• Преподавателю
  • Другое
  • Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Твой шанс» социально – педагогической направленности (срок реализации 2 года) (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Твой шанс» социально – педагогической направленности (срок реализации 2 года) (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации городского округа г.Кумертау

Республики Башкортостан

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»


Решением методического

совета МОУДОД

«Центр детского творчества»

Протокол №___от_________

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУДОД

«Центр детского творчества» ____________А.Н.Докукин

«____» _____________200_г.

Модифицированная дополнительная общеразвивающая

программа

«Твой шанс»

социально - педагогической направленности

(срок реализации 2 года)

(для детей с ограниченными возможностями здоровья)


Разработана:

Закировой Еленой

Дмитриевной


Согласовано

Заведующий структурным

Подразделением МОУДОД ЦДТ







ГО г. Кумертау РБ

2015год

Содержание.

I. Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Цели и задачи программы.

Возраст детей, режим занятий.

Сроки реализации программы.

Формы организации образовательного процесса

II. Учебно-тематический план.

III. Содержание программы.

IV. Методическое обеспечение образовательной программы.

V. Список литературы.




I. Пояснительная записка

В мире нет одинаковых людей. Все мы очень разные. Каждому человеку хочется, чтобы его понимали таким, каким он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать лучше.

К сожалению, недостатки физической и психической сферы человека имеют стабильные показатели. С каждым годом в мире все чаще встречаем учащихся с ограниченными возможностями здоровья. На каждые 100 учащихся в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4-5 человек, имеющих нарушения интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. Очень часто мы сталкиваемся с гневомучащегося или страхом. И гнев, и страх - важнейшие функции личности, позволяющие ребенку приспособиться к изменяющимся условиям, не впадать в отчаяние, адаптироваться к жизни. Для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья разработана программа «Твой шанс». Дети, занимаясь по этой программе, получают положительный эмоциональный заряд, их организм открывается добру и красоте, и более устойчив ко многим неожиданным ситуациям, и менее подвержен стрессам.

Снять напряжение можно с помощью игровых занятий, представляющей собой синтез современных психотерапевтических методов: игротерапии, психогимнастики, сказкотерапии. Предлагаемый комплекс занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, в доступной форме, постепенно направляет игру на решение актуальной проблемы - общения. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем с лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Работа по программе «Твой шанс» в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая включает:

  • Разработку крупной моторики рук и выработку правильной осанки.

  • Развитие пространственно - временной координации.

  • Развитие артикуляционного аппарата.

  • Развитие голосового аппарата.

  • Эмоциональное развитие.

Цель: Раскрытие творческого потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, через различные виды игровой деятельности.

Задачи I года обучения:

-развивать предпосылки к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

-развивать двигательные функции, обуславливающие точность выполнения задуманного действия, моторики рук.

-содействовать воспитанию уверенности в собственных силах и возможностях.

Задачи II года обучения:

  • развивать умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.

  • способствовать формированию адекватных форм поведения.

  • способствовать стабилизации психических процессов, снятию напряжения.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.

Работа по программе «Твой шанс» ведется со следующими категориями детей с ограниченными возможностями здоровья:

-слабослышащие,

-с задержкой психического развития,

-с тяжелыми нарушениями речи,

-с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Срок реализации программы 2 года. Возраст детей от 8 до 14 лет.

Основные методы и формы организации занятий

Основной формой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются индивидуальные занятия на дому, которые проходят 2 раза в неделю по 1,5 часа. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.

Основой всех занятий является игра. Игровая психотерапия выполняет 3 функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Терапевтические игры ставят целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей.

Игровая деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя хозяином положения, властелином своих эмоций и чувств.

Ожидаемые результаты.


Сравнивая начальные и конечные результаты обучения ребенка с ОВЗ, педагог прослеживает динамику показателей самого ребенка. В том случае педагог достиг положительного результата, если ребенок с удовольствием встречается с педагогом, испытывает положительные эмоции от занятий и общения с ним, если прослеживается развитие мелкой моторики рук, ребенок справляется с более мелкой и сложной работой, чем раньше, способен заинтересованно работать более длительное время, может анализировать свою работу и радоваться своим удачам. Процесс контроля в работе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребенка. Педагог применяет контроль в виде беседы, рассказа воспитанника.






II. Учебно - тематический план


Учебно-тематический план I года обучения


Наименование разделов и тем

теория

практика

Общее кол-во

1

«Радостная встреча»

2,5

2,5

5

2

«Наш Игробанк»

5

10

15

3

«Секреты интересной игры»

5

10

15

4

«Смекалочка»

5

10

15

5

«Праздник каждый день»

5

15

20

6

«В гостях у сказки»

10

20

30

7

«Мои достижения»

-

8

8

Итого:

32,5

75,5

108




Учебно-тематический план II года обучения


Наименование разделов и тем

теория

практика

Общее кол-во

1

«Мы вместе»

1,5

1,5

3

2

«Игровая мозаика»

5

15

20

3

«Волшебный мир оригами»

5

10

15

4

«Поздравляем с праздником»

5

15

20

5

«Веселый карандаш»

5

15

20

6

«Кукольный театр»

6

21

27

7

«Итоговое занятие»

-

3

3


Итого:

27,5

80,5

108



III. Содержание тем

Содержание тем 1 года обучения

  1. «Радостная встреча»

Теория:

  • Знакомство

  • Задачи работы

  • Организационные вопросы

  • Техника безопасности

Практика:

  • Анкетирование

  • Игра - знакомство

  • Тест - рисунок семьи

  • Рассказ - эстафета


  1. «Наш Игробанк»

Теория:

  • Описание игр

  • Правила проведения игр

  • Техника безопасности

Практика:

  • Игра «Сказочные загадки»

  • Игра «Лабиринт»

  • Игра «Сказочный бал»

  • Игра «Улыбка»

  • Игра «Волшебная страна чувств»

  • Игры импровизации

  • Игра «Счастливый танец» и т.д.


3.«Секреты интересной игры»
Теория:

  • Советы для проведения игр

  • Требования к проведению игровых моментов

Практика:

Игры для развития наблюдательности:

  • «Куклы- непоседы»

  • «Веселый зоопарк»

  • «Узнай по голосу»

  • «Разыщи по следу»

Игры для развития наблюдательности::

  • «Сумей заметить»

  • «Игра в слова»

  • «Внимание ответ»

Игры и упражнения, развивающие чувство времени:

  • «Алфавит»

  • «Расторопный почтальон»

  • «Счет секундами».

4. «Смекалочка»

Теория:

  • Правила проведения игр

  • Рекомендации по проведению настольных игр

Практика:

Игры настольные:

  • «Пазлы»

  • «Аленький цветочек»

  • «Морской бой»

  • «В мире животных»

  • «Веселая азбука»

  • «Веселое домино»

  • «Шахматы, шашки»


5. «Праздник каждый день»

Теория:

  • Вступительная часть мероприятий

  • Объяснение игр, конкурсов

Практика:

  • «День рождения в кругу друзей», (день именинника)

  • «Осень в гости к нам пришла» (театральное представление)

  • «Новый год чудесный праздник» (игра - путешествие)

  • «Весняночка» (театральное представление).


6. «В гостях у сказки»

Теория:

  • Роль сказки в жизни людей

  • Влияние сказки на личность человека

  • Жизнь и творчество великих сказочников: А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена

Практика:

Просмотр, обсуждение сказок А.С.Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • «Сказка о Попе и работнике его Балде»

Сказки Чуковского:

  • «Муха - цокотуха»

  • «Мойдодыр»

  • «Телефон»

  • «Доктор Айболит» и т.д.

Сказки Г.Х.Андерсена

  • «Снежная королева»

  • «Дикие лебеди»

  • «Стойкий оловянный солдатик» и т.д.

7. «Мои достижения»

Практика:

  • Игры - загадки

  • Игры-ребусы

Содержание тем 2 года обучения

1. «Мы вместе»

Теория:

  • План работы на год

  • Организационные вопросы

  • Техника безопасности

Практика:

  • «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» игровая программа

2.«Игровая мозаика»

Теория:

  • Знакомство с особенностями игр.

  • Игры разных национальностей

  • Правила проведения игр

Практика:

Игры с пуговицами:

  • Рыбалка

  • Аквариум

  • Пуговичное ожерелье

  • Пуговичное лото

Игры разных национальностей

  • Игра «Юрта»

  • Игра «Мишка и пчелы»

  • Игра «Рукопожатие»

  • Игра «Ку - ка - ре - ку»

  • Игра «Меткий» и т.д.

Игры со спичками

  • Знакомая незнакомка

  • История одной спички

  • Спичечный узор

3. «Волшебный мир оригами»

Теория:

  • Знакомство с искусством оригами

  • Свойства бумаги

  • Условные обозначения

Практика:

  • Изготовление из бумаги цветов, птиц, и др. животных.

  • Панно «Мой друг»

  • «Цветы для мамы»

  • «Осенний листопад»

  • «Забавные фигуры».


4. «Поздравляем с праздником»

Теория:

  • Понятие «Подарки»

  • Умение сделать приятное близким

  • Рассказ - эстафета

Практика:

Изготовление открыток к праздникам:

  • Новый год

  • Международный женский день 8 Марта

  • День защитника Отчества

  • День рождения

5. «Веселый карандаш»

Теория:

  • Ознакомление с цветовой гаммой

  • Технология смешивания красок

  • Техника работы с карандашом и красками

Практика:

Создание работ по теме:

  • «Разноцветная осень»

  • «Забавные кляксы»

  • «Снежная фантазия»

  • «Лесная поляна»

  • «Солнечная карусель»

6. «Кукольный театр»

Теория:

  • Знакомство с кукольным театром

  • Пальчиковые куклы

  • Перчаточные куклы

  • Овладение навыками кукловождения

  • Техника речи.

Практика:

  • Упражнения и игры для обработки кукольного жеста (здравствуйте, до свидания, нельзя, пожалуйста, добро пожаловать и т.д.)

  • Повтори цепочку жестов

  • Упражнения с различными предметами

  • Упражнения для обработки приемов передачи кукольного диалога

  • Ситуации «кукольного» общения, кукла - диктор

  • Превращения кукол.

  • Кукольные игры с правилами (Салки в кругу, Салки с прятками, Салки -обнималки и т.д.)

  • Упражнения для передачи выразительной речи куклы

  • Звукоречевые ситуации (собаку «аф-аф», кошку «мяу», и т.д.)

  • Мастер кукол «кукла - зеркало» и т.д.

7. Итоговое занятие:

  • Показательные этюды «Мы артисты»

  • Творческие работы «Мы вместе»

  • Участие в выставке поделок «Мои достижения».



IV. Методическое обеспечение



Образовательная программа строится на основе дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми ограниченными возможностями имеет степень владения психологическими знаниями, умение определить индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности. Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности больного ребенка.

Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации для его изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки говорит о своих проблемах, трудностях.

Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации.

В-третьих, складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию).

Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы (реквизит для игр, дидактические карточки т.д.), что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.

Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом на занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используется игротерапия в форме терапии отношений. Здесь игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми. Виды игр:

  • Игры, направленные на коррекцию и развитие сферы (ощущение и восприятие)

  • Игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимики, моторики рук, общей координации движений)

  • Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы

  • Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков (навыки общения). Условно разделяя игры, нужно помнить, что каждая из них развивает личность ребенка, содействует его адаптации в обществе. Так же в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья эффективен метод сказкотерапии. Сказочная форма используется для эмоциональной коррекции нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.

В сказкотерапии используются сказочные приемы и способы простоты и огромного интереса к самой сказке. Так же в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья происходит объединение детей и родителей в совместные развлечения, игры. Это процесс сотворчества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед.

Курс обучения представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, при этом раскрываются способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр упражнений, заданий игр. При этом ребенок с ограниченными возможностями здоровья проходит путь от получения представлений об игре, до более сложных игровых ситуаций. Через любимую деятельность детей - игру можно помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья сформироваться интересной личностью. Упражнения для развития речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат воспитанника.

Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей сказок помогает им лучше овладеть своим телом. Театрализованные игры позволяют ребенку с ограниченными возможностями с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Конкурсы привносят на занятия праздничность, помогают раскрыть индивидуальные способности ребенка. Ребенок, с ограниченными возможностями здоровья занимаясь по программе «Твой шанс» становится раскрепощенным, контактным, учится формировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии педагога ему под силу сделать то, что ему предложено. Педагог не дает готовых ответов, а побуждает к самостоятельной деятельности, к поискам способов действия. Задача педагога: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

Новый материал, необходимый для усвоения, делится на маленькие порции и предоставляется для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводится на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяется усвоенное на разнообразном материале.

При общении с детьми, имеющими трудности обучения, педагог обращает особое внимание на качество своей речи, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Необходимо обращать внимание на речь ребенка, разговаривать с ним, побуждать его рассказывать, объяснять смысл сказанного. А, главное общий фон поведения педагога и обращения к ребенку (мимика, жесты, интонация) должны быть благожелательными, вызывать у ребенка желание сотрудничать.

Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Для лучшего усвоения материала детьми с проблемами в интеллектуальном развитии педагоги применяют следующие приемы:

-показ образца выполнения действия,

-его выполнение ребенком по подражанию и по образцу,

-образное описание действия,

-игровая форма действия,

-максимальное расчленение задания на отдельные фразы-инструкции,

-объяснение педагога в начале разыгрывания и в процессе действия ребенка.

Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.





V. Список используемой литературы

  1. Игротерапия общения. М.А. Панфилова г. Москва, 2005

  2. Сказкотерапия в школе. Л.Д. Короткова г. Москва, 2006

  3. Практика сказкотерапии. Н.А. Сакович г. Санкт-Петербург, 2007 (сборник сказок, игр, терапевтических программ)

  4. Коллективно-творческие дела. Ю.И. Григоренко. И.Ю. Носрецова г. Москва, 2002

  5. «Игровая радуга», И.С. Гринченко г. Москва, 2004

  6. «Башкирские народные игры». И.Г. Гапяутдинов г.Уфа, «КИТАП» 2002


© 2010-2022