Рабочая программа по внеурочной деятельности ЮИД

Рабочая программапо внеурочной деятельности-кружка «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» для первого года обучения, разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», является авторским, разраб...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

содержание

Цель программы: 3

Задачи программы: 3

Основные формы организации деятельности учащихся на занятии: 3

Основные методы проведения занятий : 3

Методическое обеспечение: 4

Материальное обеспечение и оборудование: 4

Формы и режим занятий 5

Основные задачи данного курса 5

Основные направления работы отряда ЮИД 5

Юный инспектор движения обязан 6

Юный инспектор движения имеет право 6

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств: 6

Ожидаемый результат: 7

Нормативно - правовое обеспечение программы: 7

Научно - методическое обеспечение: 7

В тематический план включен следующий материал: 8

Формы подведения итогов реализации программы: 8

Тематическое планирование курса «ЮИД» 9

1 год обучения 9

2 год обучения 9

3 год обучения 10

4 год обучения 11

5 год обучения 12

Список литературы. 13

Пояснительная записка


Программа кружка «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Программа является авторской, разработана учителем английского языка Керимовой И.Р.

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспектора движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на 5 (пять) лет. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5 Г класса. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь в обучении ПДД учащихся начальной, а в дальнейшем учащихся средней школы.

Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.

Цель программы:

Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

  1. Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношения ;

  2. Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  3. Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

  4. Повысить интерес школьников к велоспорту;

  5. Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  6. Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

  7. Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.


Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:

  1. Индивидуальные.

  2. Групповые.

  3. Коллективные.

Формы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:

  • тематические занятия,

  • игровые уроки,

  • практические занятия в «городках безопасности»,

  • конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание правил дорожного движения и другие.

Для закрепления пройденного материала используются настольные, дидактические и подвижные игры. В процессе обучения членов ЮИД правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.

В процессе работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии, приглашается инспектор ГИБДД, организуются викторины, соревнования по безопасности движения велосипедистов и т.п., которые будут способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения Правил дорожного движения.

Основные методы проведения занятий :

  1. Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;

  2. Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;

  3. Практические: практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.

Программа кружка «ЮИД» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Работа кружка «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:

  • Создание уголка безопасности дорожного движения;

  • Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

  • Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

  • Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

  • Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

  • Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

  • Проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.

По срокам реализации программа рассчитана на 5 лет.

В кружке начинают заниматься учащиеся с 5 класса и продолжают до конца 9 класса. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Занятия проводятся по 1 часу 1раз в неделю (34 часа в год).

Методическое обеспечение:

Для успешного проведения занятий по Правилам дорожного движения необходимо иметь учебно-методический материал. К нему относится:

  • методические пособия к учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности»,

  • по проведению классных и внеклассных мероприятий по ПДД;

  • таблицы, схемы, картинки, рисунки по безопасности на дорогах, видеофильмы, дорожные знаки, светофор и другие.

Материальное обеспечение и оборудование:

Занятия по правилам дорожного движения с учащимися проводятся:

  • в кабинете оборудованным мультимедийным проектором, персональным компьютером,

  • на специальной автоплощадке во дворе школы или физкультурном или актовом зале с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и детских транспортных средств.

На площадке имеется дорожная разметка проезжей части, перекресток, пешеходные переходы, временно устанавливаются светофоры, дорожные знаки и другое оборудование.

Также занятия проводятся на улице, перекрестке с показом движения транспортных средств и пешеходов.

В процессе работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии, организуются викторины, соревнования по безопасности движения велосипедистов и т.п., которые будут способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения Правил дорожного движения.

Формы и режим занятий

Группа кружка состоит из учащегося 5 Г класса. Учитывая различный уровень подготовки школьников разделы данной программы, темы занятий и количество часов, отводимые на них - варьируются.

Режим занятий основывается на санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах 2.4.4.1251-03: групповые занятия проводятся в будничные дни - 1 занятие в неделю длительностью 40 минут.

По мере освоения теоретической темы проводятся практическая часть данной программы. В конце курса школьники в группах создают творческий проект или подготавливают творческий отчет (проведение конкурсов, викторин, игр и соревнований для школьников младшего возраста или участие в конкурсах различного уровня).

Основные задачи данного курса

  1. Углубленное изучение Правил дорожного движения;

  2. Овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения;

  3. Овладение практическими методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

  4. Овладение практическими навыками оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;

  5. Овладение техническими знаниями;

  6. Организация работы с юными велосипедистами;

  7. Организация работы на детской автоплощадке;

  8. Организация массовых мероприятий по пропаганде ПДД в школе и внешкольных учреждениях;

  9. Участие в слетах, смотрах, конкурсах и соревнованиях.

Основные направления работы отряда ЮИД

  1. Воспитание на героических, трудовых традициях полиции юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям;

  2. Углубленное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения;

  3. Пропаганда Правил дорожного движения в школе и внешкольных учреждениях с использованием технических средств;

  4. Участие в смотрах и слетах ЮИД, в конкурсах и соревнованиях, работе детских кинолекториев, организация деятельности школьных автоплощадок безопасного движения;

  5. Овладение техническими знаниями, участие в смотрах юных техников, в работе кружков технического творчества.

Юный инспектор движения обязан

  1. Дорожить честью, званием юного инспектора движения;

  2. Активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания штаба и командиров;

  3. Изучить правила дорожного движения и быть примером в их соблюдении;

  4. Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по пропаганде правил безопасного поведения на дорогах;

  5. Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения;

  6. Укреплять свое здоровье - систематически заниматься физической культурой и спортом.

Юный инспектор движения имеет право

  1. Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения;

  2. Избирать и быть избранным в штаб отряда;

  3. Овладев знаниями, умениями и навыками, методикой и практикой работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получить звание «Юный инспектор по безопасности движения», которое присваивается после проверки умений и практической работы;

  4. Удостоверение вручается в торжественной обстановке;

  5. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения общественного правопорядка в ГИБДД;

  6. Участвовать под руководством работников полиции, членов добровольных народных дружин в патрулировании на улицах, в микрорайоне школы, внешкольных учреждениях, по месту жительства.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;

  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;

  • здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.

Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».


Ожидаемый результат:

  • Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

  • Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;

  • Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;

  • Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;

  • Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;

  • Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.


Нормативно - правовое обеспечение программы:

  • Конституция РФ.

  • Конвенция «О правах ребенка».

  • Правила дорожного движения.

  • Устав образовательного учреждения.

  • Учебный план.

  • Учебные программы.

  • План воспитательной работы ОУ

  • План воспитательной работы класса

  • Положение об отряде юных инспекторов движения.


Научно - методическое обеспечение:

  1. Государственный образовательный стандарт

  2. Учебный план и учебные программы школы.

  3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

  4. Учебники по ОБЖ, ПДД.

  5. Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

  6. Газета «Добрая Дорога Детства»


В тематический план включен следующий материал:

  1. Правила дорожного движения:

  • общие положения;

  • обязанности пешеходов;

  • сигналы светофора;

  • правила для водителей;

  • дорожные знаки;

  • практические занятия.

  1. Основы доврачебной медицинской помощи:

  • общие принципы оказания доврачебной помощи;

  • техника наложения повязок;

  • первая помощь при общих ранениях;

  • первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;

  • первая помощь при несчастных случаях;

  • первая помощь при ожогах и отморожениях;

  • транспортировка при различных видах травм.

  1. Фигурное вождение велотранспортных средств.


Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки

  • праздники

  • театрализованные представления

  • соревнования

  • конкурсы

  • агитбригады

Тематическое планирование курса «ЮИД»


1 год обучения


п\п

Тема и содержание

Колич.

часов

Теорет.

Практ.

Знакомство (с данной программой курса, узнать кто такие ЮИДовцы, определение названия, девиза и речевки отряда).

1

1

-

Утренник. ("Посвящение учащегося в Инспектора Дорожного Движения")

2

1

1

Город, округ, где мы живем. (Город, в котором мы живем, улицы микрорайон, домашний адрес, место нахождения школы)

1

1

-

Что мы видим на дороге. (Улица, тротуар, проезжая часть, почему проезжая часть опасна, как правильно переходить дорогу, разбор конкретного маршрута).

3

2

1

Транспорт. (Какой транспорт ходит в нашем городе, какие вы знаете автобусные маршруты, какой остановки маршрутного транспорта в микрорайоне, схематическое изображение микрорайона)

1

1

-

Мы идем в школу. (Пешеход ─ кто это, разбор конкретных маршрутов учащихся в школу и обратно, особенности движения пешеходов осенью и зимой).

3

2

1

Наши верные друзья. (Что поможет безопасно перейти проезжую часть, «зебра» подземный пешеходный переход, светофор, дорожные знаки, регулировщик дорожного движения, проведения мероприятия для начальных классов).

5

3

2

Мы - пассажиры (Общие обязанности пассажиров, правила посадки и высадки, поведение в общественном транспорте.).

1

1

-

Знакомство с дорожными знаками. (Знакомство со значением некоторых, часто встречающихся в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков и других средств регулирования дорожного движения, а также с другими знаками и средствами регулирования, необходимыми пешеходу, проведение игру-викторину среди начальных классов).

8

5

3

Где можно играть? (Почему нельзя играть на улицах и дорогах, опасность игр у дорог).

3

2

1

Повторение знаний ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Особенности движения на загородных дорогах. Катание на велосипедах по улицам дачных поселков.

1

1

-


ИТОГО

29

20

9


2 год обучения


п\п

Тема и содержание

Колич

часов

Теорет.

Практ.

Дорожные знаки (рассказать, показать или нарисовать дорожные знаки, встречающиеся по дороге в школу, объяснить их значение, а также рассказать о других дорожных знаках).

2

1

1

Подготовка к конкурсу агитбригад

8

2

6

Знатоки дорожного движения (подготовка и проведения игру-викторину среди классов начальной школы)

6

1

5

Транспорт (Интенсивность и скорость движения городского транспорта, как определить расстояние до приближающегося транспортного средства, как безопасно перейти дорогу, стоящий транспорт - можно ли и как его обходить).

3

2

1

Игра-сказка «Путешествие в Страну дорожных знаков»

6

1

5

Весенние дороги (Особенности весенних погодных условий, затрудняющих дорожное движение (тающий снег, гололед, туман, дождь), места для катания на самокатах, роликах, велосипедах).

2

1

1

Когда ты становишься водителем

(Основные правила движения на веломототранспорте, сигналы, подаваемые при движении на велосипеде, скутере, мопеде, движение велосипедистов группами, ПДД о правах и обязанностях водителей веломототранспорта основные правила езды и меры безопасности).

6

3

3

Инструктаж перед летними школьными каникулами (Внимательность и осторожность при играх во дворах жилого сектора, особенности движения на загородных дорогах).

1

1


ИТОГО

34

12

22


3 год обучения


п\п

Тема и содержание

Колич

часов

Теорет.

Практ.

Знатоки дорожного движения (подготовка и проведения игру-викторину среди классов начальной школы).

6

1

5

Подготовка к конкурсу агитбригад

8

2

6

Первая медицинская помощь (Первая помощь при ДТП, информация, которую должен сообщить свидетель ДТП, аптечка автомобиля и ее содержимое).

5

3

2

Культура поведения (Ответственность за нарушения Правил дорожного движения, ребячество, неправильное понимание геройства, опасность для ребенка в дорожных ситуациях, связанных с закрытым обзором, испугом, ошибочным прогнозом, неожиданным выходом на проезжую часть и др., проведения мероприятия для начальных классов)

6

2

4

Культура дорожного движения

(Современный город без светофоров, дорожных знаков, переходов возможно ли это, особенности города, автомобильное движение в современном городе, пешеход на улицах города, взаимная вежливость участников дорожного движения, разбор причин дорожно-транспортных происшествий на территории округа, микрорайона, условия, способствующие возникновению ДТП с участием детей, статистика детского дорожно-транспортного травматизма, причины возникновения дорожно-транспортных происшествий во дворах жилого сектора, меры предупреждения).

6

4

2

Ответственность за нарушения ПДД (Правовая ответственность административное законодатель­ство, плата за совершение нарушений здоровье и человеческая жизнь).

2

2

Безопасность в дни летних школьных каникул. Культура поведения на дороге.

1

1


ИТОГО

34

15

19


4 год обучения


п\п

Тема и содержание

Колич

часов

Теорет.

Практ.

Основной принцип безопасности пешехода (Обзор дороги, предметы мешающие видеть обстановку на дороге, в т.ч. одежды и предметы обихода зонты, капюшоны, очки, сотовые телефоны и др., скрытые движущиеся автомобили, погодные условия, особенности перехода проезжей части по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам)

1

1

Подготовка к конкурсу агитбригад

8

2

6

Первая помощь при ДТП (Встречи с медицинским работником по практическим вопросам, наложение различных видов повязок, оказание первой помощи при кровотечении, оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе, транспортировка пострадавшего).

5

1

4

Очевидцы ДТП и нарушений ПДД (Беседа-агитация для начальных классов ─ Разговор о ДТП и грубейших нарушениях Правил дорожного движения на перекрестках и пешеходных переходах, увиденных глазами детей, оценка детьми таких правонарушений, возможные или действительные последствия происшествий, типичные «ловушки» на дорогах, ситуации на дорогах, способствующие возникновению происшествий, закрытый обзор, ошибочный прогноз, пустынная улица, отвлечение внимания)

3

2

1

Утренник «Мы по улицам идем» для младших школьников

4

1

3

Создание автоплощадки во дворе школы

4

1

3

Общие требования к велосипедистам (Игра-викторина для младших школьников)

2

1

1

Эстафета велосипедистов (среди 3-5 классов)

2

1

1

Игра-викторина «Организация дорожного движения» (Светофор, установка технических средств на улицах города: знаки, разметка, искусственная дорожная неровность)

4

1

3

Итоговое занятие (Особенности движения в летний период в городе и за городом)

1

1


ИТОГО

34

12

22


5 год обучения


п\п

Тема и содержание

Колич

часов

Теорет.

Практ.

Первая помощь при ДТП (Встречи с медицинским работником по практическим вопросам, наложение различных видов повязок, оказание первой помощи при кровотечении, оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе, транспортировка пострадавшего).

4

1

3

Подготовка к конкурсу агитбригад

8

2

6

Организация конкурса на лучший рисунок, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения

3

1

2

Вандализм на дорогах и транспорте (Сколько стоит светофор, повреждения дорожных знаков и указателей, их повреждений для участников дорожного движения, повреждения автотранспорта и уголовная ответствен­ность за правонарушения, беседа с учениками школы)

4

1

3

Игра-сказка «Пешеходы и водители» (для 1-3 классов)

4

1

3

Веломототранспорт (агитационные беседы с школьниками на тему «Основные правила и требования к водителям веломототранспорта, особенности перевозки пассажиров»)

2

1

1

Эстафета велосипедистов (среди 3-5 и 6-7 классов)

3

1

2

Опасность на переходе, оборудованном светофором, на нерегулируемом пешеходном переходе. (Меняющийся сигнал светофора, переход на только что загоревшийся зеленый сигнал, грубые нарушения ПДД со стороны водителей при проезде на красный сигнал светофора, неправильная оценка скорости и расстояния приближающегося транспортного средства, грубейшие нарушения ПДД водителями при проезде нерегулируемых пешеходных переходов, рейды на дорогах).

5

2

3

Итоговое занятие - тестирование «Как ты знаешь Правила дорожного движения».

1

1


ИТОГО

34

10

24

Список литературы.


  1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.

  2. Атлас медицинских знаний

  3. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.

  4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.

  5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы, 1997.

  6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.

  7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.

  8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.

  9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение, 1975г.

  10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.

  11. Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.

  12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

  13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.

  14. Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

  15. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.

  16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.

  17. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 1кл., 1997.

  18. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения во 2кл., 1997.

  19. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. Мы идем по улице. Сборник материалов и мет. Рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 кл., 1997.

  20. Терехова Е.А. Образовательная программа «Дети - дорога - дети», Ставрополь, 1995г.

  21. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 7-8 кл., 1997г.

  22. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 9-11 кл., 1997г.

  23. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.

  24. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах, 1-3 кл., 1997.

  25. Журнал «Педсовет»

13


© 2010-2022