- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная общеразвивающая Программа Цветик-семицветик
Дополнительная общеразвивающая Программа Цветик-семицветик
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кропотова М.Г. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отдел образования администрации муниципального района
город Нея и Нейский район Костромской области;
муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития и творчества»
муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
ПРОГРАММА УТВЕРЖДЕНА УТВЕРЖДАЮ:
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Директор ___________ Е.Ю. Желнова
« 20» 01.20 15 г. Протокол № 1 Приказ № ___5_ от _16.01. 2015 г.
&
Образовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей
объединения: "Цветик-семицветик"
Художественная направленность
Составитель: Кропотова Марина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования;
Возраст детей: 6- 9 лет.
Срок реализации программы: 2 года (288 часов)
Нея 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особое место в развитии личности ребёнка занимает искусство, одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности.
Общение с изобразительным искусством, с процессом изготовления нужных вещей, умение создать их -воспитывает уважение к труду, познания самого себя. Занятия изобразительным искусством выступают как средство развития творческого воображения и зрительной памяти, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, индивидуальности ребёнка. Программа имеет художественную направленность и создаёт условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учётом их возможностей и мотивации.
Цель данной программы - создать условия для эстетического и творческого развития личности детей.
Важным в этой системе является - единство эстетического познания и художественной практики на материале, использование методических приемов, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций и творческих работ.
1.Развитие пространственного мышления, ощущение цвета, зоркости глаз.
2.Более углубленное развитие интересов и возможностей детей.
3.Способствовать развитию индивидуальных способностей и навыков.
Задачи программы:
1. Обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;
2.Развитие художественно - творческих, индивидуальных выраженных способностей личности ребёнка;
3.Воспитание эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
4.Содействие самоопределению детей для поступления в художественную школу, в кружок «Роспись по дереву»…
Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно-прикладное творчество.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Набор детей осуществляется из группы продлённого дня, независимо от способностей и умений детей. Наполняемость групп составляет 15 человек. В основе обучения лежат групповые занятия. Обучению отведено 144 учебных часа в году. Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 2 часа.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры; рисование на заданные темы по памяти и по представлению; декоративно-прикладное искусство; лепка; беседы об изобразительном искусстве; подготовка работ к выставке.
Знания и умения обучающихся.
К концу первого года обучения учащиеся должны
Знать:
-
Названия цветов;
-
Что такое рисунок, живопись, палитра, узор;
-
Основные цвета спектра в пределах наборов акварельных красок, главные краски (красный, жёлтый, синий);
-
Особенности работы акварельными красками и гуашью, элементарные правила смешивания главных красок для получения составных цветов.
Уметь:
-
Высказывать простейшие суждения о декоративно- прикладном творчестве и картинах;
-
Правильно сидеть за столом, держать кисть и карандаш. Рисовать карандашом в нужную сторону, не вращая при этом лист бумаги.
-
Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно покрывая ими нужную поверхность
-
Передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше, изображать передние предметы крупнее удалённых.
-
Составлять простейшие композиции.
-
Начальные сведения о видах современного декоративно - прикладного искусства;
-
Деление цветового круга на группы тёплых и холодных цветов.
-
Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к виду или жанру.
К концу второго года обучения учащиеся должны
Знать:
-
Название красок, применяемых в живописи и декоративно-прикладном искусстве.
-
Технику и технологию городецкой и хохломской росписи.
-
Технику работы с пластилином.
-
Известных художников.
Уметь:
-
Выполнить натюрморт в карандаше и красках.
-
Выполнить объемную скульптуру из пластилина.
-
Выполнить роспись панно на картоне гуашью.
-
Выполнить эскиз и перенести его на изделие.
-
Передать, задуманный сюжет, на листок.
Учебно-тематический план
первого года обучения
№
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
Введение
2
-
2
Секреты живописи
6
6
12
Рисунок-основа изобразительной деятельности
6
6
12
Основы композиции
6
6
12
Декоративно - прикладное творчество
2
24
26
Техника и технология при работе с различными художественными материалами. Беседы о художниках
3
23
26
Техника и технология Хохломской и Городецкой росписи. Знакомство с художественными мастерами.
2
24
26
Творческая работа.
2
20
22
Итоговый конкурс выставка «Наши руки не знают скуки»
3
1
4
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО
34
110
144
Содержание программы
-
Введение
Теория: Ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Требования к творческим работам на первом году обучения.
-
Секреты живописи
Теория. Цветоведение. Теплые цвета. Холодные цвета. Игра света и тени. Какие бывают краски.
Практика: Рисование с натуры, а также по представлению несложных предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Примерные задания: рисование с натуры, а также по памяти и представлению: простых по форме листьев деревьев, цветов; бабочек, жуков; овощей, фруктов, детских игрушек
-
Рисунок - основа изобразительной деятельности
Теория. Ознакомление с особенностями рисунка, такими понятиями, как: ШТРИХ, СВЕТ, ТЕНЬ, ПОЛУТЕНЬ, БЛИК, РЕФЛЕКС, ПЕРСПЕКТИВА, НАТЮРМОРТ.
Практика: Рисунок с натуры (построение, штриховка). Натюрморт из одного предмета. Натюрморт из двух предметов.
4. Основы композиции
Теория. Виды композиции. Значение. Знакомство с такими понятиями как: ,,эскиз,,
Практика. Составление сюжетной композиции с иллюстраций к басням и сказкам. Выполнение линейной композиции: эскиз закладки для книг на основе растительного (листья, цветы, грибы) и геометрического(круг, треугольник, квадрат) орнамента.
5. Декоративно-прикладное творчество
Теория. Беседы. Виды декоративно-прикладного творчества (аппликация, мозаика).Значение. Знакомство.
Практика. Копирование с иллюстраций: составление композиции, подбор цвета. Работа с цветной бумагой на картоне.
6. Техника и технология при работе с различными художественными материалами.
Теория. Беседы о художниках
Практика. Выполнение небольших этюдов на бумаге акварелью, на картоне гуашью или акриловыми красками.
-
Техника и технология хохломской и городецкой росписи. Знакомство с художественными материалами.
Беседы о мастерах декоративно-прикладного творчества.
Практика. Копирование росписи с иллюстраций, создание своей композиции, перенос эскиза на изделие из картона (поднос, разделочная доска).
8. Творческая работа.
Подготовка работ к выставке.
Практическая работа: Выполнение эскиза, применение различных художественных материалов. Оформление в паспарту.
9. Итоговый конкурс выставка «Наши руки не знают скуки»
Подготовка работ к выставке. Подготовка детей для защиты творческих работ /согласно положения о конкурсе/.
10.Итоговое занятие.
Оценка работ учащихся. Цель: Оценка знаний и умений учащихся.
Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев
Учебно-тематический план
второго года обучения
№
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
Введение
2
-
2
Творческая работа «Лето»
6
6
12
Карандашные наброски «Интересное рядом»
6
6
12
Композиция «Листопад»
6
6
12
Декоративно-прикладное творчество
2
24
26
Работа с пластилином
3
23
26
Хохломская и городецкая роспись. Сувениры своими руками
2
24
26
Творческая работа.
2
20
22
Итоговый конкурс выставка «Наши руки не знают скуки»
3
1
4
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО
34
110
144
Содержание программы
-
Введение
Теория: Ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Требования к творческим работам на втором году обучения.
-
Творческая работа «Лето»
Теория. Цветоведение. Теплые цвета. Холодные цвета. Игра света и тени.
Практика: Рисование по представлению и по памяти. Выполнение в цвете набросков птиц, цветов, с передачей общего цвета в картине.
-
Карандашные наброски «Интересное рядом»
Теория. Ознакомление с особенностями рисунка: ШТРИХ, СВЕТ, ТЕНЬ, ПОЛУТЕНЬ, БЛИК, РЕФЛЕКС, ПЕРСПЕКТИВА, НАТЮРМОРТ.
Практика: Рисунок с натуры (построение, штриховка). Натюрморт из одного предмета. Натюрморт из двух предметов. Карандашные наброски.
-
Композиция «Листопад»
Теория. Виды композиции. Просмотр иллюстраций, картин художников.
Практика. Составление сюжетной композиции по замыслу. Составление растительного орнамента из осенних листочков. Выполнение линейной композиции: эскиз закладки для книг на основе растительного орнамента.
-
Декоративно-прикладное творчество
Теория. Беседы. Виды декоративно-прикладного творчества (аппликация, мозаика).
Практика. Копирование с иллюстраций: составление композиции, подбор цвета. Работа с цветной бумагой на картоне. Работа с цветными иллюстрациями.
-
Работа с пластилином
Теория. Беседы о скульпторах.
Практика. Выполнение плоско - рельефной и объемной скульптуры по сюжету и с натуры.
-
Хохломская и городецкая роспись. Сувениры своими руками
Теория. Беседы о мастерах декоративно-прикладного творчества.
Практика. Копирование росписи с иллюстраций, создание своей композиции, перенос эскиза на изделие из картона (поднос, разделочная доска).
-
Творческая работа.
Теория. Подготовка работ к выставке.
Практическая работа: Выполнение эскиза, применение различных художественных материалов. Оформление в паспарту.
-
Итоговый конкурс выставка «Наши руки не знают скуки»
Подготовка работ к выставке. Подготовка детей для защиты творческих работ /согласно положения о конкурсе/.
-
Итоговое занятие.
Оценка работ учащихся
Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев
Цель: Оценка знаний и умений учащихся.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Цветик - семицветик»
Занятия проходят в кабинетах, где занимается группа продлённого дня. В кабинете хранятся папки с материалами и инструментом. Инструкции по технике безопасности.
-
Наглядно-дидактические пособия по росписи
-
Образцы изделий, рисунков.
-
Разработки мероприятий и бесед.
-
Книги и журналы.
Материально-техническое оснащение:
-
Ножницы
-
Картон, цветная бумага, альбомы для рисования.
-
Карандаш простой, ручка, линейка, ластик, клей, краски
-
Клеёнка или подкладочный материал.
Для подведения итогов и оценке результатов используются выставки и конкурсы, позволяющие точно выявить степень успешности каждого члена кружка.
Список литературы
-
Ю. А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., 1970 год.
-
М. И. Бедник. Хохлома Л., 1970год.
-
С. К Жегалова. Русская народная живопись. М., 1984год.
-
О. Гончаренко. Альбом для раскрашивания "Яркие узоры"., Изд - во "Малыш", 1986год.
-
Т. Н. Нехотина. Альбом самоделок "Золотые узоры". Изд - во "Малыш".1988 год.
-
Е. Осетров. "Краса ненаглядная" - рассказы о художественных промыслах. Изд. - во "Малыш" Москва 1986 год.
-
В. С Кузин, Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе. Изд. дом "Дрофа" 1995год.
Список литературы для педагога
-
Должностная инструкция руководителя кружка СЮТ
-
Закон РФ " Об образовании"
-
Инструкции по ОБЖ
-
Конвенция о правах ребенка
-
Интернет ресурсы
-
Ю. А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., 1970 год.
-
М. И. Бедник. Хохлома Л., 1970год.
-
С. К Жегалова. Русская народная живопись. М., 1984год.
-
О. Гончаренко. Альбом для раскрашивания "Яркие узоры"., Изд - во "Малыш", 1986год.
-
Т. Н. Нехотина. Альбом самоделок "Золотые узоры". Изд - во "Малыш".1988 год.
-
Е. Осетров. "Краса ненаглядная" - рассказы о художественных промыслах. Изд. - во "Малыш" Москва 1986 год.
-
В. С Кузин, Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе. Изд. дом "Дрофа" 1995год.