Программа курса предпрофильной подготовки Слагаемые профиля обучения (8-9 классы)

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»

Курской области

Утверждено на заседании

педагогического совета школы

протокол № __ от _____ 201__ г.

Введено в действие

приказом директора школы

№ ___ от ______ 201__ г.





ПРОГРАММА КУРСА

«СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-го КЛАССА

/В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ/

на 201__-201__ учебный год


Составитель:

Агеева Наталья Валентиновна,

заместитель директора по учебной работе, учитель информатики,

высшая квалификационная категория


г. Льгов

Курской области


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Реализация этих идей ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимыми условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов позволит им осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. Недостаточная готовность учащихся одиннадцатого класса к ситуациям самоопределения вызы­вает необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах.

Рабочая программа элективного ориентационного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» для обучающихся 9 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова» составлена с целью обеспечения реализации предпрофильной подготовки ОУ, а именно, создания условий для реализации ориентационного направления выбора профиля обучения.

Программа составлена на основе авторского УМК С.Н.Чистяковой, Н.Ф.Родичева, Е.О.Черкашина «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования». Серия «Мой выбор». Образовательно-издательский центр «Академия», 2006, Базисного учебного плана, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

На изучение курса в учебном плане МБОУ СОШ №5 г. Льгова на 201__-201__ учебный год отводится 34 часа, 1 час в неделю.


Общая характеристика курса


Элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения» - это курс профильной ориентации для учащихся основной школы. Данный курс дает школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических). Перед учащимся на фоне широкого спектра проблем социального выбора актуализируются вопросы его самореализации через выбор направления продолжения образования.

Переход старшей школы на профильное обучение призван приблизить результаты образования к требованиям современного рынка труда, перспективам развития экономической сферы и общества, к удовлетворению индивидуальных интересов, личностных запросов, материальных и духовных потребностей каждого выпускника, таким образом, качественно оптимизировать социально - экономическую ситуацию в стране.

В процессе реализации профильного обучения в школе создаются реальные предпосылки для реализации личностно - ориентированного учебного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учеников. Таким образом, введение профильного обучения из­начально заявлено как часть реформирования школы, направ­ленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Без полноценного ориентационного компонента предпрофильная подготовка окажется сведен­ной к «комплектованию», «подбору», «отбору», «селекции» без учета индивидуального запроса учащегося и без учета его готовности к формированию этого запроса.

Цель программы: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля в старшей школе и пути дальнейшего образования, развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Задачи курса:

  • сформировать у школьников представления о требовани­ях изменяющегося общества к выпускникам старшей школы, начального, среднего и высшего профессионального образова­ния, будущим профессионалам;

  • способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

  • обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образователь­ного и профессионального маршрута;

  • способствовать приобретению практического опыта, соот­ветствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения;

  • овладеть навыками общения в различных ситуациях с последующим выбором оптимальной модели поведения;

  • развивать умения анализировать данные самонаблюдения и рефлексии;

  • развивать чувство уверенности учащихся в своих силах;

  • воспитывать интерес к окружающим людям;

  • развивать чувство понимания и сопереживания другим людям, ориентироваться на других как «субъекта» общения.

Данный курс является вводным, общим. Этот курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационны­ми, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего обра­зования.

Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических проце­дур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению, информацион­ной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных в данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Работа сопровожда­ется анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рын­ка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профес­сиональных притязаний человека; с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на выбор.

Завершается ориентационный курс индивидуальными и групповыми консультациями, процедурами рефлексивного ос­мысления проведенной работы.

Занятия проводятся в кабинете, оборудованном компьютерной техникой для дополни­тельного привлечения информационных ресурсов.

Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Твои возможности без границ

Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы. Понятие профиля обучения. Право на соб­ственное содержание образования. Возможности и ограниче­ния. Вера в успех. Противоречия мира профессионального образования и профессионального труда. Человек как «дела­тель» общественной пользы. Интерес к собственному буду­щему.

Выполнение эвристических заданий.

Тема 2. Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда

Особенности индустриального общества и постиндустриаль­ного. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивиду­альностей. Изменения, происходящие в обществе, и их влия­ние на жизнь человека. Самобытность человека в меняющем­ся мире. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала.

Выполнение эвристических заданий.

Тема 3. Рынок труда и образовательных услуг

Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная про­фессиональная культура. «Синие», «белые» и «золотые» ворот­нички. Универсальный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с раз­личным уровнем и типом образования. Индивидуальные и про­фессиональные качества человека. Человек как субъект выбо­ра. Помощники человека в поиске работы. Образование и про­фессия.

Выполнение эвристических заданий.

Работа с литературой, материалами средств массовой инфор­мации и средств массовой коммуникации, отражающими со­стояние рынка профессионального труда.

Тема 4. Притязания человека и его профессиональная карьера

Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры. Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный успех. Способы согласо­вания притязаний человека с требованиями к его профессио­нальной деятельности. Определение и характеристика «форму­лы успеха».

Практическая работа.

Тема 5. Пути продолжения образования и приобретения профессии

Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образо­вательных услуг. Риски предстоящего выбора.

Выполнение эвристических заданий.

Самостоятельная работа с литературой, газетами и журна­лами, материалами, отражающими состояние рынка образова­тельных услуг.

Тема 6. Принятие решения о выборе профиля обучения

Определение понятия «готовность к принятию решения». Ха­рактеристика компонентов и вариантов выбора профиля обу­чения. Факторы выбора профиля обучения. «Вес» фактора выбора. «Взвешивание» факторов выбора профиля обучения. Согласование рационального и интуитивного в выборе.

Практическая работа.

Тема 7. Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории

Значимость способностей и мотивов в выборе профиля обу­чения и пути продолжения образования. Алгоритм проектиро­вания индивидуальной образовательной программы. Критерии готовности к принятию решения о выборе профиля обучения.

Практическая работа.

Тема 8. Индивидуальные и групповые консультации

Консультации: уточняющие и корректирующие выбор про­филя обучения.

Информирование о возможностях получения психологичес­кой, психофизиологической и медицинской консультативной помощи специалистов.

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

  • знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;

  • умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

  • представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ


Занятия проводятся с применением в качестве ведущей технологии формирования критического мышления через создание проблемных или эвристических ситуаций.

Изучение курса предполагает использование игровых упражнений и диагностических процедур.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • самоанализ;

  • анализ научных и художественных источников, СМИ;

  • анализ практических примеров проблемных ситуаций;

  • групповые дискуссии;

  • индивидуальная работа;

  • психодиагностические процедуры;

  • ролевые и деловые игры;

  • эвристические задания.


ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»



№ п/п

Тема

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Всего

Теор

Прак

Всего

Теор

Прак

1

Твои возможности без границ

2

1

1

2

1

1

2

Изменения, происходящие в обще­стве и мире профессионального труда

2

1

1

2

1

1

3

Рынок труда и образовательных услуг

4

1

3

2

1

1

4

Притязания человека и его профес­сиональная карьера

3

1

2

2

1

1

5

Пути продолжения образования и приобретения профессии Самостоятельная работа с источниками информации

5

2

3

9

4

5

6

Принятие решения о выборе про­филя обучения

3

1

2

5

2

3

7

Проектирование версий инди­видуальной образовательной траектории

3

1

2

3


3

8

Индивидуальные и групповые консультации

2


2

9


9

Итого

24

8

16

34

10

24





ЛИТЕРАТУРА



  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. - М., 2002 г.


  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования. - М., 2002 г.


  1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (учебное пособие), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2007.

  1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (книга для чтения), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2007.


  1. Программа Чистяковой С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2007.

  1. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения //Под ред. С.Н. Чистяковой. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2003.

  1. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределения

//Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Филология,1998.


  1. Бондарев В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А., Ленрер П.С., и др. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2001.


  1. Лернер П.С., Гуткин М.С.(под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И.) Твоя профессиональная карьера. - М., 2003 г.


  1. Симоненко В.Д., Профессиональное самоопределение (в учебнике «Технология» под ред. Симоненко В.Д.). - М., 2010 г.


  1. «Психологические тесты» под ред. Карелина Н.В. - М., 2003 г.


  1. «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» /материалы в помощь учителю/ КИНПО и ПРО, Курск-2007.

  2. Огнева А.Н. Пробы выбора профиля обучения / Пособие для учителя/ КИНПО и ПРО, курск-2007.


  1. Образовательные ресурсы сети Интернет



© 2010-2022