МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Экономика 7 класс

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 3



Методическая разработка раздела учебной программы

Экономика 7 класс

(для обучающихся 13-14 лет)

Раздел 3 «Безработица»

Работу выполнила:

Учитель экономика

Махова Вера Ивановна

МБОУ СШ № 3



Г.Выкса

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 2

2.Цели и задачи,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5

3.Психолого- педагогическое обоснование восприятия и

усвоения обучающимися в соответствии с возрастными

особенностями,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,6

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы,,,,,,,,,,7

5.Обоснование используемых образовательных технологий,

методов, форм организации деятельности обучающихся,,,,,,, 9

6.Система знаний и система деятельности,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,13

7.Контроль и коррекция результатов,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,14

8.Календарно- тематическое планирование по разделу,,,,,,,,16

9.Разработка урока,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 22

10.Список литературы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 30

11.Приложения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 31







1.Пояснительная записка

Методическая разработка раздела учебной программы по предмету Экономика 7 класс и его раздела «Безработица» составлена на основе «Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы)» Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетнева О.В. НГЦ, 2002. Данная программы составлена на основе опыта преподавания экономики в школах Нижегородской области. При разработке программы учтены требования нормативных документов, регламентирующих образовательную область «Экономика», предложения и рекомендации учителей, общие методические положения проекта стандарта экономического образования школьников, разработанного под руководством доктора экономических наук, профессораЛ.Л.Любимова.
Раздел программы «Безработица» изучается семиклассниками в первом полугодии. На его изучение отводится четыре часа. Данная тема позволяет сформировать у учащихся представление о безработице как о макроэкономической проблеме, оказывающей наиболее сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Необходимо определить причины безработицы для выработки более продуманных социальных программ в области занятости.
Для развития познавательного интереса при изучении раздела «Безработица» необходимо связать содержание учебного материала и его значения для жизни подростка. Необходимо показать практическое использование материала, который является трудным. Наибольший интерес у школьников всегда вызывают уроки, в которых они принимают активное участие. Различные формы проведения уроков разнообразят учебный процесс, вызывают у учащихся чувство удовлетворения от самого процесса учения. Под разнообразием форм учебных занятий надо понимать применение различных организационных приемов, которые активизируют школьников путем предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности. В методике таких уроков основным активизирующим моментом считается положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности. Именно этот настрой может привести к возникновению и поддержанию познавательных интересов учащихся.
Современное обучение стремится решительно изменить деятельность ученика, превратить его из объекта обучения в субъект, когда активность ученика не в имитации, не в подражании заданному учителем образцу, а в самостоятельном поиске путей решения учебной задачи, творческой проработке ее и получении своего результата. Урок должен учить мыслить, когда учащиеся осознают свои действия, знают рациональные способы их выполнения, имеют возможность сразу применять знания в ходе деятельности, рефлексировать в оценке своих и чужих результатов деятельности.
При разработке раздела учебной программы в выборе форм и методов учебной деятельности учитывались и возрастные особенности учащихся.
Данный курс экономики изучается по концентрической модели школьного образования. Первый концентр - 5 - 7 классы.
Предмет «Экономика» преподается, по решению образовательного учреждения (на основе изучения потребностей детей и их родителей), в рамках школьного компонента по базисному учебному плану 2004 года в объеме 1 часа в неделю. УМК по предмету сформирован, учитель прошел курсовую подготовку в 2012 году («Экономическая теория и методика преподавания экономики в условиях введения ФГОС», НИРО, 144ч.)

Рекомендуемые программы и пособия к ним:

  • «Областная программа экономического образования школьников (5-11 классы)».
    И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, О.В. Плетнева. - НГЦ, 2002;

  • «Экономика: Рабочая тетрадь: 7 класс». - Н.Новгород: НИРО, 2013.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии подготовки социально адаптированной личности школьника.

















2.Цель и задачи раздела.

Цель: сформировать у учащихся систему экономических знаний, необходимых для успешного изучения темы «Безработица», развивать активную жизненную

позицию, инициативность, самостоятельность мышления и поведения.

Задачи:

Образовательные

  1. Сформировать у учащихся представления о структуре населения, о безработице и ее видах.

  2. Научить учащихся классифицировать население по отношению к той или иной группе, ориентироваться в причинах, вызывающих безработицу, различать виды безработицы, приводить примеры.

  3. Сформировать представление о мерах социальной защиты безработных.

  4. Способствовать усвоению и закреплению определенных экономических понятий.

Развивающие

  1. Развивать познавательную активность учащихся.

  2. Развивать навыки коллективной работы.

  3. Формировать навыки исследовательской работы.

  4. Продолжить развитие логического мышления, устойчивого внимания, интеллектуальных мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, самостоятельной формулировки выводов через решение проблемных ситуаций.

Воспитательные

  1. Формировать положительную мотивацию к учению, чувство ответственности; коммуникабельности через умение работать в группе, умение отстаивать свои убеждения; умение развиваться, давать нравственную оценку поступкам человека.


  1. Психолого-педагогическое обоснование

Разработка темы «Безработица» предназначена для изучения на уроках экономики в 7 классе. У учащихся этой категории проявляются следующие типы мышления: теоретическое, наглядно-образное, интуитивное и репродуктивное.

В этом возрасте у подростков происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым, улучшается способность к абстрактному мышлению. Мышление подростка приобретает новую черту - критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или ученика, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Именно поэтому на уроке предлагаются ученикам проблемные задачи, упражнения, где необходимо, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, устанавливать причинно-следственные связи. С развитием мышления изменяется и речь подростка: чаще встречаются логическое обоснование, доказательность рассуждений.

Преподавание темы осуществляется и с помощью опорных конспектов. Их использование способствует лучшему усвоению, систематизации и обобщению основ темы с минимальной затратой сил и времени, развивает память учащихся.






4.Ожидаемые результаты

В результате усвоения раздела программы ученик должен:

Знать:

  • структуру населения, какие категории населения классифицируются как рабочая сила и как безработные;

  • категория лиц, имеющая статус безработных;

  • понятие безработицы, причины безработицы, виды безработицы;

  • влияние безработицы на человека и экономику страны;

  • меры социальной защиты безработных.

Уметь:

  • классифицировать население по отношению к той или иной группе;

  • различать виды безработицы, приводить примеры;

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, учебного текста, схемы, таблицы, интернета;

  • представлять результаты учебно-познавательной деятельности в форме устных ответов, рисунков, схем, диаграмм;

  • оценивать свою деятельность;

  • работать с компьютером: решение тестов и тренажеров, составление кроссвордов, поиск нужной информации.

  • осуществлять навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

  • применять полученные знания на практике.

Понимать:

  • роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;

  • причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;

  • что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно - в своих собственных интересах, в интересах своей семьи;

  • что, полученные экономические знания важны не только как информация, они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.






5.Обоснование используемых технологий, методов, форм организации учебных занятий

На уроках экономики при изучении темы «Безработица» используются следующие педагогические технологии:



  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения базируются на программных продуктах самого широкого назначения: текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций, электронные издания. Компьютерное обучение выполняет функции источника информации, наглядного пособия, тренажера, средства диагностики и контроля, выступает как развивающая среда, как обучающее устройство.

  2. Традиционная объяснительно-иллюстративная технология, в основе которой лежат процессы информирования, просвещения школьников, организации действий по алгоритму при формировании общеучебных и специальных умений и навыков.

  3. Технология критического мышления позволяет развивать мыслительные навыки, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни. Вызов, осмысление, рефлексия - такая структура урока формирует навыки работы с информацией через чтение и письмо. Совокупность разных приемов и методик, ориентированных на поддержание интереса к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности предоставляют ученику условия для осмысления материала, помогают обобщить полученные знания и активно участвовать в процессе обучения.

  4. Личностно-ориентированные технологии:

  • формирование коммуникативных умений

  • технология разноуровневого обучения

  • технология мотивационной сферы взаимообучения

предполагают создание педагогических условий, в которых образовательный процесс ориентирован на конкретного ученика, организуется с учетом его индивидуальных и личностных особенностей, повышает самостоятельность учащегося. Личностно - ориентированные технологии предусматривают ситуационное и игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве, стимулирующих ученика к психологическому и социально - нравственному развитию, создают условия для его саморазвития.

  1. Проблемно - развивающая технология - это обучение творческое, преподносящее ребятам не только сам научный факт, но и ход познания, путь рождения того или иного научного понятия, открытия. Приобретение знаний происходит при помощи решения проблемы. Учебная проблема побуждает их к активной мыслительной деятельности.

  2. Здоровье сберегающие технологии позволяют проводить процесс обучения без причинения вреда здоровью учащихся через соблюдение санитарно - гигиенического режима в классе, применение различных форм и методов обучения, направленных на сохранение здоровья учащихся.


  1. Игровые технологии имеют учебно-познавательную и практическую направленность. В процессе игры учащиеся сталкиваются с ситуацией выбора, в которой они проявляют свою индивидуальность. Идея вариативности, свобода выбора заданий и организационных форм деятельности - одна из ведущих идей современной педагогики - получает в игровой технологии возможности для реализации.

  2. Тестовая технология находит широкое применение при контроле знаний, умений и навыков, позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционными контрольными работами, дает представление о достижениях учащихся на определённом этапе обучения. Поэтому они могут носят тематический характер (проверка изученной темы), промежуточный (проверка фрагментов темы), итоговый (проверка ЗУН учащихся за определённый период обучения).

Используемые методы обучения:

По источникам знаний:

  • словесные,

  • наглядные,

  • практические.

По степени взаимодействия учителя и учащихся:

  • беседа,

  • самостоятельная работа.

В зависимости от конкретных дидактических задач:

  • подготовка к восприятию,

  • объяснение,

  • закрепление материала.

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • репродуктивный,

  • проблемный,

  • частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная форма познавательной деятельности.

Предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими познавательной задачи.

Индивидуальная форма.

Имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников.

Групповая форма организации познавательной деятельности.

Это организация учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников.

Коллективная форма познавательной деятельности.

Это работа в статических, динамических, вариативных парах.

Выбор приемов и методов зависит от темы урока, уровня подготовленности и обученности учащихся.





6.Система знаний и система деятельности

При изучении данной темы формируется следующие экономические знания:

- об экономическом явлении - безработица и ее видах;

- о структуре населения;

- о мерах социальной защиты безработных;

- о влиянии безработицы на человека и экономику страны.

Процесс усвоения знаний по теме: « Безработица» тесно связан с формированием и развитием умений у школьников.

Знания по предмету приобретаются и реализуются учащимися в процессе учебной деятельности. Система деятельности учащихся при изучении темы «Безработица» включает, прежде всего, познавательную деятельность. Интеллектуальные умения основываются на приемах умственной деятельности, к которым относятся анализ, синтез, конкретизация, сравнение, установление причинно - следственных связей, построение выводов, постановку проблемы и выдвижение гипотез.

Преобразующая деятельность предусматривает использование действий в ситуации неопределенности, способов самоопределения и поиска новых путей, связанных с решением проблемных ситуаций.

Общеучебная деятельность определяет методы учения: организацию учебного места, различные способы поиска информации, работу с литературой (анализ текста, конспектирование, подготовку сообщений и др.), навыки общения (ведение диалога, дискуссии, монолога, формулирование вопросов), а также методы взаимообучения (организацию работы в группе, умение выступать, давать взаимооценку).

Самоорганизующая деятельность заключается в способах самостоятельной постановки целей, планировании работы, самоанализе, самоконтроле, самооценке, осознании своего продвижения.


7. Контроль и коррекция результатов по теме «Безработица».

Для проверки и контроля знаний учащихся используются различные методические приемы. При изучении данной темы учащиеся должны совершенствовать такие учебные навыки, как: выделение главного в тексте, связный рассказ с выделением основного содержания, умение выполнять творческие задания, решать тесты, и т.д.

В своей педагогической практике я применяю следующие виды контроля:

  • Предварительная проверка - определяет наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся по вопросам изучаемой темы.

  • Текущая проверка - проводится для выявления качества усвоения материала обучаемыми, как правило, в ходе урока.

  • Контрольная проверка - имеет целью определить, насколько качественно усвоили учащиеся содержание темы или раздела.

Среди основных трудностей можно отметить отсутствие у учащихся умения быстро и связно излагать материал, запоминать определения и термины. Устный опрос на уроках занимает значительное время, а количество оценок в итоге оказывается недостаточным. Этот фактор значительно снижает мотивацию школьников к учению. Поэтому применяются следующие формы контроля:

  • Устный опрос;

  • Фронтальный опрос;

  • Тестовый контроль;

  • Написание сообщений;

  • Выполнение учащимися ситуативных задач по дидактическим
    карточкам;

  • Составление учениками вопросов по теме;

  • Исправление намеренно допущенных ошибок в употреблении терминов в
    тексте;

  • Поиск и комментирование школьниками взаимосвязи между
    понятиями;

  • Самостоятельное заполнение таблиц и схем в тетради;

  • Итоговый контроль по теме проводится комплексно, в виде различных заданий: репродуктивного характера и творческого.

Привлекаются учащиеся к составлению презентаций. Подобные приемы значительно оживляют урок и позволяют проверить уровень, глубину и осознанность знаний учащихся. Для оценки их деятельности используется и рабочая тетрадь, где учащиеся выполняют задания.

Таким образом, проверка и контроль знаний проводится разными способами:

контроль со стороны учителя, самоконтроль и взаимоконтроль.

Использование описанных выше приемов проверки качества усвоения знаний позволяет эффективно развивать познавательный интерес и мыслительные способности учащихся; при решении проблемных ситуаций контролируется способность учащихся строить логическую цепочку, устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, обобщать, оценивать свои знания.



8. Календарно-тематическое планирование по разделу.

Урок № 1

Тема урока.

Структура населения

Цели и задачи урока.

Цель: формирование у учащихся понятий о структуре населения

Задачи:

Образовательные:

  • формирование знаний о структуре населения;

  • развитие умений определять категории населения, применять знания при решении проблемных ситуаций.

Развивающие: развитие умения работать с дополнительной литературой, структурировать, анализировать развитие умения планировать свою работу.

Воспитательные: продолжить воспитание положительной мотивации к учению, умения сотрудничать при работе в группе.

Планируемый результат.

Учащиеся познакомятся со структурой населения, научатся определять ее виды по характерным признакам.

Тип урока.

Урок «открытия» нового знания

Форма организации учебной деятельности.

Индивидуальная и групповая работа.

Методы обучения.

Метод проекта и метод учебного сотрудничества, ролевая игра, постановка проблемной и творческой задачи.

Практическая часть.

Ставится проблемная задача перед каждой группой учащихся по видам структуры населения. Создание учебного проекта.

Формы контроля.

Проверяются результаты работы в группах.

Источники информации.

«Экономика» рабочая тетрадь 7 класс Н. Новгород, НИРО,2013г.

Раздаточный материал по теме «Структура населения»

Домашнее задание.

Подготовить вопросы по теме «Структура населения», используя дополнительную литературу, рабочую тетрадь Экономика 7 класс.

Урок № 2

Тема урока.

Безработица и ее виды.

Цели и задачи урока.

Цель: сформировать у учащихся представление о безработице и ее видах. Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования знаний, умений и навыков по теме: «Виды безработицы»

Развивающие: развивать навыки продуктивной работы в группах, стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, развивать умение преодолевать трудности при решении поставленных задач. Воспитательные: прививать коммуникативные навыки: общения, сотрудничества, коллективизма, чувства взаимопомощи и самостоятельности, воспитывать чувство ответственности.

Планируемый результат.

Учащиеся научаться различать виды безработицы, анализировать правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи, устанавливать степень адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи, осмысливать свои способности, меру своего участия в данного рода учебных действиях.

Тип урока.

комбинированный

Форма организации учебной деятельности.

Индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.

Методы обучения.

Поисково-исследовательский, постановка проблемной и творческой задачи, прием самоконтроля и взаимоконтроля

Практическая часть.

Построение опорной схемы по теме «Виды безработицы»

Формы контроля.

Фронтальный опрос, комментирование работы групп, индивидуальная работа с карточкой, проверка задания в тетради.

Источники информации.

Рабочая тетрадь Экономика 7 класс, дополнительная литература, интернет - ресурсы znamiatruda.ru/

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь для 7 класса «Домашнее задание» страница 36 «Домашнее задание»

Посетить сайт центра занятости своего района. Узнать, каковы данные по уровню безработицы в Шахунском районе и в Нижегородской области.

Урок № 3

Тема урока.

Последствия безработицы

Цели и задачи урока.

Цель: формирование знаний о влиянии безработицы на человека и экономику страны

Задачи:

Образовательные:

  • формирование знаний о последствиях безработицы, развитие умений определять положительные и отрицательные черты этого экономического явления, применять знания при решении проблемных ситуаций.

Развивающие: развивать произвольное устойчивое внимание, мыслительные способности, навыки работы с текстом, планировать свою работу.

Воспитательные: продолжить развитие правильной самооценки и чувства ответственности, умение защищать свои убеждения.

Планируемый результат.

Реализация поставленных задач. Учащиеся узнают какие тяжелые социально-экономические последствия может породить безработица.

Тип урока.

Комбинированный.

Форма организации учебной деятельности.

Индивидуальная, в группах, фронтальная.

Методы обучения.

Метод учебного сотрудничества; прием постановки проблемной и творческой задачи, прием самоконтроля и взаимоконтроля.

Практическая часть.

Решение творческой и проблемной задачи.

Формы контроля.

Самоконтроль, взаимоконтроль и контроль учителя.

Источники информации.

«Экономика: Рабочая тетрадь: 7 класс». Н.Новгород, НИРО, 2013.

Введение в экономику: учебник для 9,10 кл. общеобразоват. Учрежд. - М.: Вита-Пресс, 2005г.

Домашнее задание.

Экономика: Рабочая тетрадь: 7 класс задание № 2, стр.38.

Обсудите ситуацию по безработице и ее последствиях в вашем селе (районе), используя данные печати, центра занятости. Статистические данные и выводы запишите.

Урок № 4

Тема урока.

Меры социальной защиты безработных

Цели и задачи урока.

Цель: формирование знаний о мерах социальной защиты безработных путем последовательного и целенаправленного выдвижения перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для формирования знаний, умений и навыков о мерах социальной защиты безработных Развивающие: интеллектуальное и нравственное развитие способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Воспитательные: создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Планируемый результат.

Учащиеся узнают сами с помощью интернет ресурсов о функциях ЦЗН Шахунского района, какие меры применяются для защиты безработных граждан. В результате работы создадут памятку для тех, кто остался без работы.

Тип урока.

Урок «открытия» нового знания

Форма организации учебной деятельности.

В группах, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения.

Прием постановки проблемной задачи, учебного сотрудничества, прием самоконтроля и взаимоконтроля.

Практическая часть.

Создание памятки «Пять шагов» для тех, кто потерял работу».

Формы контроля.

Комментирование работы групп, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя

Источники информации.

Рабочая тетрадь: Экономика: 7 класс, интернет ресурсы, czn.nnov.ru

Домашнее задание.

Узнать, какие организационно-правовые формы бизнеса существуют, в которых могут участвовать безработные люди? И чем различаются эти формы бизнеса?









5. Разработка урока

Тема урока: Меры социальной защиты безработных

Класс: 7 класс

Дата проведения: 2 четверть.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: формирование знаний о мерах социальной защиты безработных путем последовательного и целенаправленного выдвижения перед учащимися познавательных проблем.

Задачи урока:

Образовательные:

  • создать условия для формирования знаний, умений и навыков о мерах социальной защиты безработных. Развивающие:

  • интеллектуальное и нравственное развитие способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Воспитательные:

  • . создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Экран, мультимедийный проектор.

  • Ноутбуки для работы в группах.

  • «Экономика: Рабочая тетрадь: 7 класс». Н.Новгород: НИРО, 2013.

  • Заготовка для памятки.

  • Тестовые задания.


Образовательные объекты:

1.Меры социальной защиты безработных.

2. Центр занятости населения.

3.Пособие по безработице

4.Переподготовка безработных

5.Трудоустройство безработных

Главная проблема урока:

Как помочь людям, которые потеряли работу?

Хронометраж урока:

  1. Организационный момент. 2 минуты

  2. Актуализация знаний. 5 минут

  3. Введение проблемной ситуации 5 минут

  4. Выдвижение гипотезы 5 минут

  5. Проверка произведенного решения 20 минут

  6. Рефлексия 8 минут


Ход урока.

Этапы урока

Дидактическое обеспечение и обоснование этапов

Прогнозируемый результат и возможные затруднения

  1. Организационный момент

Учитель определяет готовность класса к уроку и создает благоприятную эмоциональную обстановку.

Проверка наличия тетрадей. Настрой учащихся на учебную деятельность.

Дети настраиваются на работу.

2.Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации.

Работа с тестами.

Тесты в электронном виде на экране.

В то время, пока идет фронтальная работа, несколько учеников делают индивидуальную работу по карточкам.





Организация воспроизведения знаний и умений, необходимых для решения проблемной ситуации



Несколько учащихся работают по карточкам индивидуальных заданий (см.приложение)



Учащиеся выполняют задания учителя, отвечают на тесты, актуализируют усвоенные ранее знания, осуществляют самоконтроль, оценки за работу ставят в оценочный лист.



Выполняют работу по карточке индивидуально. Затруднений быть не должно, т.к. в рабочих тетрадях при выполнении домашнего задания ребята с этими вопросами сталкивались.

3.Введение проблемной ситуации

Учитель:

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Безработица». Вы знаете структуру населения, виды безработицы. На прошлом уроке вы узнали каковы последствия безработицы и как переживает человек потеряв работу по каким-либо причинам.

У нас в Шахунском районе, в поселке Сява не так давно был закрыт завод «Кабохим», четыреста человек в трудоспособном возрасте остались без работы и средств существования. Многие из них люди средних лет, имеющие стаж, опыт, навыки по своей профессии.

Что вы думаете, кто и как может помочь этим людям в такой трудной жизненной ситуации?

Постановка наводящих вопросов, помогающих учащимся осознать существо проблемы.

Осознают проблемную ситуацию, анализируют исходные данные и формулируют проблему в виде вопроса, вскрывающего предмет изучения и определяющего направление поиска.

4. Выдвижение гипотезы - проектируемого субъектом результата.

Ответы учащихся на вопрос:

- Они могут обратиться в ЦЗ.

- Им может помочь государство.

- Им должны платить пособие по безработице.

- Им могут предоставить работу в другом месте.

Учитель:

В общем плане, вы отвечаете на вопрос верно, но хотелось бы получить более конкретный ответ.

Можете ли вы сейчас более конкретно ответить на этот вопрос, имея те знания, которыми вы располагаете?

Какова будет цель нашего урока?

Узнать, как можно защитить безработных?

Тема нашего урока: «Меры социальной защиты безработных»


Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации




Выдвигают гипотезы, дают обоснование.





Учащиеся отвечают, что имея те знания, которыми они располагают на этот вопрос ответить не могут.

Учащиеся сами проговаривают цель урока.

5. Проверка произведенного решения

Работа в группе.

Где и как мы можем добыть об этом информацию?

Учащиеся отвечают, что данную информацию мы можем получить, изучив сайт ЦЗН по Шахунскому району.

Учитель:

Давайте на основании информации ЦЗН по Шахунскому району составим памятку для тех людей, которые потеряли работу и находятся в трудной жизненной ситуации, это будет результатом нашей работы.

Учитель дает направляющие указания, задает контрольные вопросы, вносит уточнения, исправления.

Учащиеся сопоставляют решение с исходными данными, с основными теоретическими положениями науки и практики.

Группы работают над полученным заданием. Составляют схему памятки. О результатах работы группы расскажет один из учеников группы. Далее участники групп составляют общую памятку «Пять шагов» для тех кто потерял работу», дополняя выступления групп.

6. Рефлексия

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Тестирование по тестам в электронном виде (10 тестов) приложение №

Анкета.

1. На уроке я работал

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен/недоволен

3. Урок для меня показался

коротким/длинным

4. За урок я

не устал/ устал

5. Мое настроение

стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен/непонятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

Домашнее задание.

Учитель:

Сегодня на уроке вы узнали, что в случае невозможности предоставления подходящей работы, безработные могут воспользоваться финансовой помощью службы занятости в организации предпринимательской деятельности на основе самозанятости.

А какие еще организационно-правовые формы бизнеса существуют, в которых могут участвовать безработные люди? И чем различаются эти формы бизнеса?

Учитель анализирует действия учащихся в ходе решения проблемы, включает результаты решения в последующую учебную деятельность

Учащиеся анализируют ход решения, делают обобщающие выводы, заполняют анкету, устанавливают связь с новым учебным материалом.











Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы, возникшие по выполнению домашнего задания.







Список литературы

1.Сборник программ по экономике для средней школы. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.

2.«Областная программа экономического образования школьников (5-11 классы)» Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетнева О.В. НГЦ, 2002.

3.Лукьянова Р.С. Экономика: рабочая тетрадь. 7 класс. Н.Новгород: НИРО,2013.

4.Лукьянова Р.С. Экономика: рабочая тетрадь. 9 класс. Н.Новгород: НИРО,2013.

5.Липсиц И.В. Экономика. М.: Вита-пресс, 2006.

6.Лукьянова Р.С. Система дидактических игр и творческих учебных заданий. Н.Новгород.2007.

7.Лукьянова Р.С. Дидактические материалы к рабочей тетради «Экономика 8 и 9 классы». - Н.Новгород, 2006.

8.Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-пресс, 1998.

9.Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику. М.: Вита-пресс, 1998.

10.Азимов Л.Б. Экономика. М.: АСТ, 1999.

11.Лукьянова Р.С. Экономика в шарадах. Н.Новгород, 1996.

12.Лукьянова Р.С. Экономика в задачах, проблемных вопросах и практических заданиях. Н.Новгород, 1996.

13.Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике с решениями. М.: Вита-пресс, 2001.

14.Лисиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 классов. М.: Вита-пресс,1999.

15.Интернет - ресурсы

gu.nnov.ru/edk.html

znamiatruda.ru/

czn.nnov.ru

rabota.yandex.ru

prezentacii.com

o-urok.ru

zvonoknaurok.ru

vneuroka.ru


Приложение № 1

Тесты по теме «Безработица»

1. Человек, потерявший работу из-за спада в экономике, увеличивает:

а) фрикционную безработицу

б) структурную безработицу

в) циклическую безработицу

г) естественную безработицу

2. К категории безработных будет относиться:

а) металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать.

б) уволенный токарь, который в течение длительного времени не смог найти работу и прекратил поиски.

в) текстильщица, переведенная на режим неполной рабочей недели.

г) программист, который уволился с работы потому, что его не удовлетворяла выплачиваемая там зарплата.

3. Уровень безработицы при полной занятости:

а) учитывает только фрикционную и структурную безработицу.

б) учитывает только циклическую безработицу.

в) учитывает все виды безработицы.

г) равен нулю.

4. Одним из способов уменьшения естественного уровня безработицы является:

а) увеличение минимальной заработной платы.

б) улучшение системы информации в сфере занятости.

в) увеличение размера пособия по безработице.

г) верно а) и б).

5. К какому виду безработицы относится продавец супермаркета, уволившийся с прежнего места работы в связи с переездом в другой город?

а) фрикционная

б) структурная

в) циклическая

г) сезонная

6. К какому виду безработицы относится опытный сварщик с невысоким уровнем образования, уволенный после приобретения его компанией современных сварочных аппаратов?

а) фрикционная

б) структурная

в) циклическая

г) сезонная

7. Если человек болен и временно не может работать, то он относится к категории:

а) занятых

б) безработных

в) не включаемых в численность рабочей силы

г) отчаявшихся найти работу

8. Примером структурного безработного является:

а) программист, который уволился в связи с переездом в другой город

б) рабочий, теряющий работу из-за рецессии

в) рабочий автомобильной промышленности, замененный роботом

г) строитель, всегда являющийся безработным в течение зимних месяцев.

9. В состав фрикционной безработицы не включаются:

а) референт президента, уволившийся по собственному желанию

б) заболевшая на долгий срок стюардесса

в) студент, окончивший колледж, но еще не нашедший работу

г) грузчик, нашедший работу, но еще не приступивший к ней.

10. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение количества:

а) неработающих к числу работающих

б) неработающих к численности рабочей силы

в) безработных к численности трудоспособного населения

г) безработных к численности рабочей силы.






Приложение № 2

Памятка

«Пять шагов» для тех, кто потерял работу

Шаг 1. Обратитесь в ЦЗН вашего района или города для постановки на регистрационный учет.

Шаг 2. Для постановки на учет предоставьте документы :

- паспорт

- трудовую книжку

- документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию (диплом)

- справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Шаг 3. Воспользуйтесь предложением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы с учетом уровня профессиональной подготовки и квалификации.

Шаг 4. Воспользуйтесь предложением пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению ЦЗН .

Шаг 5. В случае невозможности предоставления подходящей работы, воспользуйтесь финансовой помощью службы занятости в организации предпринимательской деятельности на основе самозанятости.




Приложение № 3

Тесты по теме «Меры социальной защиты безработных»

«Верно - неверно»

1.Основной задачей ЦЗН является: обеспечение государственных гарантий в области занятости населения

а) верно б) неверно

2. ЦЗН осуществляет следующие функции:

-содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

-регистрирует граждан в целях содействия в поиске подходящей работы;

а) верно б) неверно

3. Служба занятости оказывает содействие инвалидам в трудоустройстве на вакантные рабочие места

а) верно б) неверно

4. Пособие по безработице выплачивается всем гражданам в размере минимальной величины пособия по безработице

а) верно б) неверно

5. Безработные граждане, не трудоустроенные в течение первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице

а) верно б) неверно

6. Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным

а) верно б) неверно

7. Безработными могут быть признаны граждане не достигшие 16-летнего возраста

А) верно б) неверно

8. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в ЦЗН в целях поиска подходящей работы

а) верно б) неверно

9. Работодатели обязаны представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест

а) верно б) неверно

10. За отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей

а) верно б) неверно




37


© 2010-2022