- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по менеджменту
Рабочая программа по менеджменту
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суханова С.А. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной ДИСЦИплины
ОП.03. менеджмент(по отраслям)
2013 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.04. Коммерция (по отраслям) входящей в укрупнённую группу специальностей 100000 Сфера обслуживания
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум сервиса и технологий»
Разработчики:
Суханова Светлана Анатольевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, высшая квалификационная категория;
Утверждена на заседании Педагогического совета.
Протокол №____________ от «____»__________2013 г.
Председатель педсовета_______________________И.Н. Березин
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
9
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям).
Данная рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров по профилю основных образовательных программ техникум.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
самостоятельной работы студента 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе:
практические занятия
34
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
30
30
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Тема 1.
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации
Содержание учебного материала
5
Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. История развития менеджмента, практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России.
Организация как объект менеджмента. Органы управления. Основные принципы построения организационных структур. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно- функциональная и матричная. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: факторы внешней среды прямого действия: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, гос. органы; факторы внешней среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические, социально-культурные, международные события, НТП.
2
Практическое занятие
4
Построение и анализ организационной структуры управления
Самостоятельная работа
Подготовка опорных конспектов по одному из направлений развития современной экономической науки Подготовка рефератов по истории экономической мысли.
Подготовка к практическому занятию: изучение и анализ структур управления на предприятиях торговли.
8
Тема 2.
Цикл менеджмента
Содержание учебного материала
2
Сущность и взаимосвязь функций управления. Связи функций управления с другими категориям. Краткая характеристика основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии и методы планирования. Процесс стратегического планирования: миссия и цели; анализ сильных и слабых сторон, анализ внешней среды; выбор стратегии. Тактическое планирование.
Организация - функция управления. Организация работы подразделения.
Основы мотивационной политики организации. Первичные и вторичные потребности, теории мотивации: содержательные и процессуальные
Контроль, понятие и сущность: этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальным результатами. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю
2
Практические занятия
6
Решение ситуационных задач по определению методов планирования и организации работы подразделения, мотивации трудовой деятельности персонала.
Самостоятельная работа
Подготовка докладов на тему: «Применение теории мотивации на практике». Подготовка к практической работе: сбор информации и изучение документации по осуществлению контроля на предприятии в разных сферах деятельности.
4
Тема 3.
Система методов управления. Самоменеджмент
Содержание учебного материала
4
Системы методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические, их достоинства и недостатки; характер воздействия.
2
Практическое занятие
4
Решение производственных ситуаций с точки зрения методов менеджмента
Самостоятельная работа
Подготовка к практической работе: подбор материала и изучение документации по осуществлению различных методов воздействия субъекта управления на объект; подготовка докладов по теме: «Менеджер: понятие, роль и место в системе управления. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджмента», «Категории менеджеров на предприятиях пищевой промышленности, их должностные обязанности и квалификационные требования к ним»
4
Тема 4.
Коммуникации в менеджменте
Содержание учебного материала
5
2
Понятие общения и коммуникации. Виды коммуникаций, элементы и этапы коммуникационного процесса. Межличностные и организационные коммуникации. Совершенствование коммуникации в организации. Информация и ее виды.
Практическое занятие
6
Решение ситуаций по этике взаимоотношений и психологии контакта
Самостоятельная работа
Анализ производственных ситуаций
4
Тема 5.
Деловое общение
Содержание учебного материала
4
Правила ведения деловых бесед. Планирование проведения данного мероприятия. Факторы повышения эффективного делового общения.
Деловое совещание, переговоры. Их организация и проведение. Техника проведения деловых переговоров
2
Практическое занятие
6
Составить план беседы совещания; протокол совещания; план проведения переговоров
Самостоятельная работа
Подготовка докладов и рефератов по темам: «Техника телефонных переговоров. Поза, мимика, жесты как выражение позиции человека в процессе делового общения».
Анализ производственных ситуаций: «Деловое общение менеджеров с руководством, подчиненными и коллегами по работе»
4
Тема 6.
Процесс принятия решения
Содержание учебного материала
2
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Этапы процесса принятия и реализации управленческого решения. Методики принятия и оценки управленческих решений
2
Практическое занятие
4
Решение ситуационных задач по принятию управленческих решений, используя систему методов управления
Тема 7.
Руководство: власть и партнерство
Содержание учебного материала
4
Власть и влияние. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; власть примера; законная власть; экспертная власть. Имидж менеджера.
Психологическая устойчивость руководителя, как основа нормальной обстановки в организации Партнерство.
Стили руководства в управлении. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
2
Практическое занятие
4
Решение ситуационных задач на определение стилей управление, выявление лидерских качеств руководителя.
Моделирование идеального руководителя в сфере профессиональной деятельности
Самостоятельная работа
Подготовка рефератов на темы: Лидерство - понятие, подходы к лидерству, «Модели лидеров», «Источники власти и влияния»; подготовка опорных конспектов по темам: «Правила проведения телефонных переговоров», «Проблемы собственного трудоустройства»; изучение перечня документов при постановке на учет, на биржу труда по вопросу трудоустройства
6
Всего
90/60/30
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Менеджмента.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- раздаточный материал для выполнения практических работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
-
Драчева Е.А. Менеджмент: Учебное пособие для студентов с\п образования- 2-е издание. М.: Издательский центр "Академия", 2013
-
Казначевская Г.Б., Менеджмент. Учебное пособие. - Ростов -на - Дону: «Феникс», 2013. - 252 с.
3. Разу М.Л. "Менеджмент"-Кнорус,2016
4 Андропова Н.Л. "Кадровый менеджмент"- Академия,2011
5. Степанова, Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учеб. пособие для студентов. Учреждений сред. проф. образования / Е.Е. Степанова, Н.В. Хмелевская.- 2-е изд., испр. И доп. - М.: ФОРУМ, 2012.-192 с.- (Профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1 Кабушкин М.И. Основы менеджмента: Учебное пособие - 9-е издание, стереотип: - Мн.: Новое знание, 2011
2 Воронин В.Г., Менеджмент в пищевой промышленности. - :М.: КолосС, 2003. - 280
3 ПивоваровС.Э. «Международный менеджмент»-СПб.:Питер,2010
4. Попова А.А. "Менеджмент: практикум" - Ростов:Феникс,2011
5. Драчева Е.Н. "Менеджмент: практикум» -Академия,2011
6 Журнал Менеджмент, маркетинг главный редактор Василий Багданов Журнал зарегистрирован по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-24852.
7. Журнал Экономика и управление главный редактор Гневко В. А. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 02. 12. 2008 г. ПИ № ФС 77-34634
Интернет ресурсы: garant.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
-
подготовка докладов и рефератов, анализ производственных ситуаций;
-
устный опрос, оценка результатов выполнения практической работы
-
тестирование и анализ производственных ситуаций;
-
устный опрос, написание эссе и их оценка;
-
интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы, проверка самостоятельной работы;
-
тестирование, проверка самостоятельной работы;
-
проверка самостоятельной работы, тестирование;
-
оценка результатов выполнения практической работы, тестирование;
-
решение профессиональных задач, устный опрос;
-
решение ситуационных задач, тестирование, проверка докладов
-
тестирование, проверка опорных конспектов, устный опрос;
-
проверка самостоятельной работы, собеседование;