Программа сувенирного кружка Цветик-семицветик

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

образовательная программа дополнительного образования детей


Программа сувенирного кружка "Цветик-семицветик"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование - одна из форм всестороннего воспитания учащихся. Она позволяет открыть самый широкий простор для выявления способностей детей, позволяет сделать их жизнь духовно богаче, многограннее. Занятия по интересам развивают у детей чувство прекрасного, формируют высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно - прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

Программа сувенирного кружка «Цветик-семицветик» является модифицированной, в основу взята программа Горновой Л.В. «Студия декоративно-прикладного творчества» (Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации, сост. Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. - Волгоград: из-во «Учитель», 2008) рассчитана для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (8 - 13 лет). Теоретические занятия объединяются с практическими. По направлению деятельности программа кружка декоративно-прикладного искусства является художественно- эстетической. В ней используются методы обучения и задания, которые стимулируют развитие творческой личности ребёнка. Она построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также с учётом базовых дисциплин школьной программы. При построении программы учитывается новизна и оригинальность идей, перспективность, системность, соответствие интересов детей и запросов общества. Преподавание облегчает наглядный материал.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы: формирование творческой, всесторонне развитой личности, путём приобщения ребёнка к различным видам декоративно- прикладного творчества.

Задачи:

Обучающие:

-обучение умению планировать свою работу;

-обучение приёмам работы с различными инструментами и материалами;

-ознакомление детей с историей и современными направлениями развития декоративно прикладного творчества.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, аккуратности;

  • воспитание положительных нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества);

  • прививать основы культуры труда;

  • способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

  • воспитание чувства любви к Родине, своему народу;

  • воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, чувства гордости за своё Отечество, свой народ, символы государства;

  • воспитание любви к своей малой Родине Крыму;

  • воспитание уважительного, толерантного отношения к людям других национальностей, их традициям и обычаям.

Развивающие:

-развитие у детей эстетического вкуса и творческого потенциала;

-развитие у детей образного мышления и воображения;

-развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук;

-развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;

- развитие потребности к творческому труду, стремлению преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Принципы, лежащие в основе программы:

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей).

-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей).

-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

-систематичности (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания для выполнения сложных творческих работ).

Формы и методы организации и проведения занятия:

В процессе занятий используются различные формы занятий (традиционные, комбинированные, практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, выставки).

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение педагогом), работа по образцу;

- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежат формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой - организация работы в группах;

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решений проблем;

Типы занятий:

- сообщения новых знаний;

-комбинированные;

- обобщающего повторения;

-самостоятельная работа;

- коррекции и контроля знаний, умений, навыков.

Программа способствует:

- повышению внутренней мотивации ребёнка;

- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении различных поделок и сувениров;

- возникает желание добиться планируемого результата;

- приобретает навык самостоятельной работы;

- развитие мелкой моторики рук;

- созданию творческой атмосферы в группе, на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы

В процессе выполнения кружковцами практических работ необходимо строго соблюдать правила техники безопасного труда. По уровню освоения программа является общекультурологической. По форме реализации - стационарные занятия.

Обучение в кружке рассчитано на три уровня: 1-й год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом (12-15 человек в группе), 2-3-й го обучения - 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом (10-12 человек в группе).

Итогом работы кружка являются всевозможные конкурсы и выставки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

(первый год обучения)

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

всего

теория

практика

1.

Вступительное занятие. Беседа по Т.Б. Беседа по правилам дорожного движения.

4

4

2.

Работа с природными материалами.

- плоскостная аппликация,

-сувениры из ракушек, камешков, орехов, каштанов

18

9

9

1

8

3.

-Работа с бумагой и картоном:

-аппликация, как способ создания художественных изделий;

-художественное вырезание из бумаги;

-оригами;

-объёмные поделки из бумаги и картона;

34

10

8

10

6

1

1

1

9

7

7

5

4.

-Работа с бисером;

-история бисероплетения, виды бисерного рукоделия;

-фенечки и браслеты;

-цветы;

-игрушки из бисера;

44

2

12

14

16

2

1

1

1

11

13

15

5.

-Работа с текстильными материалами:

-сувенирные изделия из ниток и шпагата;

-аппликации из ткани;

-плоские игрушки из ткани.

28

8

10

10

1

1

7

9

9

6.

-Изготовление новогодних и рождественских игрушек, сувениров, ёлочных игрушек.

12

1

11

7.

Экскурсия на выставку.

2

2

8.

Итоговое занятие.

2

1

9.

Всего.

144

20

124

Содержание программы 1-го года обучения


1. Вступительное занятие (4 часа).

Цель и задачи работы кружка. Знакомство с кружковцами. Правила поведения в кружке. Понятие про сувенир. Сувенир в современном мире. Беседа о правилах техники безопасности. Беседа о правилах дорожного движения.

2. Работа с природными материалами (18 часов).

Плоскостная аппликация из природных материалов. Природа и фантазия.

Ознакомление с художественными работами из основных видов природных материалов. Инструменты, необходимые при работе с природными материалами. Правила безопасного поведения с колющими и режущими предметами. Организация рабочего места. Способы заготовки разных природных материалов, их хранение. Беседа о необходимости бережного отношения к природе. Составление букетов, изготовление аппликаций, панно, плоских и объёмных композиций, игрушек.

Ознакомление с основными приёмами изготовления растительных аппликаций из засушенных растений, а также аппликаций из семян, зёрен и косточек.

Понятие о композиции. Создание эскизов плоских композиций. Подбор элементов композиции. Формирование композиции на соотношении цвета природного материала и фона Изготовление рамочек, планшетов. Оформление работ. Анализ выполненных работ. Игра «Поле чудес» на тему «Цветы вокруг нас». Практическая работа. Составление плоских растительных композиций.

Игрушки-сувениры из ракушек, камешков, шишек, каштанов.

Составление эскизов игрушек-существ. Изготовление игрушек по эскизам. Варианты соединения частей игрушек. Изготовление коллективных сюжетных композиций. Подготовка основы. Выкладывание сюжета на основе. Оформление работ. Анализ детских работ. Игра «Поле чудес» на тему «Подводный мир». Практическая работа. Изготовление плоских композиций, игрушек-сувениров.

3. Работа с бумагой и картоном (34 часа).

Аппликация как способ создания художественных изделий.

Виды художественной работы с бумагой. Эстетика и культура во время аппликационных работ. Силуэт в плоскостной аппликации. Понятия о перспективе. Этапы изготовления аппликаций из бумаги: подбор бумаги для аппликаций по цвету, фактуре, размеру перенесение рисунка на цветную бумагу; вырезание деталей, определение последовательности приклеивания деталей на основу. Правила безопасной работы с ножницами. Оформление аппликаций.

Анализ выполненных работ. Игра конкурс «Сложи фигуру».

Практическая работа. Изготовление сувениров, аппликаций, поздравительных открыток.

Художественное вырезание из бумаги.

Виды художественного вырезания. Ознакомление с искусством вытынанки. Необходимые материалы и инструменты. Общие правила для вырезания всех видов. Понятие о силуэте, симметрии. Оформление работ. Анализ выполненных работ. Викторина « Что мы знаем о вырезании из бумаги».

Практическая работа. Изготовление закладок для книг, поздравительных открыток, салфеток. Панно.

Оригами (10 час).

Дать представление об оригами как о виде декоративно-прикладного искусства. Ознакомить с историей его возникновения, обучить приёмам и технологии выполнения.

Познакомить детей с основными базовыми формами оригами: книжка, треугольник, дверь, блин, воздушный замок. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать места сгиба. Закрепить умение делать надрезы в определённых местах; работать по схеме.

Викторина об оригами. Практическая работа. Изготовление фигурок птиц, животных, рыб в технике оригами.

Объёмные поделки из бумаги и картона (6 часов).

Элементы графической грамоты. Эскиз как вид графического изображения предметов, деталей. Основные линии на эскизах: контурная, размерная и линия сгиба. Обозначение места нанесения клея. Основные геометрические формы. Конструирование игрушек на основе цилиндра, конуса, параллелепипеда. Изготовление чертежа развёртки с помощью угольника. Оформление работ. Анализ выполненных работ.

4. Работа с бисером(44 часа).

Ознакомление с историей бисера и его использованием. Виды бисера. Техники плетения из бисера. Использование бисера в изготовлении женских украшений, изготовлении и украшении предметов быта, вышивке. Инструменты, используемые в работе. Понятие о бисерном ткачестве. Техника безопасности при работе с проволокой и леской. Понятие о схеме изделия.

История бисерного рукоделия(2 часа).

Фенечки и браслеты (12 часов).

Низание бисера в одну нить, «в крестик», «в колечки», «в полотно». Низание бисера в «две нити».

Практическая работа: изготовление украшений из бисера и стекляруса.

Цветы из бисера (14 часов).

Изготовление цветов на проволочной основе. Параллельное плетение из бисера. Чтение, составление и зарисовка схем. Изготовление простейших цветов из бисера. Последовательность работы. Использование линейки для отмеривания необходимого количества проволоки.

Игрушки из бисер (16 часов).

Изготовление плоских фигурок животных, насекомых, рыб из бисера на проволочной основе. Рассматривание иллюстраций. Чтение схем. Подбор бисера по размеру и цвету. Практическая работа: изготовление «Паука», «Краба», «Рыбки», « Зайчика» и т.д. Беседа «Россыпь бисерных фантазий».

Оформление работ. Анализ детских работ.

5. Работа с текстильными материалами (28 часов).

Сувенирные изделия из ниток и шпагата(8часов).

Общие понятия о пряже, нитках, тесьме, шпагате. Природные и искусственные волокна. Виды ниток, их применение. Создание контурных рисунков. Подбор цветовых сочетаний. Приклеивание обрезков ниток по контуру. Конструирование игрушек. Анализ выполненных работ.

Аппликации из ткани (10часов).

Короткие данные о ткачестве. Виды тканей и их свойства. Инструменты и оборудование для работы с тканью. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Последовательность изготовления изделий из ткани. Раскрой ткани ножницами по намеченным линиям. Ручные швы «вперёд иголку», «через край», «петельный». Правила безопасной работы с иглой. Техника аппликационных работ. Аппликация из готовых форм и предметная аппликация. Оформление работ. Анализ выполненных работ.

Плоские игрушки из ткани (10 часов).

Конструктивные возможности ткани. Общий принцип конструирования плоских игрушек. Изготовление лекала, разметка на ткани. Сшивание деталей. Оформление игрушек. Анализ детских работ. Игра «Поле чудес» на тему « Эти забавные животные». Практическая работа. Изготовление игрушек из фетра.

6.Новогодние и рождественские игрушки, сувениры, ёлочные украшения (12 часов)

Народные обычаи и обряды. Новогодняя и рождественская символика. Народные пословицы и поверья о магической силе рождественских украшений. Конструирование и изготовление из разных материалов игрушек, сувениров, украшений. Эстетическое оформление ёлочных украшений и игрушек. Анализ выполненных работ. Конкурс «Новогодние фантазии». Практическая работа. Изготовление сувениров, вытынанок.

Прогнозируемый результат:

Дети должны знать:

-технические свойства природных материалов.

-правила сбора, засушивания и хранения материалов;

-основные правила создания плоскостной аппликации;

-приёмы соединения деталей объёмных изделий из природного материала;

-понятия про композицию, цветовой круг;

-конструктивность природных форм, разнообразие фактуры бумаги;

-виды художественной работы с бумагой, техническое моделирование и конструирование, дизайн;

-условные обозначения линий на эскизах, черчение и его назначение, обозначение мест нанесения клея;

-название геометрических тел и фигур; приёмы выполнения развёрток объёмных фигур.

-технику аппликационных работ;

-технику вытынанок;

-главные и второстепенные элементы в композиции;

-базовые формы оригами;

-разбираться в схемах оригами, знать условные обозначения;

-знать название и назначение материалов применяемых в бисероплетении;

-название и назначение ручных инструментов и приспособлений;

-виды ниток и тканей, виды художественной работы с нитками и ткаями;

-инструменты и оборудование для работы с тканью;

-последовательность изготовления аппликаций из обрезков ниток, игрушек на основе помпонов и мотков ниток, технику аппликационных работ из кусочков ткани.

-шов «иголка вперёд», «через край», «петельный».

-иметь понятие про экологию,

-о вреде загрязнения окружающей среды е её влиянии на здоровье человека.

Дети должны уметь:

-читать и выполнять простейшие эскизы, рисунки изделий;

-выполнять разметку простейших разверток изделий с помощью линейки; угольника, циркуля;

-выполнять простейшие объёмные, полуобъёмные формы;

-различать тёплые и холодные оттенки;

-изготавливать сувениры- аппликации, конструировать и мастерить объёмные изделия из картона и бумаги.

-владеть приёмами вырезания, обрывания, надреза, подреза, сгибания, гофрирования, скручивания бумаги;

-создавать сувениры из природных материалов.

-организовывать своё рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

-читать и составлять простые схемы плетения из бисера;

-под руководством редагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления;

-уметь выполнять базовые формы оригами, выполнять фигурки оригами по схеме;

-отличать лицевую и изнаночную сторону ткани, делать размётку на ткани, делать аппликации из обрезков ткани, ниток, игрушки из ткани.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

(второй год обучения)

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

всего

теория

практика

1.

Вступительное занятие. Беседа о Т.Б. Беседа по правилам дорожного движения;

3

3

2.

Работа с природными материалами:

-изделия, украшенные аппликацией из семян, зёрен, косточек;

-объёмные изделия из растительных материалов;

18

9

9

1

1

8

8

3.

Работа с бисером:

- украшения из бисера и стекляруса;

-игрушки, объёмные игрушки;

-цветы и деревья из бисера;

69

21

27

21

1

1

1

20

26

20

4.

Работа с бумагой и картоном:

-вытынанка;

-бумагопластика;

-художественное конструирование из бумаги;

-оригами;

-квиллинг;

63

15

6

6

12

12

1

1

1

14

11

11

5.

Работа с текстильными материалами:

-макраме;

-цветы из ткани и лент;

--плоские игрушки из ткани и фетра;

36

12

12

12

1

1

1

11

11

11

6.

Новогодние и рождественские открытки, сувениры, ёлочные игрушки и украшения:

-поздравительные открытки;

-сувениры;

-ёлочные игрушки и украшения;

21

6

6

9


1


8

7.

Экскурсия на выставку.

3

3

8.

Итоговое занятие.

3

3

Всего.

216

21

195

Содержание программы 2-го года обучения

1.Вступительное занятие (3 часа).

Программа, цель и план работы кружка. Ценность подарков сделанных своими руками.

2. Работа с природными материалами (18 часов).

Изделия, украшенные аппликацией из семян, зёрен, косточек (9 часов).

Повторение материала первого года обучения. Организация рабочего места.

Подготовка природных материалов. Принципы создания эскизов, композиций симметричных, ассимметричных. Приёмы изготовления основ для аппликаций. Оформление работ. Анализ выполненных работ. Практическая работа. Изготовление коробок, шкатулок, открыток, украшенных природными материалами.

Объёмные изделия из растительных материалов (9 часов).

Ознакомление с правилами создания объёмных цветочных композиций. Искусство создания осенних и зимних букетов. Понятие о стиле, форме. Понятие о тематической композиции. Способы изготовления основ для растительных композиций. Значение фона при создании сюжетного букета. Порядок размещения растений в объёмном букете.

Практическая работа. Создание букетов. Работа по замыслу детей.

3. Работа с бисером (69 часов).

Украшения из бисера и стекляруса(21 час).

Повторение материала первого года обучения. История бисероплетения. Использование бисера для украшения женского костюма и изготовления украшений. Разновидность украшений из бисера: колье, кулоны, ожерелья, герданы. Оборудование рабочего места. Дополнительное освещение рабочего места. Инструменты для изготовления украшений: круглогубцы, кусачки, плоскогубцы, швензы, карабины. Понятие о фурнитуре- металлических деталей для соединения деталей из бисера.

Практическая работа.

Ажурная цепочка с ячейками. Беседа: «История маленькой бисеринки».

Игрушки, объёмные игрушки из бисера (27 часов).

Повторение материала первого года обучения. Объёмные и плоские игрушки из бисера. Схемы плетения. Материалы и инструменты для изготовления игрушек из бисера. Подготовка рабочего места. Использование латунной проволоки для изготовления игрушек. Изготовление объёмных и плоских деталей игрушки. Соединение деталей. Завершение работы

Практическая работа. Изготовление игрушек из бисера: «Кот в сапогах»,

« Мышка». Анализ детских работ.

Цветы из бисера (21 час).

Повторение материала прошлого года. Плетение из бисера в разных странах мира. Параллельное плетение. Материалы и инструменты для изготовления цветов из бисера . Использование латунной проволоки для изготовления изделий из бисера. Техника петельного плетения. Чтение схем изделия. Самостоятельное составление схем. Изготовление и соединение деталей изделия. Плетение листьев разных видов. Низание дугами или «Французское плетение. Выбор техники плетения для конкретного изделия.

Практическая работа «Тюльпан». Анализ детских работ.

4. Работа с бумагой и картоном (63 часа).

Вытынанка (15 часов).

Повторение материала первого года обучения. Методика выполнения вытынанок. Эскизы. Изготовление вытынанок. Декоративное праздничное панно. Самостоятельная разработка эскизов. Анализ выплненных работ.

Практическая работа. Изготовление сувениров- вытынанок, самостоятельная разработка эскизов.

Бумагопластика (6 часов).

Виды бумагопластики. Приёмы трансформации бумаги: надрезы, сгибы, сгибание, скручивание, гофрирование. Декоративность, пластичность формы и поверхности рельефных изделий из бумаги.

Практическая работа. Изготовление рельефных розеток разных геометрических форм, рельефной композиции на плоскости. Панно «Летний луг».

Художественное конструирование в технике бумагопластики (6 часов.)

Стилизация формы. Создание художественного образа. Работа по схемам. Анализ выполненных работ.

Практическая работа. Изготовление объёмных фигурок зверей.

Оригами (12 часов).

Повторение материала прошлого года. Работа по схеме. Анализ образца. Основные приёмы работы. Основные знаки оригами и основные приёмы складывания. Закрепление изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков. Модульное оригами. Способы складывания модулей. Работа по схемам. Соединение деталей.

Практическая работа в технике оригами « Полевые и садовые цветы».

Анализ детских работ.

Квиллинг ( 12 часов).

Квиллинг как вид декоративно-прикладного искусства. История квиллинга. Инструменты и материалы для квиллинга. Основные формы: «капля», «треугольник», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм квиллинга.

Практическая работа. Изготовление бабочки. Анализ детских работ.

5. Работа с текстильными материалами (36 часов).

Цветы из ткани и лент (18часов).

Изготовление простейших цветов из ткани и лент. Виды ткани и лент. Правила техники безопасности при работе с иглой. Отмеривание необходимого количества ленты. Сборка ленты.

Практическая работа «Мальва», «Розочка». Анализ детских работ.

-Макраме (18 часов).

Макраме- рукоделие, в основе которого лежит техника плетения узелками. Нити и оборудование для плетения. Основные приёмы плетения: навешивание нитки на основу, плоские и репсовые узлы. Схемы макраме.

Практическая работа. Плетение фенечек, шамбал в технике макраме.

6. Новогодние и рождественские сувениры, игрушки и ёлочные украшения (21 час).

Поздравительные открытки (6 часов).

Традиции встречи Нового года в разных странах. Рождество. Изготовление новогодних подарков безграничный простор для фантазии и творчества. Правила безопасной работы с ножницами. Поздравительные открытки в технике аппликации и бумагопластики. Анализ выполненных работ.

Практическая работа. Изготовление поздравительной открытки в технике бумагопластики.

Сувениры (6 часов).

Особенности украшения новогодних сувениров из разных материалов. Анализ выполненных работ. Культура труда. Зависимость качества и эстетического вида изделия от аккуратности выполнения.

Практическая работа. Изготовление сувенира «Ёлка», в технике бумагопластики.

Ёлочные игрушки и украшения (9 часов).

Технология изготовления ёлочных игрушек из различных материалов. Правила безопасного труда с колющими инструментами. Оформление работ. Снежинки в технике бумагопластики. Анализ выполненных работ. Конкурс «Новогодние фантазии».

Практическая работа. Изготовление игрушек и снежинок.

Прогнозируемый результат.

Дети должны знать:

-виды декоративных работ из природных материалов;

-правила создания сухих букетов и композиций;

-технологию выполнения вытынанок;

-основы техники бумагопластики;.

-базовые формы оригами;

-основные формы квиллинга;

-виды материалов и инструментов для работы с бисером.

-правила техники безопасности на занятиях;

-виды ниток, тканей, инструменты и оборудование для работы с тканью, нитками.

-основные узлы макраме, правила навешивания нитей;

Дети должны уметь:

-создавать композиции, букеты, конструировать изделия из природных материалов;

-изготавливать вытынанки , изделия способом бумагопластики по схемам.

- складывать поделки оригами по схемам;

-плести из бисера по схеме;

-уметь плести основные узлы макраме;

-делать простейшие цветы из лент;

-уметь пользоваться при изготовлении поделок и сувениров необходимыми инструментами;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

(третий год обучения)

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

всего

теория

практика

1.

Вступительное занятие. Беседа по Т.Б. Беседа по правилам дорожного движения.

3

3

2.

Работа с природными материалами;

-поделки и аппликации из соломы;

-аппликации из яичной скорлупы;

18

9

9

1

1

1

1

3.

Лепка из солёного теста.

21

1

20

4.

Работа с бисером;

-украшения из бисера, бусин, стекляруса;

-цветы и деревья из бисера;

-объёмные изделия из бисера на основе параллельного плетения;

54

18

15

21

1

1

1

17

14

20

5.

Работа с бумагой и картоном.

-вытынанка;

-оригами;

-квиллинг;

48

18

12

15

1

1

1

17

11

14

6.

Работа с тканью;

-макраме, микромакраме;

-вышивка шёлковыми ленточками;

-вязание крючком;

51

12

15

27

1

1

1

14

26

7.

Новогодние и рождественские сувениры и поделки.

15

1

14

8.

Экскурсия на выставку.

3

3

9.

Итоговое занятие.

3

3

10.

Всего

216

22

194

Содержание программы 3-го года обучения

1. Вступительное занятие. Беседа по Т. Б. Беседа по правилам дорожного движения(3 часа).

2. Работа с природными материалами (18 часов).

Поделки и аппликации из соломы (9 часов).

Виды соломы (ржаная, пшеничная, рисовая, овсяная). Технология выполнения аппликаций из соломы. Эскизные разработки композиций. Выполнение рисунка в натуральную величину. Подготовка фона. Перевод рисунка на основу. Подготовка соломы к работе. Вырезание деталей изображения. Наклеивание соломенной ленты на детали изображения. Оформление работы под стекло или лакировка изделия. Анализ выполненных работ.

Практическая работа. Декоративный орнамент на круге.

Аппликация из яичной скорлупы (9 часов).

Заготовка яичной скорлупы. Естественные цветовые оттенки яичной скорлупы. Окрашивание яичной скорлупы. Инструменты для работы. Техника мозаики кракле. Оформление работ. Анализ выполненных работ.

Практическая работа. Выполнение мозаики из яичной скорлупы по замыслу детей.

2. Лепка из солёного тест (21час).

Лепка из солёного теста. Необходимые добавки для прочности теста. Соединение деталей и сушка изделий из солёного теста. Способы окрашивания изделий из солёного теста. Оформление работ.

Практическая работа. Изготовление рыбки из солёного теста. Анализ выполненных работ.

3. Работа с бисером (54 часа).

Украшения из бисера, стекляруса, бусин (18 часов).

Повторение изученного материала прошлого года. Элементы плетения бижутерии из бисера. Изготовление браслетов на проволоке с памятью. Инструменты необходимые для изготовления бижутерии. Оформление работ. Анализ выполненных работ.

Практическая работа. Изготовление бижутерии.

Цветы и деревья из бисера (15 часов).

Повторение изученного материала прошлого года. Демонстрация цветов из бисера, выполненных по французской технике плетения. Беседа об истории появления метода низания дугами. Оформление работ.

Практическая работа. Изготовление розы в технике французского плетения.

Анализ детских работ.

Объёмные изделия на основе параллельного плетения (21 час).

Повторение изученного материала прошлого года. Плетение брелков и игрушек из бисера на леске. Плетение миниатюр и сувениров на леске. Плетение объёмных игрушек на проволоке. Чтение и зарисовка схем. Плетение по схеме и образцу . Оформление работ. Анализ выполненных работ.

Практическая работа. Изготовление объёмных фигурок животных.

4. Работа с бумагой (48 часов).

Вытынанка (18 часов).

Сюжетные и предметные вытынанки. Силуэтное вырезание из бумаги.Знакомство с искусством вырезания из бумаги в разных странах мира. Знакомство с художественным вырезанием из бумаги в Китае «Цзянь-чжи». Изготовление вытынанок. Анализ выполненных работ.

Практическая работа. Вырезание в технике «Цзянь-чжи».

Оригами (12 часов).

Повторение ранее изученного материала. Киригами - разновидность оригами, в которой разрешается использовать ножницы. Плоское и объёмное киригами.

Кусудама. Искусство кусудам. Виды кусудам. Мастера Кусудам. Международные условные обозначения и схемы. Изготовление модулей кусудам и их соединение. Сборка и склеивание кусудам. Модульные куклы оригами. Изготовление модулей для кукол. Работа по схеме. Оформление работ. Анализ выполненных работ.

Практическая работа. Изготовление кусудам.

-Квилиинг (15 часов).

Повторение ранее изученного материала. Контурный и графический квиллинг. Бахромчатые цветы в технике квиллинг. Квиллинг на расчёске. Гофрокартон. Объёмные игрушки в технике квиллинг из гофрокартона. Техника изготовления игрушек из гофрокартона. Соединенение деталей. Оформление работ. Анализ выполненных работ.

Практическая работа. Изготовление поделок в технике квиллинг иг гофрокартона по замыслу детей.

5. Работа с тканью (51час).

Макраме (12 часов).

История возникновения искусства макраме. Применение техники макраме для изготовления и украшения предметов быта, одежды и украшений. Виды креплений и узлов. Диагональные и горизонтальные бриды. Микромакраме - макраме с бисером и бусинами. Изготовление украшений в технике микромакраме. Работа по схеме. Оформление работы. Анализ выполненной работы.

Практическая работа. Сова в технике макраме.

Вышивка шёлковыми ленточками, цветы из ткани и лент (15 часов).

Краткая история вышивки. Материалы и инструменты .Использование вышивки для украшения одежды, аксессуаров Виды лент. Правила техники безопасности при работе с иглой. Использование пялец. Окрашивание лент. Основные приёмы работы.

Практическая работа. Мак из атласной ленты. Анализ выполненной работы.

Вязание крючком (27 часов).

История развития художественного вязания. Сведения о инструментах и материалах. Свойства и качества нитей. Подбор крючков. Положение рук и пальцев во время работы с крючком. Условные обозначения. Вязание разнообразных элементов. Цепочка, ведущая петля, петли поворота или подъёма, столбики без накида, столбики с одним и двумя накидами. Вязание по кругу. Оформление работ. Анализ выполненных работ.

Практическая работа. Вязание салфетки.

6. Новогодние и рождественские сувениры (15 часов)

Новогодняя ёлка своими руками. Просмотр иллюстраций. Ёлочка оригами. Гирлянды своими руками. Выполнение гирлянд, ёлок, снежинок фонариков.

Конкурс Новогодних поделок.

Прогнозируемые результаты

Дети должны знать:

-виды соломы и технику её обработки;

-как делать аппликации из соломы;

-технику мозаики из яичной скорлупы;

-основные виды работы с бумагой, нитью, тканью, бисером и другими материалами;

-правила безопасного использования инструментов;

- Приёмы композиционного решения в декоративной и тематической композиции, выразительные свойства цвета ,критерии оценивания изделий с позиции художественной эстетики;

-Основные приёмы работы в технике оригами, бумажный фитодизайн, аппликация на ткани, вязание крючком, макраме, бисероплетение.

Дети должны уметь:

-размещать изображение на заданной поверхности;

-выполнять объёмные композиции, конструировать и изготавливать сувениры из разнообразных материалов, украшать их;

-подбирать материалы по их свойствам, а так же инструменты и приспособления в зависимости от обработки материалов и конструкций изделия.

-воплощать в практической работе такие способы организации композиции: выбор формата, элементы композиции, методы определения композиционнрго центра (размером, цветом, тоном, фактурой и т. д.).

Список литературы;


  1. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации, сост. Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. - Волгоград: из-во «Учитель», 2008

  2. «Природные материалы. Чудесные поделки». Анна Плимос Харьков 2007г.

  3. «Аппликации из природных материалов» Н. Дубровская Санкт- Петербург 2008.

  4. «Художественные аппликации и узоры из бумаги». Н.В. Шахова Донецк2006

  5. «Вязание крючком». А Пелаготти Киев 2008

  6. «Театр оригами». С. Соколова Москва ЭКСМО 2004

  7. «Волшебный мир оригами». Сунбоук Смит Харьков 2007

  8. « Оригинальные украшения» пер. Москва «Арт пресс».2001

  9. «Вышивка лентами» Энн Кокс. Харьков 2001

  10. « Пасхальные и подарочные яйца из бисера». Н. Ликсо Минск «Харвест» 2011.

  11. « Пластилиновые фигурки». Издательство СКИФ 2009

  12. «Волшебные фигурки и животные из бисера». Торстен Беккер Харьков 2012.

  13. « Самые красивые животные из бисера». В Шафоростова. Ростов И Д «Владис»2012.

  14. «Аппликация» Гусакова М .А. «Москва просвещение».1982

  15. « Сто поделок из бумаги». Долженко Г. И. Ярославль 1999

  16. « Самоделки из бумаги». Перевертень Г. И. Москва Просвещение 1983

  17. « Макраме. Модные идеи». Б. Мелосская Харьков «Аргумент принт»2013.

  18. « Лучшие поделки из солёного теста». Е. Шеремет И. Д. «Фактор» Харьков.

  19. « Плетём из бисера фигурки животных». М Бедина Харьков 2014

  20. « Фигурки животных из жатой бумаги». М Третьякова Донецк. Издательство СКИФ2012

  21. «Кружок изготовления игрушек- сувениров». О.С. Молотобарова Москва Просвещение 1990.

  22. « Куклы оригами». И. Жукова Донецк, издательство СКИФ 2011.

14

© 2010-2022