• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Организация исследовательской деятельности обучающихся как условие реализации ФГОС

Статья Организация исследовательской деятельности обучающихся как условие реализации ФГОС

Что  такое проектно-исследовательская деятельность? Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решением школьниками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от ученического пр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Организация исследовательской деятельности обучающихся

как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов


Сангаджиева Надежда Витальевна,

методист, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ № 19» г. Нижневартовска

В концепции Федеральных государственных образовательных стандартов определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций».

Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому обучающиеся, совершая определенные действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними. Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?

В любом исследовании обучающегося важна так называемая ценностная составляющая, которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, со школьниками, интересующимися биологией, можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. Акцентировать внимание школьников можно на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов, на гуманитарных последствиях Великих географических открытий для народов Нового света и тому подобное. К чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко все новым жертвам? Как Вы понимаете эту задачу, как она может быть реализована в Вашей практике?

Исследовательскую деятельность обучающихся следует ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения. Вот какими могут быть темы ученических исследований: «Как улучшить качество питьевой воды в школе?», «Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения», «Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в семье и школе», «Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья», «Способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей», «Словарный запас учащихся 5-7 классов в моей школе», «Отношение к старикам у жителей нашего микрорайона».

Что же такое проектно-исследовательская деятельность? Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность обучающихся, связанная с решением школьниками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от ученического проекта).

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция школьника.

Основными этапами исследования являются следующие:

1 этап. Организационный.

  • Выделение и постановка проблемы, выбор темы исследования.

  • Постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования.

  • Выбор методов проведения исследования.

  • Выдвижение гипотезы.

2 этап. Основной.

  • Сбор материала, проведение исследования.

  • Обобщение и систематизация полученных данных.

3 этап. Заключительный.

  • Подготовка проекта.

  • Защита проекта.

Рассмотрим подробно каждый из этапов исследования.

Выделение и постановка проблемы, выбор темы исследования. Формулировка проблемы ииследования - важная часть введения. Сформулировать проблему исследования - значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Выбор формулировки темы - это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Работы, посвященные узким темам - прорабатываются более глубоко и детально. Выбирая тему исследования, учащийся должен руководствоваться несколькими правилами: тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям обучающегося; тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности); тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Начальным этапом любого исследования является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

Следующий этап выполнения исследовательской работы включает определение цели, объекта, предмета и задач исследования. Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования. Формулировка цели исследования, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.). Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. Объектом исследования могут быть реальные процессы и явления действительности, то есть то, на что направлено исследование. Но изучается не весь объект целиком, а отдельные его стороны, свойства, особенности, то есть предмет исследования.

Методы исследования вытекают из темы и напрямую зависят от поставленной цели и задач проекта. Они могут быть различны (работа с информационными источниками: энциклопедиями, справочниками; работа в документами; встречи и опросы; метод анализа собранной информации; эксперимент и другие).

Выдвижение гипотезы - необходимый атрибут любого исследования. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза в начале исследования возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем эта гипотеза подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. В конце исследования подтверждаются или опровергаются.

Следующий этап - собственно исследование. На этом этапе автору предстоит уточнить рабочий план, провести эксперимент и статистическую обработку полученных результатов, проверить рабочую гипотезу. После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ - нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения. Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

Подготовка проекта представляет собой подготовку и написание текста работы, оформление полученных результатов и подготовку к защите проекта.

Защита проекта. Подготовленная работа должна иметь определенную завершенность и самостоятельность, содержать элементы научного исследования: новые факты и новое освещение уже известных фактов, систематизацию и обобщение данных, относящихся к теме исследования.

Ученическое исследование, как правило, представляется в виде тезисов, научной статьи, устного доклада.

Тезисы - краткое изложение содержания проведенного исследования. Объем тезисов не должен превышать 1-2 страницы печатного текста.

Статья - подробное изложение содержания проведенного исследования. Напечатанная работа в сопровождении приложений, иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской работы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Устный доклад - публичное выступление с основными положениями исследования, которое может сопровождаться слайдовой презентацией, демонстрацией фото- и видео-материалов, подтверждающих исследование ученика.

На защите обучающийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

Вот основные этапы исследовательской деятельности обучающихся, и я надеюсь, что эта информация хотя бы немного поможет нам растить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы - не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, технический чертеж или склеенный из бумаги макет. Педагогический результат - это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, те компетенции, которые составляют целый спектр новообразований.




© 2010-2022