• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Информационные технологии - эффективное средство формирования ключевых компетенций школьников

Статья Информационные технологии - эффективное средство формирования ключевых компетенций школьников

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные технологии - эффективное средство формирования ключевых компетенций у школьников


Информационные технологии являются современными средствами обучения, соединяющими в себе проблемные, интерактивные и исследовательские методы обучения, требующие от обучаемого достаточной самостоятельности. Иными словами, информационные технологии предполагают деятельностный подход в обучении. Исходя из того, что образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, информационные технологии позволят наилучшим образом решить задачу формирования ключевых компетенций у школьников, поскольку обращены исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Кроме того, информационные технологии рассматриваются как инструмент развития визуального мышления, без которого невозможны никакие мыслительные операции. «Если у человека недостаточно развито визуальное мышление, то автоматически страдают как функция понимания речи, так и функция изложения собственных высказываний в письменной и устной форме… Поэтому нарушение функции понимания следует искать в нарушении способности представлять зрительные образы и управлять ими» [4, с.70]. Всё это подтверждает необходимость развития визуального мышления у школьников, без которого невозможно формирование ни одной из ключевых компетенций.

Для развития визуального мышления на основе информационных технологий разработаны инструменты реализации и развития мышления («ИТ-инструменты мышления»). В литературе они встречаются как визуальные или графические [4, с. 72].

В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ позволяют «развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учащимися, так как задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный» [1, с.251].

Сегодня педагоги широко используют на уроках и во внеурочной деятельности мультимедийные презентации, которые имеют широкое назначение. Мультимедийные презентации используются в обучении для представления результатов учебных проектов, исследовательской деятельности, для наглядной демонстрации, позволяют выступающему наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись изучаемых процессов, снимки описываемых объектов, чертежи зданий и сооружений и др.

Стремясь создать компьютерную демонстрационную презентацию или представить проект, ученик должен овладеть новыми способами деятельности. Происходит это без внешнего принуждения, в собственных интересах и в соответствии с собственными возможностями

обучающегося. Подобное интеллектуальное саморазвитие личности и есть проявление компетенции личностного самосовершенствования [2, с.19].

Информационные технологии наиболее эффективны, когда используются как инструмент решения проблем, развития понятийного аппарата, критического мышления. Для участия в коллективной работе, развития личностных и социальных навыков намного больше возможностей предоставляет интерактивная доска. Технические возможности современной школы ограничены и не позволяют с помощью этого средства обучения каждому педагогу реализовать в полной мере свои задумки и планы, желания и запросы ученика. Не смотря на это, преимущества работы с интерактивной доской широко известны [1, с. 12-84].

Таким образом, информационные технологии предоставляют учителю и учащимся огромные возможности по развитию мышления высокого уровня, что в свою очередь помогает ребенку адаптироваться в возрастающем потоке информации, отбирая и усваивая наиболее достоверную. Преимущества информационных технологий для развития информационных и учебно-познавательных компетенций школьников очевидны.


Возможности ИТ-инструментов мышления для развития ключевых компетенций у школьников.


Визуальные инструменты - это инструменты, основанные на использовании графических техник; инструменты, которые обеспечивают наглядное (графическое) представление информации.

Среди визуальных инструментов выделяют следующие:

  1. Кластеры.

  2. Сравнительные и концептуальные таблицы.

  3. Графические модели.

  4. «Визуальное ранжирование».

  5. «Видение причины»

  6. «Предъявление доказательств».

Преимуществами перечисленных графических инструментов являются скорость, надежность, точность восприятия, запоминания и переработки информации. Кроме того, графические средства позволяют агрегировать большое количество характеристик, что приводит к поддержке представления информации об объектах повышенной сложности.

Правильное использование ИТ-инструментов мышления и организованное взаимодействие учащихся открывают большие возможности для развития мышления школьников, а именно:

  • позволяют легче увидеть изучаемую проблему «с высоты птичьего полета»;

  • помогают наглядно для себя и других слушателей представить структуру решаемой задачи;

  • когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;

  • повышается мотивация, становится легче воспринимать идеи: человеческому мозгу всегда нужны графические образы;

  • с использованием графических схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое;

  • существует множество проверенных временем способов повысить креативность, и многие из них включают в себя методы, основанные на графических изображениях.

Даже простой пространственный образ будет стимулировать мозг к выработке новых идей гораздо эффективнее, чем множество слов. [4, с. 5]

Как мы видим, визуальные инструменты информационных технологий помогают визуализировать процесс осмысления и усвоения содержания обучения, визуально отображать процесс мышления. Кроме того, использование названных технологий позволяет учащимся создавать стратегии для решения сложных проблем, глубже понимать предмет, что наилучшим образом позволяет реализовать цели современного образования.

Уже само использование ИТ - инструментов мышления побуждает учителя переходить к обучению, направленному на ученика. При этом учитель не столько передает знания, сколько направляет учащихся, стимулирует их участие в учебной работе. Наглядность и удобство работы учителя с ИТ - инструментами мышления повышает эффективность управления проектами, познавательной деятельностью учащихся. Учитель может видеть в деталях ход работы каждой команды (каждого ученика), распечатывать отчеты команд, наблюдать за процессом мышления, развитием идей и выполнением исследования. При использовании указанных инструментов у преподавателя отпадает необходимость быть единственным источником знаний, «он выступает инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы учащихся и обсуждения её результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения». [1, с. 302].

Для обучаемых открывается возможность развить информационную и учебно-познавательную компетенции, осваивать новые способы деятельности, социальные роли (компетенции личностного самосовершенствования), осознание своей роли и ответственности в коллективной познавательной деятельности (ценностно-смысловые компетенции). Это подтверждается теми преимуществами, которыми обладают визуальные инструменты мышления, а именно:

  • способствуют развитию мыслительных умений более высокого уровня;

  • стимулируют обсуждение и понимание сложных идей;

  • позволяют осуществлять интерактивное и динамичное визуальное отображение процесса мышления;

  • побуждают использовать точный язык;

  • способствуют развитию вербальной аргументации при рассмотрении варианта размышления, представленного другим учеником;

  • позволяют школьникам приобретать умения объяснять, защищать, обобщать предоставляют возможность рассмотреть позиции других учащихся, экспертов, членов группы. [4, с.72].

Для большей убедительности обратимся к самим ИТ-инструментам.

Инструмент «Видение причины» [4, с. 95-113] помогает учащимся наглядно изображать причинно-следственные связи между событиями и фактами. Результатом использования инструмента является причинная карта, на которой в центральном прямоугольнике отображается исследуемая проблема, а в других прямоугольниках - факторы, влияющие на проблему. С помощью стрелок разной толщины изображаются существенные и несущественные связи.

Использование данного графического инструмента полезно при исследовании таких проектов, которые включают в себя многочисленные воздействия (факторы), влияющие на конечный результат.

Учащиеся, работая в группах, определяют свою исследовательскую задачу, формулируют проблему, выдвигают гипотезу, обсуждают и отбирают факторы, относящиеся к проблеме. Таким образом, школьники получают возможность приобрести необходимый опыт учебно-познавательной деятельности, позволяющий развивать соответствующие компетенции.

Поиск необходимой информации по проблеме, отбор, анализ и преобразование данных в заданной форме (форме схемы) позволяет сформировать навыки деятельности по отношению к информации, то есть сформировать информационную компетентность. Примером такой преобразованной информации может стать причинная карта, выполненная учащимися 9 класса при изучении темы: «Программа реформ П. А. Столыпина и ее итоги».

Не учитывалась психология крестьян.

Почему реформы П. А. Столыпина завершились провалом?

Проводились бюрократическими методами, губившими любую идею на корню.

Сложные взаимоотношения

П. А. Столыпина с царем.

Незначительные временные рамки (20 лет.)

Сопротивление со стороны правых и левых полит. сил

Убийство П. А. Столыпина

Работая в командах, учащиеся общаются друг с другом и с учителем, одни - быстрее, а другие - медленнее приходят к финальной точке. В ходе поиска между участниками могут возникать разногласия, что может стать новой проблемой для школьников, которую необходимо решить. Построение карт особенно важно для групп, т. к. вызывает обсуждение и дебаты. Каждый в группе должен быть в состоянии объяснить и доказать наличие на карте фактора или соотношения. Этому нельзя научить за один урок. Требуется время и множество смоделированных учителем ситуаций, затруднений, пройдя через которые, школьники обретут необходимые для самостоятельной деятельности качества. Решая учебные задачи, учащиеся осваивают способы взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями, умения задать вопрос, вести дискуссию, представлять результаты поиска. Все вышеперечисленные умения и навыки являются коммуникативными компетенциями, освоив которые, школьники будут успешно решать жизненные проблемы и реализовывать поставленные цели.

Осуществляя свою познавательную деятельность, учащиеся самостоятельно определяют цель и выбирают смысловые установки для своих действий, неоднократно принимают решения (ценностно-смысловые компетенции) по выполнению познавательной задачи, по своему участию в учении, по определению актуальности изучаемого для себя лично и для окружающих. Например, после того, как учащиеся закончили работу с картами, нашли доказательства, подтверждающие их открытия, они должны решить, как лучше представить имеющуюся у них информацию.

Технические возможности инструмента «Видение причины» достаточно разнообразны. К ним относятся инструменты в сети, автофигуры в текстовом процессоре Word, автофигуры в Power Point, а так же графические примитивы в любом графическом редакторе, позволяющие строить схемы.

Таким образом, использование инструмента «Видение причины» поддерживает условия для формирования и развития ключевых компетенций.

В жизни человеку постоянно приходиться участвовать в дискуссиях, находить аргументы, выстраивать доказательства. Поэтому в процессе обучения очень важно научить учащихся дискутировать, осуществлять поиск аргументов «за» и «против», грамотно строить доказательства.

Вовлечению в дискуссию в классе поможет инструмент «Предъявление доказательств». [4, с. 117-130].

Данный графический инструмент предполагает, что учащиеся в процессе работы над проектом собирают аргументы, которые подтверждают или опровергают какое-либо утверждение, затем данные «за» и «против», и делают окончательные выводы.

С левой стороны в прямоугольнике сформулировано утверждение. С правой стороны приведены аргументы «за» и «против».

В результате использования инструмента учащиеся набирают кейс как положительных, так и отрицательных аргументов. Сделать это можно в три этапа, а на четвертом предложить учащимся продемонстрировать результаты своего поиска.

Ниже представлен пример использования инструмента при изучении темы: «Внешняя политика СССР. Начало «Холодной войны».

В разжигании «Холодной войны» повинен СССР

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Рост военного могущества СССР в ходе войны.

Усиление влияния СССР на те страны, в которых находились советские войска.

Распространение коммунистических идей в мире.

Создание в 1945г. Совета Экономической Взаимопомощи как экономической основы социалистического блока.

Поддержка коммунистических правительств в странах «народной демократии»

Прекращение поставок военной техники в СССР.

Отход со стороны США от достигнутых в ходе войны договоренностей.

Испытание американцами ядерного оружия в 1945г.

Провозглашение доктрины Трумэна - программы мер по «спасению» Европы от советской экспансии.

Создание в 1949г. военно-политического блока НАТО.

Поддержка внутренней оппозиции в странах «народной демократии»






При проведении дискуссии очень важно обратить внимание на такой аспект проблемы, как качество доказательства. При этом необходимо учитывать:

  • является ли источник надежным и правдоподобным;

  • насколько точно доказательство;

  • какова сила доказательства для подтверждения или опровержения утверждения;

  • логично ли объяснение того, почему доказательство подтверждает или опровергает утверждение?

Использование данного инструмента требует от учащихся быть аккуратными в распознавании, оценке и трактовке доказательств, так же как в их анализе, поддерживая или опровергая выдвинутое утверждение, что способствует формированию информационной и учебно-познавательной компетенций. Демонстрирование же доказательств обеспечивает обсуждение и понимание множества идей. Кроме того, данное средство допускает интерактивную и динамичную зрительную наглядность мыслительной деятельности. Если работа идет в группах, то группа может анализировать материалы другой группы, усиливая при этом вербальные навыки аргументации, то есть, развивая коммуникативную компетенцию.

Средство «Предъявления доказательств» может помочь учащимся анализировать опыт и приходить к заключению, исследовать гипотезы, оценивать вероятность, воспринимать учебный предмет системно, обсуждать спорный вопрос и готовить идеи для проектов и опытов. Поэтому можно утверждать, что, выстраивая доказательства, школьник приобретает мыслительные умения высокого уровня, овладевает компетенциями, связанными с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир (ценностно-смысловые компетенции). [2, с.92].

Рассмотренные выше визуальные инструменты позволяют учащимся более тщательно отбирать необходимую информацию, логично и аргументировано представлять результаты своей деятельности, дают возможность глубже понимать факты и явления, анализировать их, делать хорошо обоснованные выводы, принимать решения и лучше видеть общую картину явлений и мира в целом, что соответствует содержанию ключевых компетенций в образовании.

Живя в современном мире, который меняется так быстро, человек должен и сам изменяться, поспевая за тем новым, что мир принял, осознавая произошедшие изменения. Чтобы идти в ногу со временем, человеку необходимо видеть и воспринимать множество факторов, понимать их взаимодействие, учитывать влияние многочисленных обратных связей, взаимосвязь причин и следствий. Вместе с этим, важно признать факт многообразия восприятия действительности другими людьми, а значит быть готовым обсуждать, принимать или аргументировано отвергать другие мнения, быть открытым новому и ориентироваться в потоке всё возрастающей информации.

Таким образом, формирование ключевых компетенций становится не только абстрактным ценностно-смысловым ориентиром системы образования, но конкретным ориентиром каждого образовывающегося человека.

Для реализации новых целей необходимы и новые средства. Сегодня процессы создания и распространения информации становятся ключевыми, а это означает, что при выборе методов и приемов обучения учителю необходимо обращать внимание на то, насколько выбранные средства способствуют формированию у учащихся умений и опыта по освоению информации. Такими средствами можно по праву считать визуальные или графические инструменты информационных технологий, или как их еще называют «ИТ - инструменты мышления», и проектную деятельность, которая немыслима без этих средств.

Участвуя в разработке и подготовке проектов, в решении познавательных задач с помощью визуальных инструментов, учащиеся смогут освоить различные формы проблемной коммуникации, то есть смогут продвинуться в области коммуникативной компетенции. Овладение учащимися различными формами проблемной коммуникации (умение аргументировано отстаивать стою точку зрения, воспринимать точку зрения, отличную от собственной, оценивать информацию с позиции прошлого и настоящего) будет способствовать развитию коммуникативных умений. Работа с ИТ-инструментами поможет школьникам признать факт разнообразия восприятия действительности другими людьми, что позволит быть готовыми обсуждать, принимать или аргументировано отвергать другие мнения, иметь более целостное представление об окружающем мире.

Кроме того, в области предметной компетенции школьники приобретут опыт деятельности по освоению информации, приобретут опыт критического и системного мышления, что в свою очередь позволит находить достоверную информацию, избегать «некачественной с научной точки зрения информации» [3, с. 92]. Все эти умения необходимы для современного человека, для его успешности и самореализации.



Список литературы

  1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. - Ростов - на-Дону: Феникс, 2010.

  2. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Под ред. Хуторского А. В. - М., 2007.

  3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М. Издат. центр «Академия», 2008.

  4. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. Учебно-методическое пособие. Программа Intel «Обучение для будущего». М., 2006


© 2010-2022