- Преподавателю
- Другое
- Игровая программа для учащихся мастерской Домовёнок (2 класс) Русский самовар
Игровая программа для учащихся мастерской Домовёнок (2 класс) Русский самовар
Раздел | Другое |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Веселова Л.В. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Тихвинский центр детского творчества»
Педагог дополнительного образования:
Веселова Людмила Викторовна
г. Тихвин
2015
Интегрированное занятие «Русский самовар» проводится в рамках реализации проекта мастерской «Домовёнок» «Музейные занятия и праздники народного календаря в условиях ФГОС».
Образовательная цель: Способствовать повышению интереса к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций, знакомство с самоваром, его историей возникновения, устройством самовара.
Развивающая цель: Формировать основных понятий по данной теме, умение их объяснять. Развивать речевые навыки. Пробуждать у детей интерес к творческой деятельности; прививать детям культуру поведения в музее.
Воспитательная цель: воспитывать любовь и уважение к культуре своей страны.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «общение», «семья». Уважение к традициям своей родины, ее символам, семье, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель познавательной, игровой и практической деятельности, план выполнения творческих заданий, самооценка своего задания.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде иллюстрации, схемы, технологической карты, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «самовар», «чаепитие».
Форма организации работы: групповая, индивидуальная.
Участники: учащиеся мастерской «Домовёнок» (ФГОС) 2 класс.
Время: 1,5 учебных часа (70 минут).
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (демонстрация, реквизит для конкурсов и заданий, самовар, презентация);
- практические (игры и конкурсы, творческая работа по оформлению самовара - лепка из соленого теста).
Технологии обучения: гибкие (развивающего обучения, игровые, коллективного взаимообучения).
Структура занятия:
- вводная часть (оргмомент, актуализация знаний, постановка игровой и познавательной задачи);
- основная часть (игровая, открытие «нового», практическая);
- заключительная часть (рефлексия).
Дидактический материал и оборудование:
- Реквизит для конкурсов: самовар; элементы для сборки самовара; 2 самовара и элементы для украшения самовара; шишки, 2 корзины; 1 + 6 сушек; 2 веревки, 20 сушек; 2 ватмана и 2 маркера; 2 кегли и 30 кругов; 2 заготовки для пирогов, элементы для украшения; пословицы на пряниках; жетоны, сладости для угощения.
- Фонограмма игровой музыки.
- Презентация «О русском самоваре».
- Памятка «Рецепт приготовления чая».
Оформление помещения: Место проведения занятия - актовый зал - стилизован под русскую избу, учащиеся рассаживаются на лавки вдоль окон, таким образом, делятся на 2 команды для участия в конкурсах. В правой части зала расставлены столы для практической работы, имеется ноутбук и проектор для просмотра и комментирования презентации, варианты готовых изделий, технологическая карта.
Предварительная работа:
1. Подбор и систематизация материала.
2. Изготовление реквизита к конкурсам.
3. Подготовка и оформление помещения для проведения занятия.
Литература:
-
Журнал "Народное творчество", №1 2007, с. 50.
-
Журнал "Начальная школа", №5 2002.,с. 99.
-
Педсовет № 4, 2013.
-
Школьные игры и конкурсы №6, 2012.
-
Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/ авт.-сост. О.В. Ворошилова. - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия/ сост. В.П. Ватаман. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
ped-kopilka.ru/
-
nsportal.ru/
-
pedsovet.org
Ход занятия.
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!
Давно мы вас ждем - поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Припасли мы вам забавушек на всякий вкус.
Кому - то потешку, кому - правду, кому - песенку,
А всем - вкусные угощения!
У нас для каждого из вас найдется и местечко, и доброе словечко!
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ведущая: Утром чай, в обед и ужин -
Вот таков его товар!
Он всегда нам очень нужен
Наш красавец - … (самовар).
На праздник нас сегодня пригласил самовар. Показ
Название команд
Ведущая: Огромное значение в русском чаепитии играет самовар. Неизвестно, кто и где первым изобрел самовар. Многие считают, что это случилось в Туле. Есть предположение, что самовар был изобретен в Сибири. В производстве самовара существовало строгое разделение труда.
Над одним самоваром трудилось семь мастеров.
Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму.
Лудильщик - вылуживал оловом внутреннюю сторону самовара.
Токарь - точил на станке и полировал самовар.
Слесарь - делал ручки и краны.
Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны.
Чистильщик - очищал самовар.
Столяр - изготавливал деревянные шишки к крышкам и ручки.
При ручной сборке собирали 5 - 6 обычных самоваров в день.
Сборка и отделка самоваров шли в основном на фабриках, а изготовление деталей - по домам. Иногда целые деревни изготовляли одну, какую-нибудь деталь.
-
Конкурс «Собери самовар».
Задание - из отдельных элементов собрать самовар. Элементы разложены на стуле, подбегают по очереди, берут один элемент и укладывают. Выигрывает команда, которая справится с заданием раньше.
Подведение итогов, вручение жетона победителю.
Ведущая: Самовары делали разными: круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов использовали серебро, медь, железо и фарфор. У каждого самовара был свой собственный и неповторимый голос, своя мелодия. Самовар считается символом дружеского общения, уюта и показателем достатка в семье. Самовары делали электрическими и декоративными для подарка.
-
Конкурс «Укрась самовар».
Задание - украсить самовар. Выигрывает та команда, у которой красивее.
Вручение жетона.
Ведущая: А вы знаете, как грели самовар? Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. Под самовар клали щепочки, шишки, раздували огонь.
-
Конкурс «Собери шишки».
Задание - собрать в корзинки шишки. Корзина - у капитана команды. Остальные игроки команды приносят по одной шишке и складывают в корзину, бегают по очереди. Побеждает команда, набравшая больше шишек.
Подсчет шишек, жетон.
Ведущая: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.
Фонограмма, слайд-шоу: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. "Давным-давно китайские пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, как они начинают резвиться и легко взбираются в горы. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они заварили их в кипятке. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем - чай." В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Почти триста лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью "бах-ча", что переводилось как "чай для заварки". Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию. Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение "чайком побаловаться".
Ведущая: Самовар - то согрели. Отгадайте, с чем же чай - то пить?
Загадка: Кольцо не простое,
Кольцо золотое.
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну, и объеденье!
Угадали?
Да это и сушка, и бублик, и баранка. Все их очень любят! Это старинные русские хлебные изделия, без которых раньше не обходилось ни одно чаепитие и в будни, и в праздники. Кроме того, с сушками еще и играли на посиделках. Вот и я вам предлагаю поиграть. Сначала проверим ваших капитанов команд.
-
Конкурс для капитанов «Кто быстрее съест».
Задание - как можно быстрее съест 3 сушки.
Определение победителя, жетон.
Ведущая: Вам тоже придется потрудиться!
-
Конкурс «Бусы».
Задание - на стуле - блюдо с водой, в нем 20 сушек. У капитана - веревка. Игроки по очереди должны добежать каждый до стула, без помощи рук достать сушку, повесить на нить.
Выигрывает та команда, у которой длиннее бусы. Жетон.
Ведущая: А рисовать бублики вы умеете? Посмотрим, какая же команда «напечет» больше бубликов к чаю.
-
Эстафета «Нарисуй бублик».
Задание - подбегая по очереди, нарисовать по одному бублику на тарелке. Игра продолжается до тех пор, пока играет музыка. Определяем победителя, жетон.
Ведущая: Молодцы, пекари. А складывать бублики умеете. Давайте
проверим!
-
Конкурс «Собери баранки».
Задание - на кеглю набросить круг. У какой команды больше?
Подведение итогов. Жетон.
Ведущая: Вот какие меткие! Наверно, еще и ловкие? Проверим?
-
Игра «У кого сушка?».
Задание - все становятся в круг. Под музыку передают сушка за спиной друг другу. Музыка останавливается, у кого - сушка, тот выходит их игры. Победитель - один, получает подарок и жетон команде.
Ведущая: А с чем еще пили чай? Конечно, с пирогами. Вы знаете про пирог
стихотворение? Я буду читать стихотворение, а вы - продолжать,
когда я сделаю паузу. Готовы?
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе … (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый … (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что - то гости … (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек … (отломил).
Потом подвинут стул и сел
И весь пирог в минуту … (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек … (не нашли).
-
Конкурс «Укрась пирог».
Задание - украсить пирог элементами. Украшают всей командой.
У кого пирог красивее, тот получает жетон.
Ведущая: Вот вам Загадка:
Не книга он, а его печатают.
Бьют его, а он краше становится.
Не лекарь он, а лечит.
Языка нет, а говорить может,
С рогами, а не бодает.
Не знает топора, а его вырубают.
С ним играют, а после съедают.
Он не только сладость,
Но и в доме радость! Что это?
ПРЯНИК! (хором)
А еще, ребята, чай пили с пряниками. Верили люди, что пряник излечивает от тяжелых болезней, волшебной силой обладает… Конечно, потому что пряники делали с надписями - пожеланиями. Знамениты на весь мир пряники печатные - тульские, вяземские, тверские, городецкие. Пряники имели разную форму и размер. Те пряники, которые вырезали формами, называют вырубные или колядки, коровки, козульки. А еще были пряники - лепные. Их лепили для подарка. А у нас с вами будут пряники с пословицами.
10. Конкурс «Собери пословицу».
Задание - собрать пословицу с двух половинок пряников.
1 команда - чай пить - не дрова рубить.
2 команда - Выпей чайку - забудешь тоску.
За правильный ответ - жетон.
Ведущая: Давайте посмотрим, какая же команда выиграла сегодня.
Подсчет жетонов.
Выявление победителя.
Угощение.
Ведущая: Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа! Традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась и до наших дней.
Хорошо мы поиграем,
Свою удаль показали.
А теперь домой пойдем,
Поговорим о том, о сем.
Ждем вас снова в гости к нам,
Будем рады мы гостям!
До свидания! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Рецепт приготовления чая:
-
Заваривать чай следует свежевскипячённой водой. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет, т.е. закипит "белым ключом".
-
Чайник для заварки, желательно фарфоровый, сполоснуть кипятком.
-
Всыпать сухую заварку(2чайные ложечки).
-
Залить кипятком на 2/3, закрыть крышкой.
-
Чёрный чай настаивают 3-5 минут. Зелёный 5-8 минут. Затем чайник долить кипятком, оставляя 1см до крышки.
-
Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно.
-
Самый лучший чай после первого настоя.
Приятного чаепития.
Пословицы и поговорки о чае.
-
За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем.
-
С самоваром - буяном чай важнее и беседа веселее.
-
Чай пьёшь - здоровье бережёшь.
-
Пей чай, беды не знай!
-
С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
-
Чай не пьёшь - где силу берёшь?
-
Холодно - пей чай! Жарко - пей чай! Устал - пей чай!
-
Чай пить - приятно жить!
-
Выпьешь чайку - позабудешь тоску!
-
Чай пить - не дрова рубить.
-
Самовар кипит - уходить не велит.
-
Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.
-
В Тулу со своим самоваром не ездят.