Анализ системы работы с детьми с ОВЗ От интеграции - к инклюзии

От  интеграции  -  к  инклюзии  Автор: педагог-психолог МБДОУ №296, Шаповалова Людмила Владимировна            Классическая система специального образования предполагала полное разделение «особых» и «нормальных детей. Интегративное образование позволяло открывать коррекционные классы в школах и группах д/с. Но на практике оказалось, что выделение «особых» классов и групп ведёт к исключению «особых» детей из социальной жизни ОУ, создаёт дополнительные барьеры в общении со сверстниками. Постепенно...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

От интеграции - к инклюзии

Автор: педагог-психолог МБДОУ №296, Шаповалова Людмила Владимировна.

Классическая система специального образования предполагала полное разделение «особых» и «нормальных детей. Интегративное образование позволяло открывать коррекционные классы в школах и группах д/с. Но на практике оказалось, что выделение «особых» классов и групп ведёт к исключению «особых» детей из социальной жизни ОУ, создаёт дополнительные барьеры в общении со сверстниками. Постепенно от идеи «интеграции» стали переходить к идее «инклюзии» - совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» - это гибкая педагогическая система, в которой дети не только объединены, но и включены в социум, являясь полноценной частью, где признаются ценности различий всех детей и их способности к обучению. Появляется возможность учитывать потребности всех детей не только с проблемами в здоровье и развитии, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Особые дети могут находиться в группе полное время или частично. Известный британский исследователь инклюзивного образования (1995г.) Тони Бут считает, что оно обеспечивает максимальное включение детей в образовательный процесс.

В настоящее время в Москве разрабатываются и внедряются в практику различные модели инклюзивных образовательных учреждений. Опыт 74 учреждений показывает, что имеет место принципиально новый подход к образованию: не ребёнок подстраивается под существующие в ОУ условия и нормы. А система обучения подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка.

В реалиях образованиях сегодняшнего дня, когда количество детей превышает 35 человек, дети с «особыми возможностями здоровья» требуют повышенного внимания, времени педагога и глубоких знаний, как общаться с таким ребёнком, что делать, если у ребёнка ….

НО процесс инклюзии очень сложный, требующий комплексной работы на всех уровнях общества, от законодательной базы до разработки принципиально новых программ и методик, помощи специалистов: психолога, дефектолога, логопеда, врачей, физинструктора.

И в настоящее время эта идея остаётся узлом проблем и противоречий.

Притча про бабочку и малыша:

Маленький мальчик терпеливо наблюдал, как бабочка кропотливо освобождается от своего кокона. Он сжалился над ней и раскрыл кокон карманным ножом, чтобы бабочка могла легко выбраться наружу. Бабочка, оказавшись на свободе, несколько раз взмахнула крылышками, а затем упала на землю мертвой. Огорченный малыш пошёл к отцу и рассказал ему о случившемся. Отец сказал ему: «Бабочка так напряжённо борется со своим коконом, чтобы иметь достаточно сил для жизни".

В нашем детском саду есть 2 ребёнка со слабыми адаптационными механизмами (аутистическим спектром) и 1 ребёнок со сниженным интеллектом). Но так как диагнозы родители скрывают и не хотят признавать проблему ребёнка как актуальную, то возникают проблемы в ходе воспитательно-образовательной работы, конфликты между педагогами и родителями.

Аутизм - это медицинский диагноз, и, конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую ребенок с особенностями здоровья обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.
Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания.

У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми ЗПР, обладающими отдельными чертами аутизма и в основном нормированными детьми. Трудности встречаются и в сфере работы с ребенком: игра, общение и речь, пространство и моторика, которые имеют специфические особенности у детей с ОВЗ; трудности встречаются в работе с семьей особого ребенка и т.д
Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению детей с ОВЗ в группах детского сада. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога и специалистов - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к врачу. В нашей практике были случаи, когда сравнительно "благополучные" аутичные дети попадали к врачу только перед поступлением в школу. Если бы педагоги заметили проблемы этих детей раньше и посоветовали родителям обратиться к специалистам, наверное, адаптация ребенка к школьному обучению проходила бы более гладко.
Перед нами стала задача - разработать систему социально-психолого-педагогической поддержки таких детей:

  1. Посетить курсы «Содействие» педагогу-психологу

  2. Изучить литературу по данной теме.

  3. Провести консультации со специалистами «Специфика работы с детьми ОВЗ».

  4. Провести консультации с воспитателями «Ребёнок с особенностями развития», «Особенности игровой деятельности ребёнка с ОВЗ».

  5. Разработать рекомендации педагогам.

  6. Разработать рекомендации родителям.

  7. Разработать коррекционную программу для детей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:

На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение - когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.

Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.

И, несомненно, педагог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком.



© 2010-2022