Методическая разработка Сотрудничество педагога с родителями

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

дополнительного образования детей

«Республиканский центр дополнительного образования детей»








Методические рекомендации

«Сотрудничество педагога с родителями»

(для педагогов дополнительного образования)






Составитель: Саражакова Л.М.,

методист ГБОУ РХ ДОД «РЦДОД»




Методическая разработка Сотрудничество педагога с родителями













г. Абакан, 2015г.

Рассмотрено:

Методический совет ГБОУ РХ ДОД «РЦДОД»

Протокол № ____ от «_____»_______2015г.

Председатель ________________ _______

Ф.И.О. подпись


Составитель: Саражакова Л.М., методист

Рецензенты:

1. Слесаренко Л.А.

2. Хасанова Л.Б.

3. Сереев В.М.




Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования детей.

Методическая разработка предлагает формы сотрудничества, методику проведения мероприятий педагога с родителями.




2


Содержание


Введение 3

1.Содержание и формы работы по просвещению родителей 5

1.1 Родительское собрание 7

1.2 Родительские университеты 10

1.3 Тематические и индивидуальные консультации 11

1.4 Тренинги 12

1.5 Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс 13

Заключение 14

Список использованной литературы 16









3

Введение

Одним из самых эффективных социальных институтов, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. И какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух, трех работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют время и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.

На протяжении многих веков социальный мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать в образовательном воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей.

В системе дополнительного образования детей в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения дополнительного образования детей. При этом процесс такого партнерства, сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, спецификой деятельности педагогического коллектива, учреждения дополнительного образования детей.

Если массовая школа является обязательной и родители редко появляются там, даже если их вызывают, то в формировании контингента дополнительного образования у детей они проявляют самый непосредственный интерес.

Во-первых, родители вовлекаются в творческую жизнь детей: сначала через поиск и покупку особых материалов и инструментов, нужных детям для углубления занятий, а затем - по средствам интереса к творческим успехам своего ребенка, посещения выставок, смотров, концертов.

Во-вторых, опросы выяснили, что учреждения дополнительного образования детей решают две важные для родителей и детей внутрисемейные проблемы. Чем старше ребенок, тем больше заботит родителей проблема полезного заполнения свободного времени, группа общения, в которую попадает их дитя, его духовное и творческое развитие. Со стороны детей это дружба и общение на основе общего творческого дела.

В учреждениях дополнительного образования детей неожиданно обнаруживается, что именно здесь подростки нашли себе подлинных товарищей, чему бывают рады и родители.


4

Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, о создании атмосферы доверии и личностного успеха в совместной деятельности.

Многие начинающие педагоги затрудняются в выборе форм работы с родителями, в методике организации мероприятий.

Поэтому, данные методические рекомендации разработаны с целью - практической помощи педагогам в работе по организации сотрудничества с родителями.

Надеюсь, что они станут актуальными, своевременными и нужными для педагогов дополнительного образования детей.











5

1. Содержание и формы работы по просвещению родителей

Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в объединении.



Структура совместной деятельности объединения с родителями


объединение

Повышение психолого-педагогических знаний родителей

Вовлечение родителей в УВП

Вовлечение родителей в управление объединения

Семинары, индивидуальные, консультации, родительские собрания, открытые занятия

Совместные творческие дела

Родительский комитет объединения

семьяМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителями











Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

- родительские университеты;

- конференции;

- индивидуальные и тематические консультации;

- родительские собрания;

- тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- дни творчества детей и их родителей;

- открытые занятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы объединения.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей в работе совета учреждения дополнительного образования;

- участие родителей в работе родительского комитета.





6


Методическая разработка Сотрудничество педагога с родителямиМетодическая разработка Сотрудничество педагога с родителями

Индивидуальные формы:

- консультации для родителей;

- беседы с родителями;

- посещение семей воспитанников

Групповые формы:

- родительский комитет;

- семейная гостиная;

- совместные походы и экскурсии;

- групповые тренинги;

- «круглый стол» для родителей;

- открытые занятия в кружковых объединениях;

- встречи с интересными людьми;

- анкетирование родителей.

Массовые формы:

- родительские собрания;

- традиционные праздники;

- семейные конкурсы;

- «День открытых дверей»;

- концерты;

- «КВН».




7

  1. Родительское собрание

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть:

- организационными;

- текущими и тематическими;

- итоговыми.

Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем занятия. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители- для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Этапы родительского собрания.

I этап. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки собрания и приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие кружковую жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания. Мне не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном помещении.

II этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Педагог лучше знает родителей его воспитанников, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

- Анализ учебных достижений в кружке. В этой части родительского собрания педагог знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности в объединении; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в кружке. Педагог делится наблюдениями о поведении воспитанников в значимых для них ситуациях (на занятиях, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид воспитанников, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию учреждения дополнительного образования как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов воспитанников»

- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач педагога. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, мероприятия и т.д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах:


8


заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющие проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и педагог должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!».

III этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к поведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.


Советы психологов


- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

- Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.

- Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

- Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

- Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).

- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

- Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.

- Давать негативную оценку всему коллективу.

- Избирать для общения назидательный тон.

И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны.

Тематика родительских собраний определяется педагогом на основе изучения целей и задач работы учреждения с родителями и исходя из запросов родителей кружка.






9


Правила подготовки родительского собрания


Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводится в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.









10

1.2. Родительские университеты

Интересной и продуктивной формой роботы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов в учреждении - психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только учреждения, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе.

Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ воспитанников, музыкальные программы, экскурсии по учреждению т.д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы учреждения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематика родительских конференций

  1. Физическое здоровье ребенка - залог успешности учебной деятельности.

  2. Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

  3. Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?

  4. Игра в жизни ребенка.

  5. Права и обязанности ребенка в семье, в социуме.

  6. Культура общения с компьютером.

  7. Книга и ее роль в жизни семьи.

  8. Вредные привычки и как с ними бороться.

  9. Причины детских суицидов.

  10. Хорошие родители. Кто они?

  11. одаренный ребенок в семье.



11

  1. Тематические и индивидуальные консультации

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации педагога, если педагог видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, с его ближайшим окружением, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий педагог может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.


Требования к проведению консультации

  1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка, педагога.

  2. Проблема, которая будет обсуждаться, педагогу хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей.

  3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.

  4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

  5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

  6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

  7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

  8. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

  9. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.





12

  1. Тренинги

Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Педагог беседует с воспитанниками и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я - позицию детей и взрослых; способствует пониманию интересов потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.












13

  1. Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс

Поскольку родители являются социальными заказчиками, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в объединениях.

Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете, Устава учреждения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей объединения. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в кружке мероприятий. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц.

Родителей можно привлекать к проведению мероприятий. Эти мероприятия могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри массовых мероприятий, быть участниками КВНов, и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько педагог сумел привлечь родителей к сотрудничеству.

Педагог, привлекая родителей к участию в воспитательной работе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни кружка. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными - грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими воспитанниками и множество различных необычных форм поощрения.







14

Заключение


Таким образом, только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной.










15

Приложение

Советы родителям


  • Любой ребенок-отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля - заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.

  • Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.

  • Не скупись на похвалу.

  • Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.

  • Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.

  • Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.

  • Ставьте перед ребенком достижимые цели.

  • Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.

  • Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.

  • При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

  • Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.

  • Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны.








16

Список использованной литературы


  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.М.: «ВАКО», 2004, 272с.

  2. Лупоядова Л.Ю.,Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. - Волгоград: Учитель, 2005.-208с.

  3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., Аргументы и факты 1993.

  4. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Знание, 1981.

  5. Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.

  6. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.


© 2010-2022