Обобщение опыта работы. Изучение башкирского языка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучение башкирского языка.

Абубакирова Гульназ Фаиловна.,учитель башкирского языка и литературы, МАОУ СОШ №4. г. Стерлитамак, РБ.

В последние годы открылись широкие пути к изучению и сохранению духовного наследия башкирского и других народов, населяющих республику. В начале 90-х годов педагогической наукой и образовательной практикой была поставлена важная задача, сформировать новую систему национального образования в русскоязычных школах, способствующую развитию национального самосознания, уважения к культуре и традициям своего и других народов. Учащиеся нашей школы изучают башкирский язык как государственный с 1-го класса, в учебные планы общеобразовательных учреждений был введен башкирский язык . К языку и культуре башкирского народа приобщаются дети разных национальностей. Администрацией школы проводится планомерная работа по развитию национального образования, по повышению престижа родных языков. Ежегодно на базе школы проходят семинары-практикумы для учителей города. Современные требования к изучению башкирского языка как и иностранного не сводятся лишь к чтению и переводу. Сегодня необходимо формирование коммуникативной компетентности. Это значит, что русскоязычная школа должна учить школьников общаться на башкирском государственном языке в устной и письменной форме. Ее задача - подготовить пользователя языка, который может применить свои знания не только для ответа на уроке, но и в любой жизненной ситуации.

Современные требования к изучению языка строятся на принципиально новой основе. Например, школьники должны осваивать письменную речь хотя бы для того, чтобы познакомиться с богатым литературным наследием башкирских писателей и поэтов, чтобы ознакомиться с содержанием периодической печати, которая в настоящем времени имеется в достаточном количестве в любой библиотеке, в т.ч. и школьной, чтобы послушать и посмотреть интересные передачи, спектакли на башкирском языке и т.д. Итак, в основе лежит идея обучения башкирскому языку с целью достижения русскоязычными учащимися минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности осуществлять общение на башкирском языке в определенных программой пределах. Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает развитие коммуникативных умений (это наряду с развитием языковых знаний и навыков) А именно:

- умения читать и понимать полностью или в основном содержание несложных текстов разных жанров и видов;

- умения устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения. Чтение оказывается более доступным речевым умением. Оно является важным источником для приобщения учащихся к культуре народа - носителя данного языка. Учителями башкирского языка используются разные виды чтения в классах: это ознакомительное (с извлечением основной информации), изучающее (с извлечением полной информации), а также поисковое (с извлечением нужной информации). Весьма важным моментом при этом является обеспечение фонда школьной библиотеки литературой на башкирском языке. Наши школьники читают такие журналы как «Аманат», «Акбузат», «Иэшлек», «Иэншишмэ», но этого недостаточно для привития навыков систематического чтения.

Существует много путей и способов решения проблем в обучении школьников башкирскому языку: это внедрение в УВП новых педагогических технологий, программ, учебников, учебно-методических указаний. Чаще всего учителями башкирского языка используется технология интерактивного обучения, т.е. обучения во взаимодействии, и использованием различных приемов моделирования ситуации реального общения. Педагогом организуется работа учащихся в паре, в группе, при этом отдается предпочтение методу работы дифференцированных групп по выполнению определенных заданий. Оценку получает вся группа за выполнение одного задания. Работая в группе, сильные ученики помогают слабым, а слабые не испытывают страха за невыполненное задания, так как вместе с другими учащимися ребенок уверенно справляется с его выполнением.

Обучение в сотрудничестве позволяет сделать урок эмоциональным, деятельным. Учитель использует такие приемы, которые помогают ребенку комфортно чувствовать себя на уроке: используя музыкальные фрагменты из произведений башкирских композиторов, физкультминутки, исполнение песен на башкирском языке.

Личностно ориентированные технологии, обучение в сотрудничестве, ролевые игры предполагают учет индивидуальных особенностей обучающихся, способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Процесс поисковой работы стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к башкирскому языку, воображение и творческое мышление. Элементами такого вида деятельности являются: умение работать с текстом, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в башкирском тексте, делать обобщения, выводы; умение работать с разнообразным справочным материалом.

В младших классах обучающиеся овладевают определенной грамматикой и лексикой башкирского языка. В средних классах учебный материал углубляется и усложняется. Через лексические темы, которые несут воспитательную нагрузку, прививается любовь к Родине, уважение к родным и близким, интерес к труду.

Учащимся среднего звена на уроках предлагается работа с загадками, ребусами, кроссвордами, которые повышают работоспособность, развивают интерес ребенка к предмету и способствуют запоминанию новых слов и понятий.

В систему обучения языку введена артикуляционная разминка в виде стихотворных строк, суть этих упражнений заключается в четком произношении специфических башкирских звуков, предлагаются небольшие тексты «топики», стихи для заучивания. На каждом уроке обязательно присутствует словарная работа. Произношение слов учителем, повторение хором, письмо, использование устной и письменной форм работы, в конечном итоге даёт положительный результат. Часть уроков включают знакомство обучающихся с устным народным творчеством, к примеру, пословицами и поговорками о здоровье, о хлебе, о трудолюбии. Причем, учащимся предлагается не только заучивать наизусть, но и знать перевод. Весьма важным моментом является развитие творческих способностей детей - это разучивание песен, разыгрывание небольших диалогов по ролям. При этом каждый учитель башкирского языка учитывает индивидуальные особенности детей. Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем.

Правительством РБ создаются условия для полноценного изучения башкирского языка, в школах оформляются кабинеты, поступает оборудование, видеофильмы. На сегодняшний день в школьной библиотеке имеются: электронные пособия по башкирскому языку, много видеофильмов для уроков по истории и культуре Башкортостана, произведения устного народного творчества, музыка.

Сколько бы сил не вкладывал учитель для того, чтобы научить ребенка, один - два часа, отведенные на изучение башкирского языка как государственного недостаточны для успешного прохождения программы по данному предмету. Поэтому на учителей башкирского языка ложится большая ответственность за реализацию программы «Сохранение, изучение и развитие языков народов РБ», статьи 7 Закона Республики Башкортостан «Об образовании.


© 2010-2022