Статья Обобщение педагогического опыта

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя мордовского языка Танеевой Галины Андреевны

Педагогическая проблема, над которой ведется работа: «Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам мордовского языка».

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении мокшанского языка переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения, поддерживания интереса к обучению.

На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.

Дифференцированное обучение на уроках мордовского языка - актуальная проблема современной школы. Дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей и желания. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение школьников к мокшанскому языку. Изучение культуры своего народа. Привить любовь к своей малой Родине. Хотелось бы, чтобы они дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов, знали стихи мордовских поэтов.

Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним. Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику.

Еще одна важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику - направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению.

Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребенок, так как это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Теоретическая база опыта

Теоретической базой опыта явились работы, представленные в разных методических пособиях.

Приведу примеры некоторых из них:

Лавтеньтьев В.В. Методические основы современного урока // Завуч, 2005;

Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной образовательной школе. М., 1998.

Технология опыта

На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и мокшанскому языку, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Дифференцированный подход позволяет реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:

- составление текстов диктантов;

- составление карточек-заданий по изученному материалу;

- работа с дополнительной литературой;

- проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;

- выполнение обязанностей консультанта при групповой работе.

Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы, различные словари, «папка-помощница». Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания на карточке.

Обычный диктант не показывает реального состояния орфографической грамотности слабых школьников, поэтому и у учеников, и у учителя может сложиться впечатление, что никаких успехов в процессе обучения достигнуто не было, а задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуются зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы.

На мой взгляд, схема урока дифференцированного обучения может быть следующей:

- Совместная постановка задачи.

- Дифференцированное повторение необходимого материала.

- Совместное изучение нового материала. (Для слабых учащихся он повторяется в облегченном варианте. Если материал уже знаком, возможно, что сильные ученики работают по учебнику, а слабые - с учителем)

- Дифференцированное закрепление.

- Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.

- Общая проверка усвоения материала

- Дифференцированное домашнее задание.

Как может осуществляться дифференцированный подход на разных этапах урока? На этапе введения нового материала сильные ученики получают задания самостоятельно прочитать и проанализировать текст. Учащиеся со средними учебными возможностями также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме. Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают материал под руководством учителя.

На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым ученикам постоянно работать на облегченном материале нельзя - затормозиться их развитие. Например, при закреплении темы «Послелоги» в 6 классе предлагаю такие примеры для разных групп учащихся:

Для сильных учеников:

- Составьте текст выделяя послелоги.

Для «средних» учащихся:

- Выпишите из текста послелоги.

Для «слабых» учащихся:

- К словам подберите послелоги.

Дифференцированный подход позволяет каждому ученику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справиться с заданиями, формирует положительные мотивы учения.

Анализ результативности

Я убедилась, что дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

- решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может;

- в классе улучшается психологический климат;

- становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума;

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Одним из показателей результативности считаю, что учащиеся занимают призовые места в конкурсах разного уровня:

- Макарова Яна (5 Г кл.) - победитель республиканского конкурса творческих работ «… посвящаю я родному краю из сердца льющуюся речь» (28 февраля - 10 марта 2015 г.)

- Оськина Маргарита (5 Г кл.) - призёр республиканского конкурса творческих работ «… посвящаю я родному краю из сердца льющуюся речь» (28 февраля - 10 марта 2015 г.)

- Кирдяшкина Юлия (6 К кл.) - призёр республиканского конкурса сочинений «Земля мордовская, мой край родной…» (21 октября - 17 ноября 2014 г.)

- Чулгаева Дарья (10 Б кл.) - призёр межрегионального творческого конкурса сочинений и фоторабот, посвященного году литературы, в номинации «Портрет».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта заключаются в том, что контингент обучающихся русскоязычный, следовательно учителю сразу очень тяжело выявить «сильных» и «слабых» (ели говорить о начальном этапе обучения).


© 2010-2022