Рабочая программа по менеджменту

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной ДИСЦИплины


ОП.03. менеджмент(по отраслям)

























2013 г.





Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.04. Коммерция (по отраслям) входящей в укрупнённую группу специальностей 100000 Сфера обслуживания

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум сервиса и технологий»

Разработчики:

Суханова Светлана Анатольевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, высшая квалификационная категория;

Утверждена на заседании Педагогического совета.

Протокол №____________ от «____»__________2013 г.

Председатель педсовета_______________________И.Н. Березин

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины


9

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


11





















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям).

Данная рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров по профилю основных образовательных программ техникум.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;

- планировать и организовывать работу подразделения;

- формировать организационные структуры управления;

- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;

самостоятельной работы студента 24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


практические занятия

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

30


30

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся,

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.




Тема 1.

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации

Содержание учебного материала

5


Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. История развития менеджмента, практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России.

Организация как объект менеджмента. Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно- функциональная и матричная. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, гос. органы; факторы внешней среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические, социально-культурные, международные события, НТП.

2


Практическое занятие

4

Построение и анализ организационной структуры управления

Самостоятельная работа

Подготовка опорных конспектов по одному из направлений развития современной экономической науки Подготовка рефератов по истории экономической мысли.

Подготовка к практическому занятию: изучение и анализ структур управления на предприятиях торговли.

8

Тема 2.

Цикл менеджмента

Содержание учебного материала

2

Сущность и взаимосвязь функций управления. Связи функций управления с другими категориям. Краткая характеристика основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии и методы планирования. Процесс стратегического планирования: миссия и цели; анализ сильных и слабых сторон, анализ внешней среды; выбор стратегии. Тактическое планирование.

Организация - функция управления. Организация работы подразделения.

Основы мотивационной политики организации. Первичные и вторичные потребности, теории мотивации: содержательные и процессуальные

Контроль, понятие и сущность: этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальным результатами. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю

2


Практические занятия

6

Решение ситуационных задач по определению методов планирования и организации работы подразделения, мотивации трудовой деятельности персонала.

Самостоятельная работа

Подготовка докладов на тему: «Применение теории мотивации на практике». Подготовка к практической работе: сбор информации и изучение документации по осуществлению контроля на предприятии в разных сферах деятельности.

4

Тема 3.

Система методов управления. Самоменеджмент

Содержание учебного материала

4

Системы методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические, их достоинства и недостатки; характер воздействия.

2


Практическое занятие

4

Решение производственных ситуаций с точки зрения методов менеджмента

Самостоятельная работа

Подготовка к практической работе: подбор материала и изучение документации по осуществлению различных методов воздействия субъекта управления на объект; подготовка докладов по теме: «Менеджер: понятие, роль и место в системе управления. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджмента», «Категории менеджеров на предприятиях пищевой промышленности, их должностные обязанности и квалификационные требования к ним»

4

Тема 4.

Коммуникации в менеджменте

Содержание учебного материала

5

2

Понятие общения и коммуникации. Виды коммуникаций, элементы и этапы коммуникационного процесса. Межличностные и организационные коммуникации. Совершенствование коммуникации в организации. Информация и ее виды.


Практическое занятие

6

Решение ситуаций по этике взаимоотношений и психологии контакта

Самостоятельная работа

Анализ производственных ситуаций

4

Тема 5.

Деловое общение

Содержание учебного материала

4

Правила ведения деловых бесед. Планирование проведения данного мероприятия. Факторы повышения эффективного делового общения.

Деловое совещание, переговоры. Их организация и проведение. Техника проведения деловых переговоров

2


Практическое занятие

6

Составить план беседы совещания; протокол совещания; план проведения переговоров

Самостоятельная работа

Подготовка докладов и рефератов по темам: «Техника телефонных переговоров. Поза, мимика, жесты как выражение позиции человека в процессе делового общения».

Анализ производственных ситуаций: «Деловое общение менеджеров с руководством, подчиненными и коллегами по работе»

4

Тема 6.

Процесс принятия решения

Содержание учебного материала

2

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Этапы процесса принятия и реализации управленческого решения. Методики принятия и оценки управленческих решений

2


Практическое занятие

4

Решение ситуационных задач по принятию управленческих решений, используя систему методов управления

Тема 7.

Руководство: власть и партнерство

Содержание учебного материала

4

Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; власть примера; законная власть; экспертная власть. Имидж менеджера.

Психологическая устойчивость руководителя, как основа нормальной обстановки в организации Партнерство.

Стили руководства в управлении. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2


Практическое занятие

4

Решение ситуационных задач на определение стилей управление, выявление лидерских качеств руководителя.

Моделирование идеального руководителя в сфере профессиональной деятельности

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на темы: Лидерство - понятие, подходы к лидерству, «Модели лидеров», «Источники власти и влияния»; подготовка опорных конспектов по темам: «Правила проведения телефонных переговоров», «Проблемы собственного трудоустройства»; изучение перечня документов при постановке на учет, на биржу труда по вопросу трудоустройства

6

Всего

90/60/30




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Менеджмента.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- раздаточный материал для выполнения практических работ.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:


  1. Драчева Е.А. Менеджмент: Учебное пособие для студентов с\п образования- 2-е издание. М.: Издательский центр "Академия", 2013

  2. Казначевская Г.Б., Менеджмент. Учебное пособие. - Ростов -на - Дону: «Феникс», 2013. - 252 с.

3. Разу М.Л. "Менеджмент"-Кнорус,2016

4 Андропова Н.Л. "Кадровый менеджмент"- Академия,2011

5. Степанова, Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учеб. пособие для студентов. Учреждений сред. проф. образования / Е.Е. Степанова, Н.В. Хмелевская.- 2-е изд., испр. И доп. - М.: ФОРУМ, 2012.-192 с.- (Профессиональное образование).

Дополнительные источники:

1 Кабушкин М.И. Основы менеджмента: Учебное пособие - 9-е издание, стереотип: - Мн.: Новое знание, 2011

2 Воронин В.Г., Менеджмент в пищевой промышленности. - :М.: КолосС, 2003. - 280

3 ПивоваровС.Э. «Международный менеджмент»-СПб.:Питер,2010

4. Попова А.А. "Менеджмент: практикум" - Ростов:Феникс,2011

5. Драчева Е.Н. "Менеджмент: практикум» -Академия,2011

6 Журнал Менеджмент, маркетинг главный редактор Василий Багданов Журнал зарегистрирован по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-24852.

7. Журнал Экономика и управление главный редактор Гневко В. А. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 02. 12. 2008 г. ПИ № ФС 77-34634

Интернет ресурсы: garant.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;

- планировать и организовывать работу подразделения;

- формировать организационные структуры управления;

- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента;


- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;


- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.


  • подготовка докладов и рефератов, анализ производственных ситуаций;

  • устный опрос, оценка результатов выполнения практической работы


  • тестирование и анализ производственных ситуаций;


  • устный опрос, написание эссе и их оценка;


  • интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы, проверка самостоятельной работы;


  • тестирование, проверка самостоятельной работы;


  • проверка самостоятельной работы, тестирование;


  • оценка результатов выполнения практической работы, тестирование;

  • решение профессиональных задач, устный опрос;


  • решение ситуационных задач, тестирование, проверка докладов


  • тестирование, проверка опорных конспектов, устный опрос;

  • проверка самостоятельной работы, собеседование;


© 2010-2022