- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружковой работы Звенящая лира
Рабочая программа кружковой работы Звенящая лира
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванов К.Г. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.
Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Выразительное чтение в условиях школы - это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Программа рассчитана на 35 часов, (1 час в неделю) развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.
Цели:
-
Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей
свободно передавать свои мысли и чувства;
-
Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
-
Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;
Задачи:
-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами
-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.
Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения
Приёмы и методы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).
Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.
Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.
Состав кружка
Кружок состоит из учащихся среднего и старшего звена. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.
Результативность работы кружка
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению - выступления перед слушателями.
Ребята должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование тем
Уроков
Кол
часов
Дата
Основные понятия и термины
по плану
по факту
1.
Введение
Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»
1
05.09
2.
Техника речи.
2)Искусство дыхания
3)Голос
4)Дикция
5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся
6)Конкурс чтецов (любимые стихи )
1
1
1
1
1
Органы дыхания. Произвольное и непроизвольное дыхание
Голос. Адаптивность. Суггестивность
Артикуляционные движения. Дикция
3.
Правила литературного произношения
7)Теоретические сведения о логике чтения
8)Орфоэпическое произношение
1
1
Логика чтения. Логические ударения
Орфоэпические нормы
9)Тренировочные упражнения
1
4.
Интонация.
10)Темп. Ритм.
11)Эмоционально-образная выразительность
12)Сопереживание.
13)Паузы
14) Чтение по ролям
15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».
1
1
1
1
1
Темп. Ритм. Паузы логические и ритмические
Яркость речи, убедительность
Словесное действие
Психологические, начальные, финальные, логические и фразеологические паузы
Сценическое искусство
16)Выразительное чтение прозы
1
5.
Рассказывание
17)Виды рассказывания
18)Рассказ близкий к тексту
19)Рассказ в сокращении
20)Рассказ с изменением лица рассказчика
21)Импровизированный рассказ
22)Рассказывание в детской аудитории
1
1
1
1
1
1
6.
Мимика и жестикуляция
23)Понятие о мимике и жесте
24)Особенности чтения басни.
25)Чтение оды
1
1
1
Дополнительные средства выразительного чтения
Жанр басни
Жанр оды
26)Баллады
27)Конкурс чтецов
1
1
Жанр баллады
7.
Формы построения стихотворений
28)Что такое рифма
29) Эхо рифма
30) Фигурные стихи
31)Конкурс чтецов
1
1
1
1
Рифма открытая и закрытая. Белый стих
Эхо рифмы
Фигурные стихи
8.
Средства выразительности
32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория
33)Конкурс чтецов ко Дню Победы
34)Конкурс стихов о Саратове и Энгельсе
35)Подведение итогов работы.
1
1
1
1
Изобразительно-выразительные средства языка
Информационно-методическое обеспечение
1) А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год
2) Э. Вартаньян . «Рождение слова». Изд-во «Детская литература» . М.: 1970 год
3) Алексей Югов «Думы о Русском слове». «Библиотека любителям Рос-сийской словесности». М.: 1975год
4) В. М. Мокиенко. «В глубь поговорки» . Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений . Изд-во «Просвещение» М.: 1975 год
5) Э. Вартаньян «Путешествие в слово». Изд-во «Советская Россия» М.: 1975 год
6) Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие. Москва 2003 год
7) В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.
8) О.В. Кубасова «Выразительное чтение».
2