенность, которая обеспечивает глубокое эмоциональное восприятие обучающимися стихотворения «Несжатая полоса», а затем и интерес к анализу.
Чтобы обучающиеся не только усвоили его смысл, но и взволнованно пережили горькую судьбу раба-пахаря, читаю это стихотворение с интонацией печали и грусти, как выражение безысходно тяжелого положения бедняги-пахаря, тяжело заболевшего и беспомощно глядящего на свою полосу, собрать урожай с которой он не в силах.
Затем предлагаю прочитать стихотворение 2-3 ученикам вслух.
Потом учащиеся читают стихотворение про себя или шепотом.
Чтобы проверить усвоение текста произведения, перехожу к его анализу.
Путём беседы обучающиеся устанавливают, что содержание «Несжатой полосы» распадается на две основные части:
-
в первой мы слышим жалобу созревших колосьев;
-
во второй - ответ ветра, объясняющий колосья, почему они остались «забытыми».
Далее ставлю перед классом вопросы:
-
На что именно жалуются колосья?
-
Во что переходит и жалоба в последних строках: «Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились?».
-
Чем заключают колосья свои жалобы?
Ответы обучающихся.
Вначале колосья жалуются лишь на скуку, навеваемую осенними вьюгами, но затем их жалоба перерастает в чувство обиды на пахаря за незаслуженную заброшенность: ведь они уродились не хуже других, так за что же их разоряют перелётные птицы, топчет заяц, бьёт буря? Отсюда и последующие недоуменные размышления колосьев: зачем же было пахарю сеять-трудится? Или только для того, «чтобы их ветер осенний развеял»?
Переходя к анализу второй части стихотворения, обучающиеся находят достаточный материал, чтобы объяснить, почему скромная полоса осталось неубранной, заброшенной, «забытой».
Ответ: Тяжёлый недуг пахаря привёл к тому, что полоса осталась неубранной.
Вопрос: Куда же девались силы пахаря? Ведь не так уж велика его несжатая полоска, чтобы в работе над ней он мог истощить свои силы?
Обучающиеся вспоминают, что на долю крепостного пахаря ложилась прежде всего работа на барском поле («барщина»), она-то и изматывала его силы, что работе на своей полосе он отдавал лишь жалкие остатки сил. Эта изнурительная работа, повторяющаяся из года в год, и подточила последние силы пахаря. Таким образом, идейный смысл произведения раскрыт: все силы бедняга-пахарь убил на барщине и умирает от полного истощения.
Вопрос: Почему для выражения этой мысли поэту понадобилось нарисовать картину печальной осени в поле, на фоне которой ведётся разговор между колосьями и ветром, зачем понадобилось ему нарисовать измождённую фигуру пахаря?
Ответ: (наши обучающиеся дать его полностью не смогли) Нарисованная Некрасовым картина волнует нас, и мы не смогли бы представить себе так живо и ярко всю тяжесть барщины, жертвой которой стал труженик-пахарь.
Написанное ещё в дореформенную эпоху, стихотворение Некрасова «Несжатая полоса» было выражением не только «слёз» крестьянина-пахаря, но оно звучало как протест и суровый обвинительный приговор безжалостным эксплуататарам-помещикам.
Таким образом, старшеклассники нашей школы имеют потенциальные возможности для осознанного усвоения материала при активном участии их в этом процессе. А коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода.