Методическая разработка на тему Предмет социальной психологии

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Предмет социальной психологии, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний по социальной психологии, методам и задачам которыми пользуется социальная психология.        Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом  занятии  в рамках специальности 060101. 52 «Лечебное дело» углубленный уровень подготов...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на тему Предмет социальной психологииМетодическая разработка на тему Предмет социальной психологииГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ



По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »



Раздел: Социальная психология

Тема: «Предмет социальной психологии»

Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 2

(углубленный уровень подготовки среднего профессионального образования)









Купино

2012

Рассмотрена на заседании

ЦМК общепрофесиональных дисциплин

Протокол № « » 2012г

Председатель ЦМК

_______________________Андреева Н.М













Автор - составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна


Купино

2012

Пояснительная записка

к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Предмет социальной психологии ».

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Предмет социальной психологии, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний по социальной психологии, методам и задачам которыми пользуется социальная психология.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060101. 52 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

  • Основные задачи и методы психологии

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).






УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Предмет социальной психологии

Место проведения кабинет психологии

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного

материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: основные задачи и методы социальной психологии.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать основные задачи и методы социальной психологии

Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14

Междисциплинарная интеграция:







Психология

ПМ 02

Анатомия и физиология человека

Основы медицинской генетики

ПМ 03

ПМ 04

ПМ 05

ПМ 06

ПМ 07


Внутридисциплинарная интеграция:



Психология общения

Предмет социальной психологии




Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала.

Домашнее задание: конспект лекции, Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 94-95

Задания для внеаудиторной работы студентов:

Работа с текстом учебника, составление глоссария основных терминов

Перечень литературы:

Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.

Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с




Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №1)

Цель- сформировать знания по основам социальной психологии

65 мин




Проблемный метод изложения материала

5.

Физкультминутка

реализация ОК 14 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.

7.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)

Цель: сформировать знания по основам социальной психологии

10 мин.

Выполнение студентами тестов и заданий.

8.

Подведение итогов

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Задание на дом

2 мин.

Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 94-95


Всего

90 мин













Приложение №1

Предмет социальной психологии

Социальная психология возникла на стыке двух наук - психологии и социологии. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей, изучает те изменения, которые происходят с психикой человека под влиянием общения с другими людьми и те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: группы, коллективы, а также психологическую совместимость, взаимоотношения людей в коллективах, положение личности в них и другие вопросы и проблемы.

В течение длительного периода социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук - в психологии и социологии, а также антропологии, этнографии, криминологии, языкознании.

Ко второй половине XIX века относятся первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: «психология народа», «психология масс», теория «инстинктов социального поведения». Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю.

Началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 год, когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология».

После Первой мировой войны в США и других странах велась разработка комплексов социально-психологических проблем в производстве, армии, пропаганде и т.д., а также общих методологических принципов построения социальной психологии как экспериментальной науки.

Однако социальная психология (прежде всего в США), в которой ведущую роль играл метод лабораторного эксперимента, сделала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к недооценке теоретических, мировоззренческих аспектов социальной психологии, к игнорированию реальных социальных проблем.

В истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа: 20-е годы и конец 50-х - начало 60-х годов XX века.

Социальная психология основывается на принципиальных исходных положениях, касающихся природы общественных отношений, соотношения индивидуального и общественного сознания, понимания личности как совокупности общественных отношений и др.

Большую роль сыграли успехи, достигнутые в области общей психологии, что позволило советской социальной психологии опереться как на фундамент, на такие диалектико-материалистические принципы, как принцип сознания и деятельности.

Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы:

  1. Закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности.

  2. Психологические особенности социальных групп (больших и малых).

  3. Межличностные взаимоотношения.

  4. Психология личности.

  5. Практические приложения социальной психологии.

В отечественной социальной психологии рассмотрение всех этих проблем осуществляется на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью. Социальная психология, построенная на таких методических принципах, в состоянии выполнить свою основную практическую задачу - способствовать оптимизации управления социальными процессами. Большое значение приобретает создание психологической службы, которая могла бы обеспечить решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, системе воспитания, в сфере массовой информации, в спорте, в сфере быта и семьи.

Предметом социальной психологии являются:

  1. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) индивида как субъекта социальных отношений: общительность, конформность, толерантность, агрессивность, совместимость, конфликтогенность и т.д.

  2. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований: социально-психологический климат и атмосфера в группе, структура группы, управление, групповые процессы, групповые нормы и т.д.

  3. Взаимодействие между людьми и его частная форма - общение: межличностное (преподаватель - студент, медсестра - пациент, руководитель - исполнитель, родитель - ребенок), внутри-групповое, межгрупповое и т.д.

  4. Массовые психические явления, такие, как паника, слухи, массовые страхи, мода, обычаи, традиции.

  5. Психологические механизмы социальных влиянии на человека и его окружение: механизмы убеждения, внушения, принуждения, подражания, заражения и т.д.

В рамках курса мы рассмотрим социально-психологические характеристики индивида и группы, а также взаимодействие между индивидами.

Методы социальной психологии

Социальную психологию мы рассматриваем как отрасль психологии, поэтому междисциплинарные методы, с помощью которых она собирает информацию, используются не только в социальной психологии, но и в общей психологии (см. 1.4 и рис. 1.3), социологии, педагогике и других дисциплинах.

Наиболее известная классификация методов социальной психологии предполагает выделение 3 групп методов:

  • эмпирическое исследование - наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент;

  • моделирование;

  • методы управленческо-воспитательного воздействия.

Метод наблюдения. Так же, как и в психологии, выделяют стандартизованное и нестандартизованное (свободное), включенное, стороннее, скрытое наблюдение.

Метод анализа документов является разновидностью способов анализа продуктов деятельности. Документ _ информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитных носителях или фотоносителях. Все методы анализа документов делятся на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах прошлого века в связи с разработкой контент-анализа (англ. content - содержание, сущность) - анализа содержания. Контент-анализ - способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.

Метод опроса. Среди видов опроса наибольшее распространение имеют:

  • очный опрос, опрос «лицом к лицу» - интервью, проводимое исследователем с опрашиваемым (респондентом) в форме вопросов-ответов;

  • заочный опрос - анкетирование, предназначенное для заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Метод социометрии разработан Д. Морено в 1958 г. Применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения и оптимизации. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы.для установления тех из них, с которыми он захотел или, наоборот, не захотел бы участвовать в определенном виде деятельности или в ситуации. Например, кого бы ты пригласил на день рождения, и наоборот; кого бы ты выбрал старостой группы, и наоборот; от кого бы ты принял помощь, и наоборот, и т.д. Затем проводят обработку и интерпретацию результатов.

Метод групповой оценки личности. Это способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса его членов. Метод позволяет оценить наличие и выраженность психологических качеств человека, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми. Этот метод применяют в организационной психологии для отбора и расстановки кадров.

Тесты. С помощью тестов в социальной психологии определяют социально-психологические свойства личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и т.д.), межиндивидуальные и межгрупповые различия. Наиболее известны тест интерперсональной диагностики Т. Лири, шкала совместимости В. Шутца, методика оценочной биполяризации Ф. Фидлера и др.

Эксперимент считают наиболее строгим и надежным при сборе данных. Однако использование эксперимента как основного метода привело к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют за то, что невозможно переносить выводы, полученные в экспериментальной ситуации, в естественные условия. Несмотря на это, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

Структура социальной психологии

Дифференциация социальной психологии идет по многим направлениям, в частности выделяют теоретическую, экспериментальную и практическую социальную психологию. Теоретическая социальная психология призвана объяснять природу социально-психологических явлений и прогнозировать их динамику. Экспериментальная социальная психология описывает эти явления, раскрывает их внутренние закономерности. Практическая социальная психология разрабатывает и реализует программы воздействия на эти явления, т.е. должна управлять ими.

Можно дифференцировать социальную психологию по основным объектам исследования, тогда ее структуру можно представить через социальную психологию личности, социальную психологию взаимодействия, социальную психологию малых групп, социальную психологию больших групп и социальную психологию массовых психических явлений.

Дифференциация социальной психологии, особенно практической, произошла в ходе ее приложения к различным сферам жизни человека. В результате этого сформировались промышленная социальная психология, социальная психология образования, науки, искусства, семьи, массовых коммуникаций. Интенсивно развивается социальная психология в сферах политики, экономики, культуры, рекламы и т.д.

Дифференциация социальной психологии произошла также в ходе исследования основных видов жизнедеятельности человека. Выделяют социальную психологию труда, учения, игры, общения, творчества. В свою очередь в социальной психологии труда выделились социальная психология управления, предпринимательства и т.д.

Выводы

  1. Социальная психология - это дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

  2. Предметом социальной психологии являются социально-психологические характеристики индивида, социальных групп, массовых психических явлений, социальных влияний на человека и его окружение, а также взаимодействие между людьми.

  3. К методам социальной психологии относятся метод наблюдения, метод анализа документов, метод опроса, метод социометрии, метод групповой оценки личности, тесты, эксперимент, моделирование, методы управленческо-воспитательного воздействия.

  4. Существуют различные дифференциации социальной психологии по ее направлениям:

  • теоретическая, экспериментальная и практическая социальная психология;

  • социальная психология личности, взаимодействия, малых групп, больших групп, массовых психических явлений;

  • промышленная социальная психология, социальная психология образования, науки, искусства, семьи, массовых коммуникаций; социальная психология в сферах политики, экономики, культуры, рекламы;

  • социальная психология труда, учения, игры, общения, творчества; социальная психология управления, предпринимательства.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: социальная психология, предмет социальной психологии, документ, контент-анализ.










Приложение №2

Физкультминутка


И.п. - о.с. 1 - руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - о.с. 1 - прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 - и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 - наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3-4 - и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад: 2-4 - держать; 5-6 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.





































Приложение №3

Тест контроль

Дополните утверждение

  1. Дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп называется _________________

  2. Перечислите основные методы социальной психологии:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

  1. Метод заочного опроса предназначенного для заполнения вопросника самим респондентом называется _____________________

  2. Метод очного опроса проводимое исследованием с опрашиванием в форме вопросов-ответов называется __________________

Выберите правильный ответ

  1. Способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса его членов это:

а) тесты

б) метод социометрии

в) метод групповой оценки личности

г) эксперимент

6. Способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой:

а) документ

б) социометрия

в) контент-анализ

г) эксперимент






Эталон ответов


Ответ

1

Социальная психология

2

Метод наблюдения

Метод анализа документов

Метод опроса

Метод социометрии

Метод групповой оценки личности

Тесты

Эксперимент

3

Анкетирование

4

Интервью

5

в

6

в



© 2010-2022