Игровая программа для учащихся мастерской Домовёнок (2 класс) Русский самовар

Данная игровая программа разработана в рамках реализации проекта мастерской "Домовёнок" "Музейные занятия и праздники народного календаря" с целью ознакомления учащихся с "русским самоваром", основным понятием "чаепитие". Выбрана игровая деятельность, потому что дети лучше усваивают материал в игровой форме. В ходе занятия формируются следующие УУД:Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «общение», «семья». Уважение к традициям своей родины, ее символам, семье,учебно-познавател...
Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровая программа для учащихся мастерской Домовёнок (2 класс) Русский самоварМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Тихвинский центр детского творчества»



Игровая программа для учащихся мастерской Домовёнок (2 класс) Русский самовар


Педагог дополнительного образования:

Веселова Людмила Викторовна



г. Тихвин

2015

Интегрированное занятие «Русский самовар» проводится в рамках реализации проекта мастерской «Домовёнок» «Музейные занятия и праздники народного календаря в условиях ФГОС».

Образовательная цель: Способствовать повышению интереса к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций, знакомство с самоваром, его историей возникновения, устройством самовара.

Развивающая цель: Формировать основных понятий по данной теме, умение их объяснять. Развивать речевые навыки. Пробуждать у детей интерес к творческой деятельности; прививать детям культуру поведения в музее.

Воспитательная цель: воспитывать любовь и уважение к культуре своей страны.

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «общение», «семья». Уважение к традициям своей родины, ее символам, семье, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель познавательной, игровой и практической деятельности, план выполнения творческих заданий, самооценка своего задания.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде иллюстрации, схемы, технологической карты, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «самовар», «чаепитие».

Форма организации работы: групповая, индивидуальная.

Участники: учащиеся мастерской «Домовёнок» (ФГОС) 2 класс.

Время: 1,5 учебных часа (70 минут).

Методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа);

- наглядные (демонстрация, реквизит для конкурсов и заданий, самовар, презентация);

- практические (игры и конкурсы, творческая работа по оформлению самовара - лепка из соленого теста).

Технологии обучения: гибкие (развивающего обучения, игровые, коллективного взаимообучения).

Структура занятия:

- вводная часть (оргмомент, актуализация знаний, постановка игровой и познавательной задачи);

- основная часть (игровая, открытие «нового», практическая);

- заключительная часть (рефлексия).

Дидактический материал и оборудование:

- Реквизит для конкурсов: самовар; элементы для сборки самовара; 2 самовара и элементы для украшения самовара; шишки, 2 корзины; 1 + 6 сушек; 2 веревки, 20 сушек; 2 ватмана и 2 маркера; 2 кегли и 30 кругов; 2 заготовки для пирогов, элементы для украшения; пословицы на пряниках; жетоны, сладости для угощения.

- Фонограмма игровой музыки.

- Презентация «О русском самоваре».

- Памятка «Рецепт приготовления чая».

Оформление помещения: Место проведения занятия - актовый зал - стилизован под русскую избу, учащиеся рассаживаются на лавки вдоль окон, таким образом, делятся на 2 команды для участия в конкурсах. В правой части зала расставлены столы для практической работы, имеется ноутбук и проектор для просмотра и комментирования презентации, варианты готовых изделий, технологическая карта.

Предварительная работа:

1. Подбор и систематизация материала.

2. Изготовление реквизита к конкурсам.

3. Подготовка и оформление помещения для проведения занятия.

Литература:

  1. Журнал "Народное творчество", №1 2007, с. 50.

  2. Журнал "Начальная школа", №5 2002.,с. 99.

  3. Педсовет № 4, 2013.

  4. Школьные игры и конкурсы №6, 2012.

  5. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/ авт.-сост. О.В. Ворошилова. - Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия/ сост. В.П. Ватаман. - Волгоград: Учитель, 2009.

  7. ped-kopilka.ru/

  8. nsportal.ru/

  9. pedsovet.org






Ход занятия.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

Давно мы вас ждем - поджидаем,

Праздник без вас не начинаем!

Припасли мы вам забавушек на всякий вкус.

Кому - то потешку, кому - правду, кому - песенку,

А всем - вкусные угощения!

У нас для каждого из вас найдется и местечко, и доброе словечко!

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Ведущая: Утром чай, в обед и ужин -

Вот таков его товар!

Он всегда нам очень нужен

Наш красавец - … (самовар).

На праздник нас сегодня пригласил самовар. Показ

Название команд

Ведущая: Огромное значение в русском чаепитии играет самовар. Неизвестно, кто и где первым изобрел самовар. Многие считают, что это случилось в Туле. Есть предположение, что самовар был изобретен в Сибири. В производстве самовара существовало строгое разделение труда.

Над одним самоваром трудилось семь мастеров.

Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму.

Лудильщик - вылуживал оловом внутреннюю сторону самовара.

Токарь - точил на станке и полировал самовар.

Слесарь - делал ручки и краны.

Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны.

Чистильщик - очищал самовар.

Столяр - изготавливал деревянные шишки к крышкам и ручки.

При ручной сборке собирали 5 - 6 обычных самоваров в день.

Сборка и отделка самоваров шли в основном на фабриках, а изготовление деталей - по домам. Иногда целые деревни изготовляли одну, какую-нибудь деталь.


  1. Конкурс «Собери самовар».

Задание - из отдельных элементов собрать самовар. Элементы разложены на стуле, подбегают по очереди, берут один элемент и укладывают. Выигрывает команда, которая справится с заданием раньше.

Подведение итогов, вручение жетона победителю.

Ведущая: Самовары делали разными: круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов использовали серебро, медь, железо и фарфор. У каждого самовара был свой собственный и неповторимый голос, своя мелодия. Самовар считается символом дружеского общения, уюта и показателем достатка в семье. Самовары делали электрическими и декоративными для подарка.


  1. Конкурс «Укрась самовар».

Задание - украсить самовар. Выигрывает та команда, у которой красивее.

Вручение жетона.

Ведущая: А вы знаете, как грели самовар? Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. Под самовар клали щепочки, шишки, раздували огонь.


  1. Конкурс «Собери шишки».

Задание - собрать в корзинки шишки. Корзина - у капитана команды. Остальные игроки команды приносят по одной шишке и складывают в корзину, бегают по очереди. Побеждает команда, набравшая больше шишек.

Подсчет шишек, жетон.

Ведущая: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.

Фонограмма, слайд-шоу: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. "Давным-давно китайские пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, как они начинают резвиться и легко взбираются в горы. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они заварили их в кипятке. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем - чай." В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Почти триста лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью "бах-ча", что переводилось как "чай для заварки". Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию. Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение "чайком побаловаться".

Ведущая: Самовар - то согрели. Отгадайте, с чем же чай - то пить?

Загадка: Кольцо не простое,

Кольцо золотое.

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну, и объеденье!

Угадали?

Да это и сушка, и бублик, и баранка. Все их очень любят! Это старинные русские хлебные изделия, без которых раньше не обходилось ни одно чаепитие и в будни, и в праздники. Кроме того, с сушками еще и играли на посиделках. Вот и я вам предлагаю поиграть. Сначала проверим ваших капитанов команд.


  1. Конкурс для капитанов «Кто быстрее съест».

Задание - как можно быстрее съест 3 сушки.

Определение победителя, жетон.

Ведущая: Вам тоже придется потрудиться!

  1. Конкурс «Бусы».

Задание - на стуле - блюдо с водой, в нем 20 сушек. У капитана - веревка. Игроки по очереди должны добежать каждый до стула, без помощи рук достать сушку, повесить на нить.

Выигрывает та команда, у которой длиннее бусы. Жетон.

Ведущая: А рисовать бублики вы умеете? Посмотрим, какая же команда «напечет» больше бубликов к чаю.


  1. Эстафета «Нарисуй бублик».

Задание - подбегая по очереди, нарисовать по одному бублику на тарелке. Игра продолжается до тех пор, пока играет музыка. Определяем победителя, жетон.

Ведущая: Молодцы, пекари. А складывать бублики умеете. Давайте

проверим!

  1. Конкурс «Собери баранки».

Задание - на кеглю набросить круг. У какой команды больше?

Подведение итогов. Жетон.

Ведущая: Вот какие меткие! Наверно, еще и ловкие? Проверим?

  1. Игра «У кого сушка?».

Задание - все становятся в круг. Под музыку передают сушка за спиной друг другу. Музыка останавливается, у кого - сушка, тот выходит их игры. Победитель - один, получает подарок и жетон команде.

Ведущая: А с чем еще пили чай? Конечно, с пирогами. Вы знаете про пирог

стихотворение? Я буду читать стихотворение, а вы - продолжать,

когда я сделаю паузу. Готовы?

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе … (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый … (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что - то гости … (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек … (отломил).

Потом подвинут стул и сел

И весь пирог в минуту … (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек … (не нашли).


  1. Конкурс «Укрась пирог».

Задание - украсить пирог элементами. Украшают всей командой.

У кого пирог красивее, тот получает жетон.

Ведущая: Вот вам Загадка:

Не книга он, а его печатают.

Бьют его, а он краше становится.

Не лекарь он, а лечит.

Языка нет, а говорить может,

С рогами, а не бодает.

Не знает топора, а его вырубают.

С ним играют, а после съедают.

Он не только сладость,

Но и в доме радость! Что это?

ПРЯНИК! (хором)

А еще, ребята, чай пили с пряниками. Верили люди, что пряник излечивает от тяжелых болезней, волшебной силой обладает… Конечно, потому что пряники делали с надписями - пожеланиями. Знамениты на весь мир пряники печатные - тульские, вяземские, тверские, городецкие. Пряники имели разную форму и размер. Те пряники, которые вырезали формами, называют вырубные или колядки, коровки, козульки. А еще были пряники - лепные. Их лепили для подарка. А у нас с вами будут пряники с пословицами.

10. Конкурс «Собери пословицу».

Задание - собрать пословицу с двух половинок пряников.

1 команда - чай пить - не дрова рубить.

2 команда - Выпей чайку - забудешь тоску.

За правильный ответ - жетон.

Ведущая: Давайте посмотрим, какая же команда выиграла сегодня.

Подсчет жетонов.

Выявление победителя.

Угощение.

Ведущая: Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа! Традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась и до наших дней.

Хорошо мы поиграем,

Свою удаль показали.

А теперь домой пойдем,

Поговорим о том, о сем.

Ждем вас снова в гости к нам,

Будем рады мы гостям!

До свидания! До новых встреч!



ПРИЛОЖЕНИЕ.

Рецепт приготовления чая:

  1. Заваривать чай следует свежевскипячённой водой. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет, т.е. закипит "белым ключом".

  2. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, сполоснуть кипятком.

  3. Всыпать сухую заварку(2чайные ложечки).

  4. Залить кипятком на 2/3, закрыть крышкой.

  5. Чёрный чай настаивают 3-5 минут. Зелёный 5-8 минут. Затем чайник долить кипятком, оставляя 1см до крышки.

  6. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно.

  7. Самый лучший чай после первого настоя.

Приятного чаепития.

Пословицы и поговорки о чае.

  1. За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем.

  2. С самоваром - буяном чай важнее и беседа веселее.

  3. Чай пьёшь - здоровье бережёшь.

  4. Пей чай, беды не знай!

  5. С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.

  6. Чай не пьёшь - где силу берёшь?

  7. Холодно - пей чай! Жарко - пей чай! Устал - пей чай!

  8. Чай пить - приятно жить!

  9. Выпьешь чайку - позабудешь тоску!

  10. Чай пить - не дрова рубить.

  11. Самовар кипит - уходить не велит.

  12. Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.

  13. В Тулу со своим самоваром не ездят.


© 2010-2022