Доклад Структура и компоненты педагогического мастерства

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура и компоненты педагогического мастерства

«Педагог», учитель - одна из самых сложных профессий, на мой взгляд. Труд учителя требует от него большой выдержки, терпения в свой работе.

Красноречиво, ясно охарактеризовал педагога - мастера Л. Толстой. Приведу ниже его изречение:

«Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ник ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Комментарии здесь, думаю, излишни.

О творческой деятельности учителя, о его профессионализме написано и сказано очень много интересного.

Всем учителям должны быть хорошо знакомы имена таких выдающихся педагогов - психологов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Я.О. Коменский и многих других, внесших неисчерпаемый вклад в педагогическую науку.

Видный русский педагог и психолог ХХ века П.Ф. Каптерев утверждал:- … Нет ничего хуже учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он достаточно уже учен и развит, что ему не для чего учиться...

Каким образом он, сам не развивающийся, может пробудить в другом то, что угасло в нем самом, - образования и развития? Обыкновенно покончившие со своим развитием учителя и не развивают других, они только учат, т.е. сообщают механическим способом то, что заучили сами…»

Что такое педагогическое мастерство?

Настоящее педагогическое мастерство рождается, когда и взрослые, и дети испытывают радость от совместной работы.

Н.К. Крупская

Стремясь постичь секреты профессионального мастерства, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся, это закономерно.

Но одни и те же методы часто приносят не равнозначный качественный результат. Бывает, даже апробированные методы часто приводят, к минимальному успеху, и учитель сетует:

« Все делал по методической разработке, а дети шумят, не слушают».

Успешность работы учителя зависит от личного характера учителя, взаимоотношений с детьми, словом от педагогического мастерства.

Секреты педагогического мастерства

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Л.Н. Толстой


Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога.

По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура - совокупность духовных ценностей человека. Внешняя культура - это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде.

На вопрос «Как должен выглядеть педагог», чтобы вы выбрали?

  1. Модным, экстравагантным, одетым по - молодёжному.

  2. Внешность и одежда не имеют значения.

  3. Как английский джентльмен: после его ухода остаётся хорошее впечатление, но бывает очень трудно вспомнить, во что он был одет.

  4. На два-три шага отставать от моды

Учителю - мастеру присуши основные качества - знание предмета деятельности, стремление к самообразованию, труд, любовь к детям, требовательность, чувство меры, педагогический такт, личный пример, выдержка, терпение, искренность, наблюдательность, умение пользоваться голосом и многое другое.

Мастерство учителя проявляется в голосе, мимике, тоне жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданно раздражительный тон раздражает и учащихся.

Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.

Профессиональная зоркость (прозорливость) заключается в умении проникать во внутренний мир своего ученика, находить с ним общий язык. Это качество помогает избегать конфликты.

Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения.

А.С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А.С. Макаренко).

Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Это дидактические способности, благодаря которым учитель успешно осуществляет отбор содержания и методов обучения, доступно излагает учебный материал;

Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Существует типология творческой личности

Теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей - это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым Массовый педагогический опыт - это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.

Слова "передовой педагогический опыт" употребляются в широком и узком смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-то нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом - мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения.

К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.

Опыт учителей - новаторов, учителей - экспериментаторов помогает в овладении секретами педагогического мастерства. Ключи ко всем секретам не найдены, деятельность учителей продолжается, совершенствуясь. Обратимся к опыту выше названных учителей. Приведу их издержки, напутствия.

Е.Н. Ильин, учитель - методист школы № 516 г. Ленинграда, говорит:

«Урок - всему начало, всего итог. Учебные перегрузки не от программ, а от низкого качества уроков… Урок ориентирую на кого-то «одного», а не на массу ребят.

Работа с одним - путь ко всем…

С.Н. Лысенкова, учитель в начальных классах № 587 Москва, твердит то же самое: «Проблема в методике урока. Урок, где все ученики мыслят, говорят, учатся - с этого начиналось мое творчество». Творчество учителя - творчество ученика. Дети барометр урок. Так рассуждают все педагоги - мастера.

Одним из новаторов - педагогов является В.Ф. Шаталов, чье имя все чаще звучит на семинарских занятиях для повышения квалификации учителей. Приведу его изречение:

«Не представляло себе развития нынешней школы без умения педагога дойти до каждого ученика. Современный педагог не только должен знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания, заинтересовать, а уже потом научить - вот в чем суть педагогического мастерства».

Я часто повторяю своим ученикам: «Сможешь! Сегодня не вышло, не печалься. Завтра непременно сможешь!»

Итак, главное на уроке - чувствовать дыхание учащихся, их настроение уметь своевременно выбрать тот стиль поведения, который требуется в конкретной ситуации.

Труд учителя исключительно труден и связан с жизнью тысячами нитей. Учитель если не видит этих нитей, то чувствует эти нити и добивается успехов в своем труде.

Одним из секретов педагогического мастерства можно считать заповедь: критерием прогрессивности школы является внимание к ученику, забота об ученике, любовь к ученику. Учитель был, есть остается центральной фигурой эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса.

При работе с учащимся важно учитывать и типы темперамента. Педагог - мастер должен быть наполовину психологом. Есть холерический тип темперамента, который легче брать лаской, угрозы хорошо действуют на сангвиников. Особо подходишь к меланхолическому складу характера и к неторопливому флегматику.

Словом, педагог должен быть отличным психологом, это мое мнение…

Заключение

Чтобы чутко улавливать пульс жизни, потребности школы, чтобы своевременно использовать накопленное психолого-педагогической наукой и опытом, учителю необходимо систематически пополнять свои знания и приемы совершенствования педагогического мастерства.

На современном этапе педагогической деятельности усиленно внедряются все новые нетрадиционные методы.

Я считаю что мне очень повезло, что я прошла курсы по самопознанию. Современные приемы и методы помогают мне ближе познакомиться с учащимися, заглянуть в их внутренний мир. Я использую на уроках при знакомстве методический прием «Ассоциация», который позволяет мне быстро запомнить учащихся. Когда учащиеся устают работать за компьютером методический прием релаксации «Минутка тишины» позволяет снять усталость.

В прошлом году я была на курсах повышения квалификации в Астане. Я была неделю, но программа была очень разнообразна. Эти курсы позволили побывать на уроках лучших преподавателей Астаны, пообщаться с коллегами. Очень понравились психологические тесты, я их также использую с учащимися первого курса, они позволяют лучше понять учащихся. Чтобы учащиеся тянулись к преподавателю, он должен быть интересен им. В Астане я была первый раз. Теперь, когда я провожу классный час об Астане, я вижу, с каким интересом учащиеся слушают меня. В этом году я побывала в Санкт-Петербурге. После этой поездки у меня осталось очень много впечатлений. Даже сейчас, когда я смотрю на фото, они заряжают меня энергией. Конечно, эта поездка богатый материал для классных часов, для более близкого общения с учащимися. Многие из них нигде не были, у них появляется желание сходить в наши музеи, театры.

В последнее время издается огромное число методичек, пособий, рекомендаций вплоть до поурочных планов, нацеленных помочь начинающим преподавателям, также опытным, желающим разнообразить свой труд. Огромное количество электронных учебников. Мне очень нравится книга Скота Мюллера "Модернизация и ремонт ПК". При объяснении тем, связанных с устройством компьютера, программным обеспечением и программированиям, я обязательно рассказываю сама, и дети делают сообщения о людях, которые все это создали. Это очень яркие личности, у них удивительная жизнь. Многие из них начинали с нуля, но успех, большие деньги разбивали дружбу и подрывали здоровье многим из них.

Сейчас в Интернете всего много и преподаватель должен выбрать то, что ему по душе.

Экзамены по НОК заставляют нас с Анарой Косембаевной и учащихся не расслабляться, так как операторы группы Т11ОП учатся всего год, а тесты им сдавать уже в марте, но результаты прошлых лет- 91 %. В этом году у нас задача -100%.

Про себя хочу сказать, что всегда приходится учиться. Так сложилась судьба, что поработав после института в Кемерово, а затем в Минске, я вернулась в свой родной город и пошла работать в профтехобразование, где я работаю до сих пор. Сколько людей выучилось у меня за эти годы не сосчитать. Информатика развивается стремительно, появляются все новые и новые программы. Очень много пришлось разработать своих творческих программ по предметам. Очень люблю читать, учиться. Это я и делаю всю жизнь.

«Обучая, учиться самому, развиваясь, развивать своих питомцев - вот одни из основных принципов нашей работы.

6


© 2010-2022