- Преподавателю
- Другое
- Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Твой шанс» социально – педагогической направленности (срок реализации 2 года) (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Твой шанс» социально – педагогической направленности (срок реализации 2 года) (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Раздел | Другое |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Закирова Е.Д. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации городского округа г.Кумертау
Республики Башкортостан
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Решением методического
совета МОУДОД
«Центр детского творчества»
Протокол №___от_________
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУДОД
«Центр детского творчества» ____________А.Н.Докукин
«____» _____________200_г.
Модифицированная дополнительная общеразвивающая
программа
«Твой шанс»
социально - педагогической направленности
(срок реализации 2 года)
(для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Разработана:
Закировой Еленой
Дмитриевной
Согласовано
Заведующий структурным
Подразделением МОУДОД ЦДТ
ГО г. Кумертау РБ
2015год
Содержание.
I. Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Цели и задачи программы.
Возраст детей, режим занятий.
Сроки реализации программы.
Формы организации образовательного процесса
II. Учебно-тематический план.
III. Содержание программы.
IV. Методическое обеспечение образовательной программы.
V. Список литературы.
I. Пояснительная записка
В мире нет одинаковых людей. Все мы очень разные. Каждому человеку хочется, чтобы его понимали таким, каким он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать лучше.
К сожалению, недостатки физической и психической сферы человека имеют стабильные показатели. С каждым годом в мире все чаще встречаем учащихся с ограниченными возможностями здоровья. На каждые 100 учащихся в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4-5 человек, имеющих нарушения интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. Очень часто мы сталкиваемся с гневомучащегося или страхом. И гнев, и страх - важнейшие функции личности, позволяющие ребенку приспособиться к изменяющимся условиям, не впадать в отчаяние, адаптироваться к жизни. Для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья разработана программа «Твой шанс». Дети, занимаясь по этой программе, получают положительный эмоциональный заряд, их организм открывается добру и красоте, и более устойчив ко многим неожиданным ситуациям, и менее подвержен стрессам.
Снять напряжение можно с помощью игровых занятий, представляющей собой синтез современных психотерапевтических методов: игротерапии, психогимнастики, сказкотерапии. Предлагаемый комплекс занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, в доступной форме, постепенно направляет игру на решение актуальной проблемы - общения. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем с лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Работа по программе «Твой шанс» в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая включает:
-
Разработку крупной моторики рук и выработку правильной осанки.
-
Развитие пространственно - временной координации.
-
Развитие артикуляционного аппарата.
-
Развитие голосового аппарата.
-
Эмоциональное развитие.
Цель: Раскрытие творческого потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, через различные виды игровой деятельности.
Задачи I года обучения:
-развивать предпосылки к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
-развивать двигательные функции, обуславливающие точность выполнения задуманного действия, моторики рук.
-содействовать воспитанию уверенности в собственных силах и возможностях.
Задачи II года обучения:
-
развивать умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.
-
способствовать формированию адекватных форм поведения.
-
способствовать стабилизации психических процессов, снятию напряжения.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.
Работа по программе «Твой шанс» ведется со следующими категориями детей с ограниченными возможностями здоровья:
-слабослышащие,
-с задержкой психического развития,
-с тяжелыми нарушениями речи,
-с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Срок реализации программы 2 года. Возраст детей от 8 до 14 лет.
Основные методы и формы организации занятий
Основной формой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются индивидуальные занятия на дому, которые проходят 2 раза в неделю по 1,5 часа. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.
Основой всех занятий является игра. Игровая психотерапия выполняет 3 функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Терапевтические игры ставят целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей.
Игровая деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя хозяином положения, властелином своих эмоций и чувств.
Ожидаемые результаты.
Сравнивая начальные и конечные результаты обучения ребенка с ОВЗ, педагог прослеживает динамику показателей самого ребенка. В том случае педагог достиг положительного результата, если ребенок с удовольствием встречается с педагогом, испытывает положительные эмоции от занятий и общения с ним, если прослеживается развитие мелкой моторики рук, ребенок справляется с более мелкой и сложной работой, чем раньше, способен заинтересованно работать более длительное время, может анализировать свою работу и радоваться своим удачам. Процесс контроля в работе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребенка. Педагог применяет контроль в виде беседы, рассказа воспитанника.
II. Учебно - тематический план
Учебно-тематический план I года обучения
№
Наименование разделов и тем
теория
практика
Общее кол-во
1
«Радостная встреча»
2,5
2,5
5
2
«Наш Игробанк»
5
10
15
3
«Секреты интересной игры»
5
10
15
4
«Смекалочка»
5
10
15
5
«Праздник каждый день»
5
15
20
6
«В гостях у сказки»
10
20
30
7
«Мои достижения»
-
8
8
Итого:
32,5
75,5
108
Учебно-тематический план II года обучения
№
Наименование разделов и тем
теория
практика
Общее кол-во
1
«Мы вместе»
1,5
1,5
3
2
«Игровая мозаика»
5
15
20
3
«Волшебный мир оригами»
5
10
15
4
«Поздравляем с праздником»
5
15
20
5
«Веселый карандаш»
5
15
20
6
«Кукольный театр»
6
21
27
7
«Итоговое занятие»
-
3
3
Итого:
27,5
80,5
108
III. Содержание тем
Содержание тем 1 года обучения
-
«Радостная встреча»
Теория:
-
Знакомство
-
Задачи работы
-
Организационные вопросы
-
Техника безопасности
Практика:
-
Анкетирование
-
Игра - знакомство
-
Тест - рисунок семьи
-
Рассказ - эстафета
-
«Наш Игробанк»
Теория:
-
Описание игр
-
Правила проведения игр
-
Техника безопасности
Практика:
-
Игра «Сказочные загадки»
-
Игра «Лабиринт»
-
Игра «Сказочный бал»
-
Игра «Улыбка»
-
Игра «Волшебная страна чувств»
-
Игры импровизации
-
Игра «Счастливый танец» и т.д.
3.«Секреты интересной игры»
Теория:
-
Советы для проведения игр
-
Требования к проведению игровых моментов
Практика:
Игры для развития наблюдательности:
-
«Куклы- непоседы»
-
«Веселый зоопарк»
-
«Узнай по голосу»
-
«Разыщи по следу»
Игры для развития наблюдательности::
-
«Сумей заметить»
-
«Игра в слова»
-
«Внимание ответ»
Игры и упражнения, развивающие чувство времени:
-
«Алфавит»
-
«Расторопный почтальон»
-
«Счет секундами».
4. «Смекалочка»
Теория:
-
Правила проведения игр
-
Рекомендации по проведению настольных игр
Практика:
Игры настольные:
-
«Пазлы»
-
«Аленький цветочек»
-
«Морской бой»
-
«В мире животных»
-
«Веселая азбука»
-
«Веселое домино»
-
«Шахматы, шашки»
5. «Праздник каждый день»
Теория:
-
Вступительная часть мероприятий
-
Объяснение игр, конкурсов
Практика:
-
«День рождения в кругу друзей», (день именинника)
-
«Осень в гости к нам пришла» (театральное представление)
-
«Новый год чудесный праздник» (игра - путешествие)
-
«Весняночка» (театральное представление).
6. «В гостях у сказки»
Теория:
-
Роль сказки в жизни людей
-
Влияние сказки на личность человека
-
Жизнь и творчество великих сказочников: А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена
Практика:
Просмотр, обсуждение сказок А.С.Пушкина:
-
«Сказка о рыбаке и рыбке»
-
«Сказка о Попе и работнике его Балде»
Сказки Чуковского:
-
«Муха - цокотуха»
-
«Мойдодыр»
-
«Телефон»
-
«Доктор Айболит» и т.д.
Сказки Г.Х.Андерсена
-
«Снежная королева»
-
«Дикие лебеди»
-
«Стойкий оловянный солдатик» и т.д.
7. «Мои достижения»
Практика:
-
Игры - загадки
-
Игры-ребусы
Содержание тем 2 года обучения
1. «Мы вместе»
Теория:
-
План работы на год
-
Организационные вопросы
-
Техника безопасности
Практика:
-
«Я, ты, он, она - вместе дружная семья» игровая программа
2.«Игровая мозаика»
Теория:
-
Знакомство с особенностями игр.
-
Игры разных национальностей
-
Правила проведения игр
Практика:
Игры с пуговицами:
-
Рыбалка
-
Аквариум
-
Пуговичное ожерелье
-
Пуговичное лото
Игры разных национальностей
-
Игра «Юрта»
-
Игра «Мишка и пчелы»
-
Игра «Рукопожатие»
-
Игра «Ку - ка - ре - ку»
-
Игра «Меткий» и т.д.
Игры со спичками
-
Знакомая незнакомка
-
История одной спички
-
Спичечный узор
3. «Волшебный мир оригами»
Теория:
-
Знакомство с искусством оригами
-
Свойства бумаги
-
Условные обозначения
Практика:
-
Изготовление из бумаги цветов, птиц, и др. животных.
-
Панно «Мой друг»
-
«Цветы для мамы»
-
«Осенний листопад»
-
«Забавные фигуры».
4. «Поздравляем с праздником»
Теория:
-
Понятие «Подарки»
-
Умение сделать приятное близким
-
Рассказ - эстафета
Практика:
Изготовление открыток к праздникам:
-
Новый год
-
Международный женский день 8 Марта
-
День защитника Отчества
-
День рождения
5. «Веселый карандаш»
Теория:
-
Ознакомление с цветовой гаммой
-
Технология смешивания красок
-
Техника работы с карандашом и красками
Практика:
Создание работ по теме:
-
«Разноцветная осень»
-
«Забавные кляксы»
-
«Снежная фантазия»
-
«Лесная поляна»
-
«Солнечная карусель»
6. «Кукольный театр»
Теория:
-
Знакомство с кукольным театром
-
Пальчиковые куклы
-
Перчаточные куклы
-
Овладение навыками кукловождения
-
Техника речи.
Практика:
-
Упражнения и игры для обработки кукольного жеста (здравствуйте, до свидания, нельзя, пожалуйста, добро пожаловать и т.д.)
-
Повтори цепочку жестов
-
Упражнения с различными предметами
-
Упражнения для обработки приемов передачи кукольного диалога
-
Ситуации «кукольного» общения, кукла - диктор
-
Превращения кукол.
-
Кукольные игры с правилами (Салки в кругу, Салки с прятками, Салки -обнималки и т.д.)
-
Упражнения для передачи выразительной речи куклы
-
Звукоречевые ситуации (собаку «аф-аф», кошку «мяу», и т.д.)
-
Мастер кукол «кукла - зеркало» и т.д.
7. Итоговое занятие:
-
Показательные этюды «Мы артисты»
-
Творческие работы «Мы вместе»
-
Участие в выставке поделок «Мои достижения».
IV. Методическое обеспечение
Образовательная программа строится на основе дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми ограниченными возможностями имеет степень владения психологическими знаниями, умение определить индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности. Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности больного ребенка.
Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации для его изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки говорит о своих проблемах, трудностях.
Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации.
В-третьих, складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию).
Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы (реквизит для игр, дидактические карточки т.д.), что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.
Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.
Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.
Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом на занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используется игротерапия в форме терапии отношений. Здесь игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми. Виды игр:
-
Игры, направленные на коррекцию и развитие сферы (ощущение и восприятие)
-
Игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимики, моторики рук, общей координации движений)
-
Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы
-
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков (навыки общения). Условно разделяя игры, нужно помнить, что каждая из них развивает личность ребенка, содействует его адаптации в обществе. Так же в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья эффективен метод сказкотерапии. Сказочная форма используется для эмоциональной коррекции нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.
В сказкотерапии используются сказочные приемы и способы простоты и огромного интереса к самой сказке. Так же в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья происходит объединение детей и родителей в совместные развлечения, игры. Это процесс сотворчества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед.
Курс обучения представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, при этом раскрываются способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр упражнений, заданий игр. При этом ребенок с ограниченными возможностями здоровья проходит путь от получения представлений об игре, до более сложных игровых ситуаций. Через любимую деятельность детей - игру можно помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья сформироваться интересной личностью. Упражнения для развития речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат воспитанника.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей сказок помогает им лучше овладеть своим телом. Театрализованные игры позволяют ребенку с ограниченными возможностями с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Конкурсы привносят на занятия праздничность, помогают раскрыть индивидуальные способности ребенка. Ребенок, с ограниченными возможностями здоровья занимаясь по программе «Твой шанс» становится раскрепощенным, контактным, учится формировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии педагога ему под силу сделать то, что ему предложено. Педагог не дает готовых ответов, а побуждает к самостоятельной деятельности, к поискам способов действия. Задача педагога: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.
Новый материал, необходимый для усвоения, делится на маленькие порции и предоставляется для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводится на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяется усвоенное на разнообразном материале.
При общении с детьми, имеющими трудности обучения, педагог обращает особое внимание на качество своей речи, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Необходимо обращать внимание на речь ребенка, разговаривать с ним, побуждать его рассказывать, объяснять смысл сказанного. А, главное общий фон поведения педагога и обращения к ребенку (мимика, жесты, интонация) должны быть благожелательными, вызывать у ребенка желание сотрудничать.
Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.
Для лучшего усвоения материала детьми с проблемами в интеллектуальном развитии педагоги применяют следующие приемы:
-показ образца выполнения действия,
-его выполнение ребенком по подражанию и по образцу,
-образное описание действия,
-игровая форма действия,
-максимальное расчленение задания на отдельные фразы-инструкции,
-объяснение педагога в начале разыгрывания и в процессе действия ребенка.
Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.
V. Список используемой литературы
-
Игротерапия общения. М.А. Панфилова г. Москва, 2005
-
Сказкотерапия в школе. Л.Д. Короткова г. Москва, 2006
-
Практика сказкотерапии. Н.А. Сакович г. Санкт-Петербург, 2007 (сборник сказок, игр, терапевтических программ)
-
Коллективно-творческие дела. Ю.И. Григоренко. И.Ю. Носрецова г. Москва, 2002
-
«Игровая радуга», И.С. Гринченко г. Москва, 2004
-
«Башкирские народные игры». И.Г. Гапяутдинов г.Уфа, «КИТАП» 2002