- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка Сотрудничество педагога с родителями
Методическая разработка Сотрудничество педагога с родителями
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саражакова Л.М. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия
дополнительного образования детей
«Республиканский центр дополнительного образования детей»
Методические рекомендации
«Сотрудничество педагога с родителями»
(для педагогов дополнительного образования)
Составитель: Саражакова Л.М.,
методист ГБОУ РХ ДОД «РЦДОД»
г. Абакан, 2015г.
Рассмотрено:
Методический совет ГБОУ РХ ДОД «РЦДОД»
Протокол № ____ от «_____»_______2015г.
Председатель ________________ _______
Ф.И.О. подпись
Составитель: Саражакова Л.М., методист
Рецензенты:
1. Слесаренко Л.А.
2. Хасанова Л.Б.
3. Сереев В.М.
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования детей.
Методическая разработка предлагает формы сотрудничества, методику проведения мероприятий педагога с родителями.
2
Содержание
Введение 3
1.Содержание и формы работы по просвещению родителей 5
1.1 Родительское собрание 7
1.2 Родительские университеты 10
1.3 Тематические и индивидуальные консультации 11
1.4 Тренинги 12
1.5 Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс 13
Заключение 14
Список использованной литературы 16
3
Введение
Одним из самых эффективных социальных институтов, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. И какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.
Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух, трех работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют время и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.
На протяжении многих веков социальный мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать в образовательном воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей.
В системе дополнительного образования детей в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения дополнительного образования детей. При этом процесс такого партнерства, сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, спецификой деятельности педагогического коллектива, учреждения дополнительного образования детей.
Если массовая школа является обязательной и родители редко появляются там, даже если их вызывают, то в формировании контингента дополнительного образования у детей они проявляют самый непосредственный интерес.
Во-первых, родители вовлекаются в творческую жизнь детей: сначала через поиск и покупку особых материалов и инструментов, нужных детям для углубления занятий, а затем - по средствам интереса к творческим успехам своего ребенка, посещения выставок, смотров, концертов.
Во-вторых, опросы выяснили, что учреждения дополнительного образования детей решают две важные для родителей и детей внутрисемейные проблемы. Чем старше ребенок, тем больше заботит родителей проблема полезного заполнения свободного времени, группа общения, в которую попадает их дитя, его духовное и творческое развитие. Со стороны детей это дружба и общение на основе общего творческого дела.
В учреждениях дополнительного образования детей неожиданно обнаруживается, что именно здесь подростки нашли себе подлинных товарищей, чему бывают рады и родители.
4
Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, о создании атмосферы доверии и личностного успеха в совместной деятельности.
Многие начинающие педагоги затрудняются в выборе форм работы с родителями, в методике организации мероприятий.
Поэтому, данные методические рекомендации разработаны с целью - практической помощи педагогам в работе по организации сотрудничества с родителями.
Надеюсь, что они станут актуальными, своевременными и нужными для педагогов дополнительного образования детей.
5
1. Содержание и формы работы по просвещению родителей
Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в объединении.
Структура совместной деятельности объединения с родителями
объединение
Повышение психолого-педагогических знаний родителей
Вовлечение родителей в УВП
Вовлечение родителей в управление объединения
Семинары, индивидуальные, консультации, родительские собрания, открытые занятия
Совместные творческие дела
Родительский комитет объединения
семья
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:
- родительские университеты;
- конференции;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрания;
- тренинги.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые занятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы объединения.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
- участие родителей в работе совета учреждения дополнительного образования;
- участие родителей в работе родительского комитета.
6
Индивидуальные формы:
- консультации для родителей;
- беседы с родителями;
- посещение семей воспитанников
Групповые формы:
- родительский комитет;
- семейная гостиная;
- совместные походы и экскурсии;
- групповые тренинги;
- «круглый стол» для родителей;
- открытые занятия в кружковых объединениях;
- встречи с интересными людьми;
- анкетирование родителей.
Массовые формы:
- родительские собрания;
- традиционные праздники;
- семейные конкурсы;
- «День открытых дверей»;
- концерты;
- «КВН».
7
-
Родительское собрание
Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими и тематическими;
- итоговыми.
Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем занятия. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители- для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.
Этапы родительского собрания.
I этап. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки собрания и приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие кружковую жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания. Мне не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном помещении.
II этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Педагог лучше знает родителей его воспитанников, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений в кружке. В этой части родительского собрания педагог знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности в объединении; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в кружке. Педагог делится наблюдениями о поведении воспитанников в значимых для них ситуациях (на занятиях, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид воспитанников, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию учреждения дополнительного образования как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов воспитанников»
- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач педагога. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, мероприятия и т.д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах:
8
заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющие проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и педагог должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!».
III этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к поведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.
Советы психологов
- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.
- Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
- Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
- Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
- Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
- Давать негативную оценку всему коллективу.
- Избирать для общения назидательный тон.
И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны.
Тематика родительских собраний определяется педагогом на основе изучения целей и задач работы учреждения с родителями и исходя из запросов родителей кружка.
9
Правила подготовки родительского собрания
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводится в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвертое. Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
10
1.2. Родительские университеты
Интересной и продуктивной формой роботы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов в учреждении - психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только учреждения, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе.
Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.
Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ воспитанников, музыкальные программы, экскурсии по учреждению т.д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы учреждения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.
Тематика родительских конференций
-
Физическое здоровье ребенка - залог успешности учебной деятельности.
-
Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
-
Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?
-
Игра в жизни ребенка.
-
Права и обязанности ребенка в семье, в социуме.
-
Культура общения с компьютером.
-
Книга и ее роль в жизни семьи.
-
Вредные привычки и как с ними бороться.
-
Причины детских суицидов.
-
Хорошие родители. Кто они?
-
одаренный ребенок в семье.
11
-
Тематические и индивидуальные консультации
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации педагога, если педагог видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, с его ближайшим окружением, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий педагог может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.
Требования к проведению консультации
-
Консультация проводится по запросам родителей, ребенка, педагога.
-
Проблема, которая будет обсуждаться, педагогу хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей.
-
В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
-
Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
-
Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
-
В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.
-
В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
-
Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.
-
Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.
12
-
Тренинги
Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Педагог беседует с воспитанниками и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я - позицию детей и взрослых; способствует пониманию интересов потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.
13
-
Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс
Поскольку родители являются социальными заказчиками, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в объединениях.
Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете, Устава учреждения. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей объединения. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в кружке мероприятий. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц.
Родителей можно привлекать к проведению мероприятий. Эти мероприятия могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.
Родители успешно могут участвовать в работе жюри массовых мероприятий, быть участниками КВНов, и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько педагог сумел привлечь родителей к сотрудничеству.
Педагог, привлекая родителей к участию в воспитательной работе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни кружка. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными - грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими воспитанниками и множество различных необычных форм поощрения.
14
Заключение
Таким образом, только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной.
15
Приложение
Советы родителям
-
Любой ребенок-отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля - заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.
-
Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.
-
Не скупись на похвалу.
-
Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.
-
Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
-
Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.
-
Ставьте перед ребенком достижимые цели.
-
Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.
-
Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
-
При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
-
Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
-
Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны.
16
Список использованной литературы
-
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.М.: «ВАКО», 2004, 272с.
-
Лупоядова Л.Ю.,Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. - Волгоград: Учитель, 2005.-208с.
-
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., Аргументы и факты 1993.
-
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Знание, 1981.
-
Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.
-
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.