- Преподавателю
- Другое
- Проект Бытовым отходам - вторую жизнь
Проект Бытовым отходам - вторую жизнь
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мушкалова О.Г. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект:
Тема: «Бытовым отходам - вторую жизнь»
Актуальность и важность проблемы.
Важнейшим показателем национального богатства и необходимым условием процветания любой нации является состояние здоровья населения. Серьёзность кризисных явлений в России в области экономики, социальной политики, экологии, культуры, медицины, образования с его интенсифицированным учебным процессом уже привела к состоянию, которое демографы называют депопуляцией - вымиранием населения. Это находит своё отражение в неблагоприятных медико-демографических показателях, показателях болезненности и смертности, продолжительности жизни. Безусловно, ухудшается здоровье нации, происходит деформация жизненных ценностей, мотивационной сферы, разрушение института семьи, растут алкоголизация, наркопотребление и наркомания, преступность…
Всё это происходит на фоне учащения стихийных природных бедствий и чрезвычайных ситуаций, вызванных производственными авариями и военными действиями, при недостаточном валеологическом сопровождении трудовой и образовательной деятельности, при отсутствии навыков у населения здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях. В этой связи в России принят ряд законодательных актов в области охраны здоровья населения, в том числе детского:
-
Конституция Российской Федерации, 1993;
-
Основы законодательства РФ по охране здоровья;
-
Закон РФ «Об образовании», 1992;
-
Закон РФ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого ВИЧ»;
-
Концепция национальной безопасности РФ, 1997;
-
Концепция сохранения и укрепления здоровья населения методами и средствами гигиенического обучения и воспитания, 1997 и др.
Здоровье человека на пятьдесят и более процентов определяется его образом жизни, который человек сам для себя выбирает в соответствии со своими индивидуальными психофизиологическими особенностями, со своими убеждениями и привычками.
Здоровье человека и поведенческие привычки, влияющие на него, формируются в основном в детском и подростковом возрасте. В ситуации, когда известно, что многие факторы, влияющие на здоровье, управляемы самим человеком, возрастает роль формирования у школьников навыков и привычек здорового образа жизни. Поэтому успехи в обеспечении здоровья, безопасности жизни всего населения могут быть достигнуты только с помощью создания системы общегосударственных, межведомственных профилактических мероприятий среди подрастающего поколения и, прежде всего с помощью системы эффективного валеолого - гигиенического обучения и воспитания школьников.
Национальная доктрина образования провозглашает идею гуманизации образования, приоритет воспитания над обучением, формирования у детей и молодёжи современного целостного научного мировоззрения, навыков самообразования и самореализации личности.
Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально - психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни.
Министерство образования РФ считает главной целью своей деятельности и органов управления образованием, педагогических коллективов в этом направлении - воспитание ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих людей как к одной из главных жизненных ценностей человека, подготовку их к жизни в семье, в обществе.
Сформировать культуру здорового образа жизни - значит, пробудить в человеке внутреннюю потребность в здравосозидании. Становление культуры здоровья ребёнка предполагает возвращение ему статуса субъекта воспитания, который «самореализуется», способен к жизнетворчеству, самостоятельному выбору действий».
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Загрязнение окружающей среды обитания человека прежде всего влияет на их здоровье, физическую выносливость, работоспособность, а также на их плодовитость и смертность.
Загрязнение среды в ряде стран и районов мира создало сейчас глобальную проблему дальнейшего экономического и социального развития человечества, здоровья настоящих и будущих поколений людей. Скученность населения в условиях городских агломераций лишь усиливает ее остроту.
Свой вклад в загрязнение, как городской среды, так и биосферы в целом сегодня вносят не только энергетика, металлургическая, химическая, нефтехимическая и целлюлозно-бумажная промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт, но и в полной мере отходы потребления.
Речь идет здесь, конечно, и о количестве коммунально-бытовых отходов - изношенная обувь, одежда (и даже неизношенная), устаревшая бытовая техника с ростом материального благополучия людей всё" быстрее оказывается в отходах, скорее, чем прежде, растет потребление предметов одноразового использования, химических средств в быту. Но ведь изменился качественный состав и бытовых, и промышленных отходов. Теперь это всё в большей мере практически неусваиваемые природой загрязнители. И не только прямым - воздушным или водным путем, но и через почву ассимилированные растениями и животными вредные химические соединения поступают в организм человека...
Безусловно, а системе социальных ценностей нашего общества здоровье занимает все более высокое место, является сейчас необходимым условием гармонического развития личности. И сегодня, когда неизмеримо возросли потребности и возможности людей не только в материальной сфере, но и в свободном времени, в активном отдыхе, в общении с природой, рост их благосостояния в полной мере зависит и от чистоты окружающей среды, возможностей рекреационного природопользования.
Между тем гигиенические нормативы давно стали ведущими критериями состояния природной среды наших городов, основой её контроля и планирования оздоровительных мероприятий. Особое место в решении проблем экологии города занимает гигиеническая оптимизация условий труда. Ведь уменьшение или полное исключение воздействия химических веществ, шума, вибрации, ионизирующей и неионизирующей радиации и других производственных вредностей, одновременно решает задачу и по предотвращению загрязнений окружающей среды, способствует улучшению здоровья населения.
Аннотация проекта.
В микрорайоне нашей школы находятся: стадион, магазины, торговые центры, детские сады, кафе.
В центре микрорайона постоянно находится большое количество людей в разное время года. Их взорам открываются грязные, замусоренные улицы.
Особенно много мусора появляется весной, так как многие бесхозяйственные люди ведут себя бездумно по отношению к окружающей среде. Они выбрасывают мусор в разных местах, и это безобразие в зимнее время скрывает снег. Весной, на проталинах, где должны распускаться первые цветы, украшая наш любимый микрорайон, вытаивают окурки сигарет, обёртки от конфет и мороженого, разные коробки, бутылки.
Выбор проблемы.
Сегодня темпы загрязнения окружающей среды промышленными и бытовым мусором увеличиваются быстрее, чем население планеты! Отходы и мусор «съедают» жизненно важное для человека пространство и загрязняют окружающую среду. Установлено, что около 16 тысяч кубических метров твёрдых бытовых отходов несанкционированно размещают в природной зоне на территории нашего города. За год - это куча спрессованного мусора высотой с девятиэтажный дом. Всё это отрицательно влияет на экологическую обстановку в микрорайоне и на его окраинах. Основной целью проекта является организация сбора бытовых отходов, макулатуры и мусора для улучшения экологической обстановки школьного двора и санитарного состояния микрорайона.
Улучшению санитарного состояния микрорайона способствуют наши традиционные акции по сбору макулатуры и пластиковых бутылок. Ведь практически нет ни одной семьи, где бы ни читали газеты или не пили лимонад. А сколько бумаги, корреспонденции складируется на предприятиях города!
Цель проекта:
Организовать сбор бытовых отходов и сбор мусора в парке и на территории школьного двора с целью сохранения благополучия санитарного состояния микрорайона и улучшения экологической обстановки.
Задачи проекта:
1.Сформировать необходимые знания по сохранению здоровья и влияния
экологической обстановки в микрорайоне на здоровье учащихся.
2.Воспитывать активную гражданскую позицию у детей в вопросах сохранения
собственного здоровья.
3.Организовать практическую общественно значимую деятельность детей.
4.Привлечь внимание общественности к проблемам экологии города и
микрорайона, изменить их отношение к решению данной проблемы.
Ожидаемые результаты:
-
Повысить уровень грамотности в сфере сохранения собственного здоровья.
-
Активизация общественно - значимой деятельности детей.
-
Сплочение детского коллектива.
-
Улучшение и благоустройство микрорайона.
Самый ценный ожидаемый результат - уверенность детей в своих силах.
Сбор и анализ информации.
В результате обсуждения данной проблемы учащиеся делятся на группы и выясняют, каким образом данная проблема может быть решена.
1 группа проводит опрос среди различных категорий населения. Было опрошено 328 человек.
На вопрос «Влияет ли загрязнение окружающей среды на здоровье человека?» утвердительно ответили 305 человек (93 %), отрицательно высказались 19 человек (6 %), сомневающихся оказалось (1 %).
На вопрос «Можно ли решить проблему улучшения экологической обстановки с помощью приёма утильсырья?» утвердительно ответили 279 человек (85%), отрицательно - 24 человека (7,3%), сомневались - 25 человек (7.6%).
На вопрос «Что Вы делаете со старыми газетами и пластиковыми изделиями?» выбрасывают - 157 человек (47, 9%), сжигают - 138 человек (42,1%), хранят - 33 человека (10%).
На вопрос «Если в Вашу квартиру придут ученики за макулатурой и пластиковыми изделиями, как вы отреагируете?» отдадут, если имеются в наличии - 193 человека (89,3%), закроют дверь - 5 человек (1,5%), не откроют - 30 человек (9,1%).
На вопрос «Вы готовы оказать личную безвозмездную помощь в сборе макулатуры и пластиковых изделий?» - 91% ответили утвердительно, категорично заявили - 9%.
Таким образом, большинство признаёт, что проблему чистоты города можно решить.
Вторая группа встречается с руководителями заинтересованных организаций: В.Г. Колмогорцевым, А.Е.Чащиным, М.И. Хахалкиным.
Третья группа изучала материалы СМИ по данной проблеме.
После этого можно сделать вывод, что выбранная тема актуальна и решаема.
Ресурсное обеспечение проекта.
-
Материально - техническое обеспечение:
- компьютер;
- приобретение полиэтиленовых мешков - 100 штук ;
- изготовление буклетов и листовок - 400 штук .
2. Кадровое обеспечение:
- организатор;
- зам.директора по АХР;
- учитель биологии;
- учитель ИЗО.
-
Дидактическое обеспечение:
- плакаты;
- карточки;
- пособия.
Мероприятия, направленные на реализацию проекта.
Проект рассчитан на два месяца.
№
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственные
1
Акция «С любовью к школьному двору»
апрель
учителя технологии
2
Конкурс листовок
апрель-май
родители, учащиеся
3
Коллективное творческое дело
«В защиту природы»
май
учитель биологии
4
Выпуск газеты «Экология и мы»
май
учитель ИЗО
5
Конкурс на лучшую поделку «Бытовые отходы - в творчество»
классные руководители
6
Субботник «Наш микрорайон без мусора»
май
зам.директора по АХР
7
Утренник «Земля у нас одна!»
III четверть
организатор
8
Конкурс рисунков «Человек и экология»
май
организатор
9
Выпуск буклетов и листовок
«О природе для больших и маленьких»
IV четверть
классные руководители
10
Турнир эрудитов «Экология и здоровье»
май
организатор
классные руководители
Библиография:
И.Семёнова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой», Москва, педагогика-Пресс, 1992 г.
Л.А.Обухова «Школа докторов природы…», Москва, «ВАКО», 2004
Т.В. Титкова «Открытые уроки», Москва, «ВАКО», 2008 г.
Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
А.Соловов «Навыки жизни», Москва, 2000 г.
Всероссийское ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ «Экологическое воспитание школьников», Пермь. 1991
Т.А.Мирошниченко «Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении», Издательско - торговый дом КОРИФЕЙ, Волгоград, 2007 г.
Н.Ю.Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», Москва, 2003
М.К.Господиникова «проектная деятельность в начальной школе», Волгоград, Учитель, 2009.
9