Дополнительная общеразвивающая Программа Цветик-семицветик

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Отдел образования администрации муниципального района

город Нея и Нейский район Костромской области;


муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития и творчества»

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области







ПРОГРАММА УТВЕРЖДЕНА УТВЕРЖДАЮ:

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Директор ___________ Е.Ю. Желнова

« 20» 01.20 15 г. Протокол № 1 Приказ № ___5_ от _16.01. 2015 г.




&


Образовательная общеразвивающая программа

дополнительного образования детей

объединения: "Цветик-семицветик"


Художественная направленность




Составитель: Кропотова Марина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования;

Возраст детей: 6- 9 лет.

Срок реализации программы: 2 года (288 часов)




Нея 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особое место в развитии личности ребёнка занимает искусство, одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности.

Общение с изобразительным искусством, с процессом изготовления нужных вещей, умение создать их -воспитывает уважение к труду, познания самого себя. Занятия изобразительным искусством выступают как средство развития творческого воображения и зрительной памяти, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, индивидуальности ребёнка. Программа имеет художественную направленность и создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учётом их возможностей и мотивации.

Цель данной программы - создать условия для эстетического и творческого развития личности детей.

Важным в этой системе является - единство эстетического познания и художественной практики на материале, использование методических приемов, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций и творческих работ.

1.Развитие пространственного мышления, ощущение цвета, зоркости глаз.

2.Более углубленное развитие интересов и возможностей детей.

3.Способствовать развитию индивидуальных способностей и навыков.

Задачи программы:

1. Обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;

2.Развитие художественно - творческих, индивидуальных выраженных способностей личности ребёнка;

3.Воспитание эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;

4.Содействие самоопределению детей для поступления в художественную школу, в кружок «Роспись по дереву»…

Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Набор детей осуществляется из группы продлённого дня, независимо от способностей и умений детей. Наполняемость групп составляет 15 человек. В основе обучения лежат групповые занятия. Обучению отведено 144 учебных часа в году. Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 2 часа.

Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры; рисование на заданные темы по памяти и по представлению; декоративно-прикладное искусство; лепка; беседы об изобразительном искусстве; подготовка работ к выставке.


Знания и умения обучающихся.


К концу первого года обучения учащиеся должны

Знать:

  • Названия цветов;

  • Что такое рисунок, живопись, палитра, узор;

  • Основные цвета спектра в пределах наборов акварельных красок, главные краски (красный, жёлтый, синий);

  • Особенности работы акварельными красками и гуашью, элементарные правила смешивания главных красок для получения составных цветов.

Уметь:

  • Высказывать простейшие суждения о декоративно- прикладном творчестве и картинах;

  • Правильно сидеть за столом, держать кисть и карандаш. Рисовать карандашом в нужную сторону, не вращая при этом лист бумаги.

  • Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно покрывая ими нужную поверхность

  • Передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше, изображать передние предметы крупнее удалённых.

  • Составлять простейшие композиции.

  • Начальные сведения о видах современного декоративно - прикладного искусства;

  • Деление цветового круга на группы тёплых и холодных цветов.

  • Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к виду или жанру.


К концу второго года обучения учащиеся должны

Знать:

  • Название красок, применяемых в живописи и декоративно-прикладном искусстве.

  • Технику и технологию городецкой и хохломской росписи.

  • Технику работы с пластилином.

  • Известных художников.

Уметь:

  • Выполнить натюрморт в карандаше и красках.

  • Выполнить объемную скульптуру из пластилина.

  • Выполнить роспись панно на картоне гуашью.

  • Выполнить эскиз и перенести его на изделие.

  • Передать, задуманный сюжет, на листок.

Учебно-тематический план

первого года обучения

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Введение

2

-

2

Секреты живописи

6

6

12

Рисунок-основа изобразительной деятельности

6

6

12

Основы композиции

6

6

12

Декоративно - прикладное творчество

2

24

26

Техника и технология при работе с различными художественными материалами. Беседы о художниках

3

23

26

Техника и технология Хохломской и Городецкой росписи. Знакомство с художественными мастерами.

2

24

26

Творческая работа.

2

20

22

Итоговый конкурс выставка «Наши руки не знают скуки»

3

1

4

Итоговое занятие

2


2

ИТОГО

34

110

144




Содержание программы


  1. Введение

Теория: Ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Требования к творческим работам на первом году обучения.


  1. Секреты живописи

Теория. Цветоведение. Теплые цвета. Холодные цвета. Игра света и тени. Какие бывают краски.

Практика: Рисование с натуры, а также по представлению несложных предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Примерные задания: рисование с натуры, а также по памяти и представлению: простых по форме листьев деревьев, цветов; бабочек, жуков; овощей, фруктов, детских игрушек


  1. Рисунок - основа изобразительной деятельности

Теория. Ознакомление с особенностями рисунка, такими понятиями, как: ШТРИХ, СВЕТ, ТЕНЬ, ПОЛУТЕНЬ, БЛИК, РЕФЛЕКС, ПЕРСПЕКТИВА, НАТЮРМОРТ.

Практика: Рисунок с натуры (построение, штриховка). Натюрморт из одного предмета. Натюрморт из двух предметов.

4. Основы композиции

Теория. Виды композиции. Значение. Знакомство с такими понятиями как: ,,эскиз,,

Практика. Составление сюжетной композиции с иллюстраций к басням и сказкам. Выполнение линейной композиции: эскиз закладки для книг на основе растительного (листья, цветы, грибы) и геометрического(круг, треугольник, квадрат) орнамента.

5. Декоративно-прикладное творчество

Теория. Беседы. Виды декоративно-прикладного творчества (аппликация, мозаика).Значение. Знакомство.

Практика. Копирование с иллюстраций: составление композиции, подбор цвета. Работа с цветной бумагой на картоне.

6. Техника и технология при работе с различными художественными материалами.

Теория. Беседы о художниках

Практика. Выполнение небольших этюдов на бумаге акварелью, на картоне гуашью или акриловыми красками.


  1. Техника и технология хохломской и городецкой росписи. Знакомство с художественными материалами.

Беседы о мастерах декоративно-прикладного творчества.

Практика. Копирование росписи с иллюстраций, создание своей композиции, перенос эскиза на изделие из картона (поднос, разделочная доска).

8. Творческая работа.

Подготовка работ к выставке.

Практическая работа: Выполнение эскиза, применение различных художественных материалов. Оформление в паспарту.

9. Итоговый конкурс выставка «Наши руки не знают скуки»

Подготовка работ к выставке. Подготовка детей для защиты творческих работ /согласно положения о конкурсе/.

10.Итоговое занятие.

Оценка работ учащихся. Цель: Оценка знаний и умений учащихся.

Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев



Учебно-тематический план

второго года обучения

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Введение

2

-

2

Творческая работа «Лето»

6

6

12

Карандашные наброски «Интересное рядом»

6

6

12

Композиция «Листопад»

6

6

12

Декоративно-прикладное творчество

2

24

26

Работа с пластилином

3

23

26

Хохломская и городецкая роспись. Сувениры своими руками

2

24

26

Творческая работа.

2

20

22

Итоговый конкурс выставка «Наши руки не знают скуки»

3

1

4

Итоговое занятие

2


2

ИТОГО

34

110

144


Содержание программы


  1. Введение

Теория: Ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Требования к творческим работам на втором году обучения.


  1. Творческая работа «Лето»

Теория. Цветоведение. Теплые цвета. Холодные цвета. Игра света и тени.

Практика: Рисование по представлению и по памяти. Выполнение в цвете набросков птиц, цветов, с передачей общего цвета в картине.


  1. Карандашные наброски «Интересное рядом»

Теория. Ознакомление с особенностями рисунка: ШТРИХ, СВЕТ, ТЕНЬ, ПОЛУТЕНЬ, БЛИК, РЕФЛЕКС, ПЕРСПЕКТИВА, НАТЮРМОРТ.

Практика: Рисунок с натуры (построение, штриховка). Натюрморт из одного предмета. Натюрморт из двух предметов. Карандашные наброски.


  1. Композиция «Листопад»

Теория. Виды композиции. Просмотр иллюстраций, картин художников.

Практика. Составление сюжетной композиции по замыслу. Составление растительного орнамента из осенних листочков. Выполнение линейной композиции: эскиз закладки для книг на основе растительного орнамента.

  1. Декоративно-прикладное творчество

Теория. Беседы. Виды декоративно-прикладного творчества (аппликация, мозаика).

Практика. Копирование с иллюстраций: составление композиции, подбор цвета. Работа с цветной бумагой на картоне. Работа с цветными иллюстрациями.


  1. Работа с пластилином

Теория. Беседы о скульпторах.

Практика. Выполнение плоско - рельефной и объемной скульптуры по сюжету и с натуры.


  1. Хохломская и городецкая роспись. Сувениры своими руками

Теория. Беседы о мастерах декоративно-прикладного творчества.

Практика. Копирование росписи с иллюстраций, создание своей композиции, перенос эскиза на изделие из картона (поднос, разделочная доска).


  1. Творческая работа.

Теория. Подготовка работ к выставке.

Практическая работа: Выполнение эскиза, применение различных художественных материалов. Оформление в паспарту.


  1. Итоговый конкурс выставка «Наши руки не знают скуки»

Подготовка работ к выставке. Подготовка детей для защиты творческих работ /согласно положения о конкурсе/.


  1. Итоговое занятие.

Оценка работ учащихся

Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев

Цель: Оценка знаний и умений учащихся.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Цветик - семицветик»

Занятия проходят в кабинетах, где занимается группа продлённого дня. В кабинете хранятся папки с материалами и инструментом. Инструкции по технике безопасности.

  1. Наглядно-дидактические пособия по росписи

  2. Образцы изделий, рисунков.

  3. Разработки мероприятий и бесед.

  4. Книги и журналы.



Материально-техническое оснащение:

  1. Ножницы

  2. Картон, цветная бумага, альбомы для рисования.

  3. Карандаш простой, ручка, линейка, ластик, клей, краски

  4. Клеёнка или подкладочный материал.

Для подведения итогов и оценке результатов используются выставки и конкурсы, позволяющие точно выявить степень успешности каждого члена кружка.


Список литературы

  1. Ю. А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., 1970 год.

  2. М. И. Бедник. Хохлома Л., 1970год.

  3. С. К Жегалова. Русская народная живопись. М., 1984год.

  4. О. Гончаренко. Альбом для раскрашивания "Яркие узоры"., Изд - во "Малыш", 1986год.

  5. Т. Н. Нехотина. Альбом самоделок "Золотые узоры". Изд - во "Малыш".1988 год.

  6. Е. Осетров. "Краса ненаглядная" - рассказы о художественных промыслах. Изд. - во "Малыш" Москва 1986 год.

  7. В. С Кузин, Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе. Изд. дом "Дрофа" 1995год.

Список литературы для педагога


  1. Должностная инструкция руководителя кружка СЮТ

  2. Закон РФ " Об образовании"

  3. Инструкции по ОБЖ

  4. Конвенция о правах ребенка

  5. Интернет ресурсы

  6. Ю. А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., 1970 год.

  7. М. И. Бедник. Хохлома Л., 1970год.

  8. С. К Жегалова. Русская народная живопись. М., 1984год.

  9. О. Гончаренко. Альбом для раскрашивания "Яркие узоры"., Изд - во "Малыш", 1986год.

  10. Т. Н. Нехотина. Альбом самоделок "Золотые узоры". Изд - во "Малыш".1988 год.

  11. Е. Осетров. "Краса ненаглядная" - рассказы о художественных промыслах. Изд. - во "Малыш" Москва 1986 год.

  12. В. С Кузин, Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе. Изд. дом "Дрофа" 1995год.


© 2010-2022