- Преподавателю
- Другое
- Доклад Планирование уроков с учетом здоровьесбережения
Доклад Планирование уроков с учетом здоровьесбережения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Васильева Н.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинская специальная школа-интернат №16»
346504 г. Шахты Ростовской области,
пер. Тюменский,72
Тел. 8 (8636) 2-59-39; 2-61-47
Факс: 8 (8636) 2-59-39
E-mail: [email protected]
Доклад на тему:
««Планирование уроков с учетом здоровьесбережения».
Подготовила: Васильева Н.В.
«Планирование уроков с учетом здоровьесбережения»
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе. Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
В современном мире рождается большое количество детей с ОВЗ.
Перед педагогами стоит задача: социальная адаптация таких детей. Учитывая актуальность этой проблемы, я выбрала личную тему «Здоровье сберегающая роль внеклассных физкультурно-спортивных и досуговых мероприятий».
Сегодня наиболее оправданным в организации воспитательной работы является такой подход, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его, как человека современного общества.
Особенно актуальным является понятие о социализации как процессе вхождения ребёнка в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей.
Воспитательная система постоянно развивается. Она выстраивается и существует в конкретной ситуации, цели этой системы определяются её потребностями и уровнем развития. Воспитание - это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятной социализирующей среды и оказание помощи в жизненном самоопределении.
Свою работу провожу по следующим направлениям:
-личная гигиена;
-уход за жилищем;
-уход за одеждой и обувью;
-уход за комнатными растениями.
Ставлю перед собой следующие задачи:
-формировать устойчивые навыки личной гигиены;
-развивать профилактические умения по охране здоровья, воспитывать привычку к здоровому образу жизни;
-прививать позитивное отношение к хозяйственно-бытовому труду;
-прививать умение по уходу за одеждой и обувью;
-уметь применять полученные умения на практике.
Содержательная линия моей работы реализуется в процессе игр, профилактических бесед, экскурсий, информационных занятий, творческих соревнований, конкурсов, праздников, походов, викторин.
Предусматривается вариативность занятий, формы общения. Для определения эффективности своей работы использую результаты проводимой педагогической диагностики.
В дальнейшем планирую продолжать формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, закреплять полученные навыки личной гигиены и социально-бытового обслуживания и использовать их на практике при интеграции в социум.
Дети владеют накопленным опытом на практике, знают правила, но не всегда следуют их выполнению в силу своих физических и психических особенностей. Учитывая низкий уровень мотивационной сферы, депрессивные настроения, необходимо продолжать развивать уверенность в их социальной востребованности . Это способ их успешной социализации.
Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей. Это в первую очередь многопредметность в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе). Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков. С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.
Например, в понедельник последний урок -математика, как же учителю добиться внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению.
-
Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.
-
Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.
Сохранению здоровья способствует применение системы ТРИЗ.
Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова». Во время фронтального опроса используются игры с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты. Кроме того, обязательны две зарядки (физкультминутки) на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.
Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока. Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе. «Уроки-праздники» способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.
Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало, конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы. Они выступают в органичном единстве, образуя систему, в которою входят общеметодические и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы здоровьесберегающих образовательных технологий:
-
Принцип сознательной активности;
-
Принцип наглядности;
-
Принцип систематичности;
-
Принцип повторения;
-
Принцип доступности и индивидуализации (опора на индивидуальные особенности ребенка, педагог планирует и прогнозирует его здоровье);
-
Принцип оздоровительной направленности - решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения;
-
Принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (игровые технологии);
-
Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию и укреплению здоровья на практике.
Методы здоровьесберегающих образовательных технологий
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются 2 группы методов:
Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех процессах обучения и воспитания).
Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практике можно выделить следующие методы: рассказ, демонстрация, видеометод, упражнение, наглядность, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, беседа, активный метод обучения, воспитательные и образовательные программы.
Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в котором ежедневно ученик будет приучаться записывать результаты самонаблюдений за своим здоровьем.
Эти технологии можно использовать как средство, сохраняющее здоровье школьников, повышение их работоспособности на знаниях физической культуры.
Наряду с главными задачами урока: физического развития и совершенствования учащихся, на первый план выходит забота о поддержании здоровья, сохранении того, что есть. Недостаточная физическая активность детей и подростков в значительной степени снижает сопротивляемость организма развитию утомления, понижает его работоспособность, отрицательно сказывается на показателях физического развития и состояния здоровья.
При планировании и проведении урока нужно опираться на основные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
-
Рациональная плотность урока;
-
Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию ценностей здорового образа жизни и потребности в нем;
-
Оптимальное сочетание различных видов деятельности;
-
Выбор методов и приемов обучения, способствующих активизации инициативы;
-
Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом их личных возможностей;
-
Создание благоприятного психологического климата;
-
Включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма;
-
Целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и итоговой ее части.
Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения
№ п/п
Критерии оценки
Самооцен-ка
Оценка исследова-теля
1
Обстановка и гигиенические условия в классе
( температура, свежесть воздуха, освещение и др.)
2
Постановка валеологических целей урока
3
Психологический микроклимат на уроке
4
Мотивация учащихся на начало каждого этапа урока
( используемые учителем методы повышения этой мотивации)
5
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
6
Число видов учебной деятельности на уроке (норма 4-7)
7
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут)
8
Характер учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, поисковый, продуктивный)
9
Межпредметные связи с проблемами здоровья. (Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребностей в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном мире).
10
Число методов преподавания (словесный, наглядный, практический ) ( норма не менее трёх)
11
Чередование методов преподавания (норма 10-15 минут)
12
Активные методы и формы обучения на уроке.
13
Место и длительность применения ТСО
14
Личностно - развивающий подход (использование субъективного опыта ученика, применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала, учёт индивидуальных особенностей учащихся, субъект- субъектное обучение, развитие познавательной деятельности, диалогичное общение, использование разнообразных сенсорных путей восприятия информации)
15
Характер педагогического общения
16
Позы учащихся, чередование поз.
17
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке (норма на 15-20 мин. урока по 1 мин . 3-4 упражнения)
18
Формирование у учащихся самоанализа, самооценки, саморегуляции.
19
Тем и ритм урока (соответствие уровню подготовленности учащихся, оптимальный, действия учителя и учащихся завершённые)
20
Плотность урока (количество времени , затраченное школьниками на учебную работу ; норма не менее 60% и не более 75-80%)
21
Диагностика момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма - не ранее чем через 25-30 мин. - 1 класс; 35- 40 мин. - в нач. школе; 40 мин.- остальные учащиеся; 30 мин. - учащиеся коррекционно-развивающего обучения).
22
Особые заслуги учителя (урок на свежем воздухе)