- Преподавателю
- Другое
- 20 октября -всемирный день борьбы с остеопорозом
20 октября -всемирный день борьбы с остеопорозом
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Константинова В.В. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»
20 октября - Всемирный день
борьбы с остеопорозом
Методическая разработка
классного часа
г. Хабаровск,
октябрь 2015.
Обсуждено на заседании методической комиссии профессиональной подготовки.
Методическая разработка классного часа по теме «20 октября - Всемирный день борьбы с остеопорозом».
Разработала: Константинова Виктория Витальевна, преподаватель.
Рецензент: Т.И.Манакова, методист.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, обеспечивающих подготовку обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по любой профессии. В ней представлен материал по профилактики заболевания - остеопороз. К разработке прилагается электронная презентация урока.
КГБ ПОУ «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»
Адрес: 680007, г. Хабаровск, ул.Волочаевская, д. 1
Пояснительная записка
Разработка предназначена для преподавателей для проведения внеклассных мероприятий по теме «Всемирный день борьбы с остеопорозом», которая относится к разделу «Здоровый образ жизни».
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта на профессию 19.01.17 Повар, кондитер студенты должны овладеть в ходе обучения такими общими компетенциями, как организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, а также анализ рабочей ситуации, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы, работа в команде.
Представленный материал в разработке классного часа отвечает целям развития данных компетенций студентов. Особенность этого классного часа в том, что в ходе выполнения заданий студенты учатся работать в команде, принимать решения. Этот метод способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать, и аргументировано высказывать свою точку зрения. Классный час проводят два инженерно-педагогических работника: преподаватель специальных дисциплин и мастер производственного обучения.
К разработке прилагается электронная презентация классного часа, которая облегчает восприятие материала, печатный демонстрационный материал.
20 октября - Всемирный день
борьбы с остеопорозом
Методическая разработка классного часа
Цель:
-
Студенты научатся делать правильный выбор продуктов и составлять меню для профилактики остеопороза и получат возможность выступить публично.
Задачи:
-
Организовать обсуждение опасности остеопороза для здоровья человека.
-
Организовать работу микрогрупп по выполнению заданий, связанных с профилактикой заболевания - остеопороз.
-
Обсудить со студентами работу микрогрупп.
-
Провести мастер-класс по приготовлению блюд из творога.
-
Организовать рефлексию обучающихся по достижению целей классного часа.
Оснащение:
- Персональный компьютер;
- Мультимедиа проектор;
- Электронная презентация;
- Задания № 1-2;
Подготовка к классному часу:
Предварительно дано задание: подготовить материал по определению заболевания - остеопороз, симптомам и причинам заболевания.
Ход классного часа:
-
Организационный момент
-
Вступительное слово преподавателя.
Дорогие студенты, у нас сегодня будет необычный классный час и выражаю надежду, что это будет для вас интересно и полезно.
Преподаватель: «Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему пожилые люди ходят согнувшись и их рост уменьшен?»
Студенты: «Основной причиной этого является уменьшение эластичности межпозвоночных дисков, а также их уплощение, уменьшается плотность костной ткани. Кроме того за счет искривления позвоночника он укорачивается, что тоже влияет на рост. К 70 годам рост человека может уменьшится на 5-10 см. Чтобы с возрастом рост не уменьшался, необходимо тренировать позвоночник, следить за осанкой, кроме того организму необходимы витамин Д и кальций, укрепляющие костную ткань».
Преподаватель: «И моя цель сегодня, пробудить в вас устойчивую мотивацию к профилактике такого заболевания как остеопороз, чтобы вы после классного часа придерживались здорового образа жизни».
-
Определение целей и задач классного часа.
Преподаватель:
Боль в спине,
Уходит рост.-
Это остеопороз.
В ребрах боль
И в кости таза-
Это та еще зараза!
Он опасен и коварен:
Поражает в кости ткани
Там живет и тихо тлеет,
Но… скелет не пожалеет!
День за днем, из года в год
Аппетит его растет…
Костных клеток наглый вор…
Как же дать ему отпор?
Попытайтесь догадаться какова тема нашего классного часа.
Студенты формулируют тему классного часа
И так, тема нашего классного часа «20 октября - Всемирный день борьбы с остеопорозом».
А теперь попробуйте сформулировать цель нашего классного часа.
Студенты формулируют цель классного часа
Преподаватель: «Хорошо, цель нашего классного часа: Научиться делать правильный выбор продуктов и составлять меню для профилактики остеопороза.
Задачи классного часа:
-
Ознакомиться с определением, причинами, факторами риска, симптомами заболевания- остеопороз.
-
Определить в каких пищевых продуктах находятся кальций и магний, витамины А, С.
-
Составить меню из предложенных пищевых продуктов на завтрак, обед, полдник, ужин.
-
Представить итоги своей работы публично после каждого этапа.
5. Ознакомиться с технологией приготовления блюд из творога.
3. Мотивирование изучения темы.
Преподаватель: «Как вы думаете, почему знание этой темы так важно для нас?»
Студенты отвечают на вопрос:
«Эта тема очень важная, так как она дает понять, что каждый человек должен соблюдать меры профилактики заболеваний, связанных с нарушением структуры костной ткани, чтобы не было переломов костей, спина не болела, осанка была прямой».
-
Основная часть
Преподаватель: «Давайте вместе ознакомимся с определением, причинами, факторами риска, симптомами заболевания - остеопороз».
Студент делает сообщение, которое сопровождается электронной презентацией.
В 1997 г. Всемирная организация здравоохранения объявила 20 октября Всемирным днем борьбы с остеопорозом. В России этот день отмечается с 2005 года.
Остеопороз занимает четвертое место по распространенности после болезней сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний и сахарного диабета.
В мире остеопорозом страдает каждая третья женщина и каждый восьмой мужчина.
По расчетам демографов, частота переломом костей, обусловленных остеопорозом, к 2050 г. может достичь эпидемических масштабов.
Остеопороз - заболевание, связанное с повреждением (истончением) костной ткани, ведущее к переломам и деформации костей.
При остеопорозе происходит уменьшение костной массы вследствие снижения содержания кальция как в губчатом, так и в твердом веществе кости. Кости выглядят пористыми, они становятся хрупкими, ломкими и слабыми.
Причины остеопороза:
Вторичный остеопороз чаще всего является следствием нарушения обменных, эндокринных или гормональных процессов в организме и развивается как следствие заболеваний и / или воздействия внешних причин.
Нарушение кальциевого обмена может происходить вследствие следующих причин:
-
табакокурение ;
-
нерациональное питание - дефицит кальция (недостаток минерала в пище или нарушение его всасывания);
-
злоупотребление ограничительными диетами;
-
гиповитаминоз D (недостаток витамина в пище или проживание в северных регионах)
-
злоупотребление алкоголем ( т.к. при этом возникает дистрофия многих органов и тканей, в т.ч. желудочно - кишечного тракта, а это приводит к ухудшению всасывания кальция и витамина Д, которые необходимы для построения кости и её прочности, кроме того злоупотребление алкоголем увеличивает риск падений, а значит и риск переломов. Поэтому ограничьте потребление алкоголя до одного бокала сухого вина в день.);
-
употребление большого количества кофе (более 4-х чашек в день), т.к. кофе способствует потере кальция через почки с мочой;
-
длительное применение гормональных препаратов;
-
недостаточная физическая активность и малоподвижный образ жизни (уменьшение стимуляции наращивания костной массы мышечной системой);
-
избыточная физическая нагрузка.
Симптомы остеопороза:
- Боли в костях и в области суставов, чаще локализующиеся в спине, ребрах, костях таза.
- Боль усиливается при физической нагрузке.
- Часто и легко возникают переломы.
- Нарушается походка, которая напоминает «утиную» (поражение тазобедренных суставов).
- Уменьшение роста взрослых больных на 2-3 см, а при длительном течении заболевания до 10-15 см.
- Избыточный зубной налет.
- Хрупкость и расслоение ногтей.
- Раннее поседение.
Профилактика остеопороза:
- Активный образ жизни с умеренными физическими нагрузками
(верховая езда и велосипед, бег и ходьба, теннис и скакалка, аэробика
и танцы -отличное средство для сохранения и укрепления костной
ткани).
- Отказ от злоупотребления алкоголем, курения
- Прием препаратов кальция, физиологических доз витамина D
(пребывание на солнце)
- Уменьшить употребление кофе и кока-колы.
- Избыточное употребление грубоволокнистой пищи, содержащей
много клетчатки, что приводит к уменьшению всасывания кальция
в кишечнике.
Сегодня мы проведем классный час в необычной форме, Вам предстоит выполнить два задания. Для этого Вы должны разделиться на четыре подгруппы и выбрать модератора, который будет устно представлять ответы. Преподаватель делит обучающихся на четыре подгруппы, каждой подгруппе дано задание.
Задание №1 (3 мин)
1.Определить, в каких пищевых продуктах находится кальций.
2. Определить, в каких пищевых продуктах находится магний.
3. Определить, в каких пищевых продуктах находится витамин А.
4. Определить, в каких пищевых продуктах находится витамин С.
Задание № 2 (3 мин)
-
Составить меню из предложенных пищевых продуктов на завтрак.
-
Составить меню из предложенных пищевых продуктов на обед.
-
Составить меню из предложенных пищевых продуктов на полдник.
-
Составить меню из предложенных пищевых продуктов на ужин.
Подведение итогов работы над заданиями: каждая группа устно представляет своё решение.
Проведение мастер-класса по приготовлению блюд из творога.
Мастер производственного обучения осуществляет показ приготовления творожной массы с добавлением фруктов и орехов и сопровождает объяснением.
Для приготовления одной порции весом 300грнам необходимо взять творога 200гр, масло сливочное 50гр, сахарная пудра 50гр, ванилин-1 гр.
Размягченное сливочное масло соединяем с сахарной пудрой, ванилином и взбиваем до однородной массы. Творог протираем через сито и добавляем к маслу. Тщательно все перемешиваем, раскладываем по пиалам. В творожную массу добавляем изюм или фрукты.
Мастер производственного обучения предлагает всем продегустировать кулинарное блюдо.
-
Заключительная часть классного часа.
-
Диагностирование цели классного часа.
Преподаватель: «Давайте еще раз вспомним цель нашего классного часа и сделаем вывод, достигли ли мы ее».
Студенты отвечают, достигли ли они цели классного часа
-
Рефлексия:
Каждый студент говорит, чему сегодня он научился
Преподаватель: «Вы сегодня очень хорошо работали на классном часе, давайте сейчас каждый с помощью смайликов выразит свое отношение к классному часу»
Студенты на доске рисуют смайлик
Список использованных источников.
-
lechim-sustavi.ru/
-
xanora.ru/
-
stophondroz.ru/osteoporoz/lechenie-i-profilaktika-osteoporoza.html
Приложение № 1
Задание №1 (3 мин)
Определить, в каких пищевых продуктах находится кальций.
Задание №1 (3 мин)
Определить, в каких пищевых продуктах находится магний.
Задание №1 (3 мин)
Определить, в каких пищевых продуктах находится витамин А.
Задание №1 (3 мин)
Определить, в каких пищевых продуктах находится витамин С.
Задание № 2 (3 мин)
Составить меню из предложенных пищевых продуктов на завтрак.
Задание № 2 (3 мин)
Составить меню из предложенных пищевых продуктов на обед.
Задание № 2 (3 мин)
Составить меню из предложенных пищевых продуктов на полдник.
Задание № 2 (3 мин)
Составить меню из предложенных пищевых продуктов на ужин.