Рабочая программа по внеурочной деятельности весёлая грамматика (4 класс)

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» в 4 классе на 2014-2015 гг. разработана на основе:

1) ФЗ от 25. 12.2012 г., № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

2) Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвёрждённого приказом

Минобрнауки РФ от 06.10.09 г. № 373 ,

3) Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011

4) учебного плана для образовательных учреждений РО на 2014 - 2015 уч. год в рамках ФГОС НОО, утвержденного приказом МО и ПО РО от 11.05.2012г. №387,




Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) об щего образования».

- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 9 марта 2004 г. № 1312).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Закона РФ «Об Образовании» (изд.8-е), примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения (М., 2009), основной образовательной программы МБОУ Ёлкинской СОШ на 2013-2014 уч.год., учебного плана МБОУ Ёлкинской СОШ на 2013-2014 уч. год.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Дополнительно можно разрабатывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



2. Общая характеристика курса


Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "Занимательная грамматика", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

В процессе изучения курса «Весёлая грамматика» у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На занятиях ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

Курс «Весёлая грамматика» является для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Ценностные ориентиры курса:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

3. Место в учебном плане


Согласно учебному плану МБОУ Ёлкинской для обязательного изучения курса «Веселая грамматика» в 4 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2014-2015 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2014-2015 учебном году(23.02.2015г., 09.03.2015г.,.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели для учащихся, данная программа в 2014-2015 уч.году будет реализована в объёме 66 часов, так как 2 часа совпали с праздничными днями: 23 февраля и 9 марта.

4. Содержание программы.

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов


Содержание


Практическая работа

1

Из жизни слов.

27

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Сказочное царство слов. Чудесные превращения слов. Слова родственники. Устаревшие и новые слова. Зарубежные слова. Слова синонимы, антонимы, амонимы. Крылатые слова. Занимательное слообразование. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов - родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов родствен. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Знакомство с заимствованными словами .

·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной зад

2

Искусство красноречия.

7

В стране Сочинителей. Праздник творчества и игры. Искусство красноречия. Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

·оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения

на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;

·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для

конкретных ситуаций общения.

·создавать тексты по предложенному заголовку;

·подробно или выборочно пересказывать текст;

·пересказывать текст от другого лица;

·составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:

описание, повествование, рассуждение;

·соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении

3

Анаграммы и шарады.

6

Анаграммы и мета граммы. Шарады и логогрифы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Узнает что такое: Анаграммы и мета граммы. Шарады и логогрифы.

получит возможность научиться: составлять шарады, мета граммы.

4

Из жизни звуков.

6

Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности - фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Развитие фонематического слуха. Правильная постановка ударений в словах.

·различать звуки и буквы;

·характеризовать звуки русского языка:

- составлять транскрипцию.

Сравнение звукоподражаний разных языков.

·создавать иллюстрации по содержанию произведения;

·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

·создавать развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).

5

История происхождения названия вещей.

3

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

работа со словарём.

·работа в группе создавая проекты;

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

6

Словари, словари…

10

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.

Узнает о различных словарях, о их строение

Научится отличать многозначные слова и слова омонимы,

Работать с различными словарями.

Получит возможность научиться составлять свои словари.

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

7

Языковые особенности произведений поэтов.

5

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем

·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три

существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного) декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств

художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

8

Происхождение имен.

2

Откуда пришли наши имена. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Познакомится с их происхождением.

работать с этимологическим словарем.

·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание не большого объёма ·

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

ИТОГО

66





5. Тематическое планирование


№ n/n

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Базовый и повышенный уровни

УУД

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

Из жизни слов

7

научится:

·выявлять слова, значение которых требует уточнения;

·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

получит возможность научиться:

·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

·оценивать уместность использования слов в тексте;

·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задач

получит возможность научиться:

·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

·оценивать уместность использования слов в тексте;

·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2

Искусство красноречия

7

научится:

·оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения

на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение

слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для

конкретных ситуаций общения.

получит возможность научиться:

·создавать тексты по предложенному заголовку;

·подробно или выборочно пересказывать текст;

·пересказывать текст от другого лица;

·составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:

описание, повествование, рассуждение;

·соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения,

электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

3

Анаграммы и шарады

6

Узнает что такое: Анаграммы и мета граммы. Шарады и логогрифы

получит возможность научиться:

составлять шарады, мета граммы..

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

4

Из жизни звуков

6

научится:

·различать звуки и буквы;

·характеризовать звуки русского языка:

- составлять транскрипцию.

Узнает понятия: «фонография» и «звукозапись», «звукоподражание».

Познакомится с историей письма,

с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

получит возможность:

·создавать иллюстрации по содержанию произведения;

·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

·создавать развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).

5

История происхождения названия вещей

3

Научится:

работать со словарём

получит возможность научиться:

·работать в группе создавая проекты;

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

6

Словари, словари…

10

Научится:

Узнает о различных словарях, о их строение

Научится отличать многозначные слова и слова омонимы,

Работать с различными словарями.

Получит возможность научиться:

составлять свои словари.

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

7

Языковые особенности произведений поэтов

5

научится:

·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три

существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного) декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

получит возможность научиться:

·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств

художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

8

Происхождение имён

2

Научится:

работать с этимологическим словарем.

·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма ·

Получит возможность научиться:

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

Итого

66













  1. Календарно - Тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды

учебной деятельности

Требования результату

По плану

Факт

1

01.09

Сказочное царство слов.

1

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».

Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов родствен.

Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?»

Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов - пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Нахождение слов-синонимов в тексте.

Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.

Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Иллюстрирование слов- ответов.

Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

научится:

·выявлять слова, значение которых требует уточнения;

·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

получит возможность научиться:

·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения

на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение

слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для

конкретных ситуаций общения.

·различать звуки и буквы;

·характеризовать звуки русского языка:

- составлять транскрипцию.

Узнает понятия: «фонография» и «звукозапись», «звукоподражание».

сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три

существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного) декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

получит возможность научиться:

·работать в группе создавая проекты;

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

составлять свои словари.

пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств

художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

Познакомится с их происхождением.

Научится работать с этимологическим словарем.

·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма ·

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;




2-3

03.09

08.09

Путешествие в страну Слов.

2

4 - 5

10.09

15.09

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

17.09

22.09

В гостях у слов- родственников.

2

8- 9

24.09

29.09

Добрые слова.

2

10

01.10

Устаревшие слова.

1

1112

06.10

08.10

Новые слова в русском языке.

2

13

13.10

Встреча с зарубежными словами.

1


1415

15.10

20.10

Синонимы в русском языке.

2

16

22.10


Слова- антонимы.

1

17

27.10

Слова- омонимы.

1

18

29.10

Крылатые слова.

1

1920

10.11

12.11

В королевстве ошибок.

2

2122

17.11

19.11

В стране Сочинителей.

2

2324

24.11

26.11

Искусство красноречия.

2

25

01.12

03.12

Праздник творчества и игры.

2

2627

08.12

10.12

Трудные слова.

2

2829

15.12

17.12

Анаграммы и мета граммы.

2

3031

22.12

24.12

Шарады и логогрифы.

2

32

12.01

Откуда пришли наши имена.

1

33

12.01

Занимательное слообразование.

1

34

19.01

КВН по рус.яз.

1

35

21.01

Что такое орфоэпия?

1

Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Расширение знаний о буквах и звуках.

Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Обогащение словарного запаса учащихся.

Обучение умению пользоваться различными словарями.

Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Определение первоисточников слова,.

Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

Работа с этимологическими и историческими словарями.

Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Работа с орфографическим словарем.

Работа с этимологическим словарем.

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

36

21.01

Что такое фонография или звукозапись?

1

37

26.01

Звуки не буквы!

1

38

28.01

28

Звучащая строка.

1

39

02.02

28

Банты и шарфы.

1

40

04.02

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

41

09.02

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражан.

1

42

11.02

Имена вещей.

1

43

16.02

О словарях энциклопед. и лингвистич.

1

44

18.02

В царстве смыслов много дорог.

1

45

25.02

25

Как и почему появляются новые слова?

1

46

02.03

25

Многозначность слова.

1

47

04.03

О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

48

11.03

Об одном и том же - разными словами.

1

49

10.03

Как возникают названия.

1

50

18.03

Слова - антиподы.

1

51

18.03

Фразеологические обороты.

1

52

53

23.03

23.03

Словари «чужих» слов.

Капитан и капуста.

1

54

25.03

«Он весь свободы торжество».

1

55

06.04

Мы говорим его стихами.

1

56

08.04

Слова, придуманные писателями.

1

57

13.04

Слова уходящие и слова - новички.

1

58

15.04

Словарь языка Пушкина.

1

59

20.04

Смуглая Чернавка.

1

60

22.04

Паронимы, или «ошибка опасные слова».

1

61

27.04

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

62

29.04

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

63

04.05

Словарь- грамотей.

1

64

65

06.05

11.05

Научная этимология.

2

66

13.05

Какие бывают имена?

1

67

68

18.05

20.05

Древнерусские имена.

2



7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г.

Печатные пособия.

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия.

Технические средства обучения.

Мобильный компьютерный класс. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.

Демонстрационные пособия.

Наглядные пособия: таблицы, карточки.

Экранно-звуковые пособия.

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио - и видеозаписи), отражающие основные темы курса, диски.

«Результаты (в рамках ФГОС общего образования- личностные, метапредметные и предметные) освоения курса и система их оценки)»


В области познавательных УУД (общеучебных)

Выпускник научится:

  • ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

  • работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

  • работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

В области коммуникативных УУД

Выпускник научится:

В рамках инициативного сотрудничества:

  • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

  • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

В области регулятивных УУД

Выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

- достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

  • умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

  • умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

  • сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль)










СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

учителей филологов. ______________(подпись)

МБОУ Елкинской СОШ Прилукина С.Н.

от 28 августа 2014 года № 1 « 29 » августа 2014 года

_________________________

(подпись рук. МО)

Янченкова Т. В (ФИО)

25


© 2010-2022