Статья на тему: Возрастные особенности общения

           Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. Младший школьный возраст (7-10 лет): у ребенка начинается новая деятельность – учебная.        Средний школьный возраст.  В12-13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников.              Старший школьный возраст – ранняя юность (15-17 лет)-  чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.  Основным принципом общения и псих...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возрастные особенности общения

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

Младший школьный возраст (7-10 лет): у ребенка начинается новая деятельность - учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Младший школьник - человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе.

Средний школьный возраст. В12-13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников. Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Группа создает особое чувство - чувство «мы». Деление на «мы» и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема отверженности, а в наиболее крайних формах - случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников. Особую роль в общении со сверстниками, прежде всего противоположного пола, играет «телефонное» общение.(13-14 лет). Общение по телефону часто смягчает многие проблемы, обеспечивают подростку определенную защиту: дает возможность не думать о том, как он выглядит, куда девать руки - сфера самоконтроля резко сужается - он может сосредоточиться на том, что и как он говорит.

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Отрочество является сенситивным периодом для развития средств общения. Средства общения - это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от общения. Существенным условием успешности работы по развитию средств общения является то, что она не ограничивается только обучением конкретным умениям и навыкам. Она позволяет дать подростку знания, направленные на понимание другого человека, развить эмпатию, т.е. эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, способность представить себя на его месте, понимать его чувства, переживания, мысли.

Особенности общения подростка со сверстниками, характер оказываемого влияния во многом зависят от представления подростка о себе, от его отношения к себе, поэтому, работая с подростками в группе, важно следить не только за групповым процессом, но и отслеживать самочувствие и переживание каждого.

Старший школьный возраст - ранняя юность (15-17 лет)- чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению. Это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения - для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

Литература:

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
2. Рабочая книга школьного психолога (под ред. И.В. Дубровиной). М., «Просвещение»,1991.
3. Практическая психология образования (под ред. И.В. Дубровиной). ТЦ «Сфера», 2000.



© 2010-2022