- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по внеурочной деятельности весёлая грамматика (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности весёлая грамматика (4 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мельник Т.И. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» в 4 классе на 2014-2015 гг. разработана на основе:
1) ФЗ от 25. 12.2012 г., № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2) Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвёрждённого приказом
Минобрнауки РФ от 06.10.09 г. № 373 ,
3) Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011
4) учебного плана для образовательных учреждений РО на 2014 - 2015 уч. год в рамках ФГОС НОО, утвержденного приказом МО и ПО РО от 11.05.2012г. №387,
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) об щего образования».
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 9 марта 2004 г. № 1312).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Закона РФ «Об Образовании» (изд.8-е), примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения (М., 2009), основной образовательной программы МБОУ Ёлкинской СОШ на 2013-2014 уч.год., учебного плана МБОУ Ёлкинской СОШ на 2013-2014 уч. год.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Дополнительно можно разрабатывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
-
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
-
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
-
развитие мотивации к изучению русского языка;
-
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-
совершенствование общего языкового развития учащихся;
-
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
-
воспитание культуры обращения с книгой;
-
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
-
развивать смекалку и сообразительность;
-
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
2. Общая характеристика курса
Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "Занимательная грамматика", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
В процессе изучения курса «Весёлая грамматика» у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На занятиях ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Курс «Весёлая грамматика» является для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Ценностные ориентиры курса:
-
развивать смекалку и сообразительность;
-
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
3. Место в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ Ёлкинской для обязательного изучения курса «Веселая грамматика» в 4 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2014-2015 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2014-2015 учебном году(23.02.2015г., 09.03.2015г.,.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели для учащихся, данная программа в 2014-2015 уч.году будет реализована в объёме 66 часов, так как 2 часа совпали с праздничными днями: 23 февраля и 9 марта.
4. Содержание программы.
№
п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
Содержание
Практическая работа
1
Из жизни слов.
27
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Сказочное царство слов. Чудесные превращения слов. Слова родственники. Устаревшие и новые слова. Зарубежные слова. Слова синонимы, антонимы, амонимы. Крылатые слова. Занимательное слообразование. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов - родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов родствен. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Знакомство с заимствованными словами .
·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной зад
2
Искусство красноречия.
7
В стране Сочинителей. Праздник творчества и игры. Искусство красноречия. Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
·оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения
на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
·создавать тексты по предложенному заголовку;
·подробно или выборочно пересказывать текст;
·пересказывать текст от другого лица;
·составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
·соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
3
Анаграммы и шарады.
6
Анаграммы и мета граммы. Шарады и логогрифы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Узнает что такое: Анаграммы и мета граммы. Шарады и логогрифы.
получит возможность научиться: составлять шарады, мета граммы.
4
Из жизни звуков.
6
Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности - фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Развитие фонематического слуха. Правильная постановка ударений в словах.
·различать звуки и буквы;
·характеризовать звуки русского языка:
- составлять транскрипцию.
Сравнение звукоподражаний разных языков.
·создавать иллюстрации по содержанию произведения;
·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
·создавать развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).
5
История происхождения названия вещей.
3
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
работа со словарём.
·работа в группе создавая проекты;
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
6
Словари, словари…
10
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.
Узнает о различных словарях, о их строение
Научится отличать многозначные слова и слова омонимы,
Работать с различными словарями.
Получит возможность научиться составлять свои словари.
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
7
Языковые особенности произведений поэтов.
5
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем
·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три
существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного) декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих
понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
8
Происхождение имен.
2
Откуда пришли наши имена. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Познакомится с их происхождением.
работать с этимологическим словарем.
·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание не большого объёма ·
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
ИТОГО
66
5. Тематическое планирование
№ n/n
Тема раздела
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Базовый и повышенный уровни
УУД
Базовый уровень
Повышенный уровень
1
Из жизни слов
7
научится:
·выявлять слова, значение которых требует уточнения;
·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
получит возможность научиться:
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·оценивать уместность использования слов в тексте;
·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задач
получит возможность научиться:
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
·различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
·оценивать уместность использования слов в тексте;
·выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи
Личностные результаты
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
2
Искусство красноречия
7
научится:
·оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения
на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение
слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
получит возможность научиться:
·создавать тексты по предложенному заголовку;
·подробно или выборочно пересказывать текст;
·пересказывать текст от другого лица;
·составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
·соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения,
электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
3
Анаграммы и шарады
6
Узнает что такое: Анаграммы и мета граммы. Шарады и логогрифы
получит возможность научиться:
составлять шарады, мета граммы..
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения;
4
Из жизни звуков
6
научится:
·различать звуки и буквы;
·характеризовать звуки русского языка:
- составлять транскрипцию.
Узнает понятия: «фонография» и «звукозапись», «звукоподражание».
Познакомится с историей письма,
с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
получит возможность:
·создавать иллюстрации по содержанию произведения;
·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
·создавать развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).
5
История происхождения названия вещей
3
Научится:
работать со словарём
получит возможность научиться:
·работать в группе создавая проекты;
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
6
Словари, словари…
10
Научится:
Узнает о различных словарях, о их строение
Научится отличать многозначные слова и слова омонимы,
Работать с различными словарями.
Получит возможность научиться:
составлять свои словари.
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
7
Языковые особенности произведений поэтов
5
научится:
·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три
существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного) декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
получит возможность научиться:
·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих
понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
8
Происхождение имён
2
Научится:
работать с этимологическим словарем.
·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма ·
Получит возможность научиться:
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
Итого
66
-
Календарно - Тематическое планирование
№
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Основные виды
учебной деятельности
Требования результату
По плану
Факт
1
01.09
Сказочное царство слов.
1
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».
Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов родствен.
Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?»
Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов - пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.
Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Иллюстрирование слов- ответов.
Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
научится:
·выявлять слова, значение которых требует уточнения;
·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
получит возможность научиться:
·подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
·оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения
на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение
слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
·различать звуки и буквы;
·характеризовать звуки русского языка:
- составлять транскрипцию.
Узнает понятия: «фонография» и «звукозапись», «звукоподражание».
сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три
существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного) декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
получит возможность научиться:
·работать в группе создавая проекты;
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
составлять свои словари.
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих
понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
Познакомится с их происхождением.
Научится работать с этимологическим словарем.
·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма ·
- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
2-3
03.09
08.09
Путешествие в страну Слов.
2
4 - 5
10.09
15.09
Чудесные превращения слов.
2
6 -7
17.09
22.09
В гостях у слов- родственников.
2
8- 9
24.09
29.09
Добрые слова.
2
10
01.10
Устаревшие слова.
1
1112
06.10
08.10
Новые слова в русском языке.
2
13
13.10
Встреча с зарубежными словами.
1
1415
15.10
20.10
Синонимы в русском языке.
2
16
22.10
Слова- антонимы.
1
17
27.10
Слова- омонимы.
1
18
29.10
Крылатые слова.
1
1920
10.11
12.11
В королевстве ошибок.
2
2122
17.11
19.11
В стране Сочинителей.
2
2324
24.11
26.11
Искусство красноречия.
2
25
01.12
03.12
Праздник творчества и игры.
2
2627
08.12
10.12
Трудные слова.
2
2829
15.12
17.12
Анаграммы и мета граммы.
2
3031
22.12
24.12
Шарады и логогрифы.
2
32
12.01
Откуда пришли наши имена.
1
33
12.01
Занимательное слообразование.
1
34
19.01
КВН по рус.яз.
1
35
21.01
Что такое орфоэпия?
1
Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Расширение знаний о буквах и звуках.
Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Развитие фонематического слуха.
Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Обогащение словарного запаса учащихся.
Обучение умению пользоваться различными словарями.
Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Определение первоисточников слова,.
Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Работа с этимологическими и историческими словарями.
Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Работа с орфографическим словарем.
Работа с этимологическим словарем.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
36
21.01
Что такое фонография или звукозапись?
1
37
26.01
Звуки не буквы!
1
38
28.01
28
Звучащая строка.
1
39
02.02
28
Банты и шарфы.
1
40
04.02
«Пигмалион» учит орфоэпии.
1
41
09.02
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражан.
1
42
11.02
Имена вещей.
1
43
16.02
О словарях энциклопед. и лингвистич.
1
44
18.02
В царстве смыслов много дорог.
1
45
25.02
25
Как и почему появляются новые слова?
1
46
02.03
25
Многозначность слова.
1
47
04.03
О словарях, которые рассказывают об истории слов.
1
48
11.03
Об одном и том же - разными словами.
1
49
10.03
Как возникают названия.
1
50
18.03
Слова - антиподы.
1
51
18.03
Фразеологические обороты.
1
52
53
23.03
23.03
Словари «чужих» слов.
Капитан и капуста.
1
54
25.03
«Он весь свободы торжество».
1
55
06.04
Мы говорим его стихами.
1
56
08.04
Слова, придуманные писателями.
1
57
13.04
Слова уходящие и слова - новички.
1
58
15.04
Словарь языка Пушкина.
1
59
20.04
Смуглая Чернавка.
1
60
22.04
Паронимы, или «ошибка опасные слова».
1
61
27.04
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
1
62
29.04
Какой словарь поможет избежать ошибок?
1
63
04.05
Словарь- грамотей.
1
64
65
06.05
11.05
Научная этимология.
2
66
13.05
Какие бывают имена?
1
67
68
18.05
20.05
Древнерусские имена.
2
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
-
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
-
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
-
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
-
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.
-
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г.
Печатные пособия.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия.
Технические средства обучения.
Мобильный компьютерный класс. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.
Демонстрационные пособия.
Наглядные пособия: таблицы, карточки.
Экранно-звуковые пособия.
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио - и видеозаписи), отражающие основные темы курса, диски.
«Результаты (в рамках ФГОС общего образования- личностные, метапредметные и предметные) освоения курса и система их оценки)»
В области познавательных УУД (общеучебных)
Выпускник научится:
-
ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
-
работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
-
работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
В области коммуникативных УУД
Выпускник научится:
В рамках инициативного сотрудничества:
-
освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
В рамках коммуникации как взаимодействия:
-
понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
-
использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
В области регулятивных УУД
Выпускник научится:
-
осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
- достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
-
умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
-
умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
-
сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей филологов. ______________(подпись)
МБОУ Елкинской СОШ Прилукина С.Н.
от 28 августа 2014 года № 1 « 29 » августа 2014 года
_________________________
(подпись рук. МО)
Янченкова Т. В (ФИО)
25