Конспект урока Религия и мораль

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока: «Мораль. Религия»

Класс: 7

Цель урока: познакомить с понятиями «мораль» и «основы религии».

Задачи:

1. Образовательные:

  • уяснить понятие «мораль»;

  • рассмотреть какие функции выполняет мораль в обществе;

  • дать понятие «этика», «религиоведение»;

  • усвоить отличительные черты современных религий;

  • выяснить каким образом меняются принципы морали в ходе исторического развития.

2. Развивающие

-продолжить развивать умение аргументировать и доказывать собственное мнение;

  • умение сравнивать, анализировать.

3 .Воспитательная

  • воспитание положительного отношение к религии;

  • показать важность и необходимость соблюдения норм морали в обществе.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма: урок-беседа.

Структура:

I Орг. момент.

II Актуализация новой темы, целеполагание, переход к объяснению нового мате­риала.

III Закрепление знаний полученных на уроке.

IV Подведение итогов занятия, выставление оценок.

I.Мораль и религия - наиболее древние peгуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом. Дocтaточно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда все определял ось и регламентировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейшими факторами единения общества. За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, aктивно влияющих на поведение coвpeмeннoгo человека, на eгo духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются. Рaccмoтрим каждое из этих общественных явлений отдельно.

Я думаю, что слово мораль не является новым для вас. И каждый из вас уже по-своему понимает, что для него морально, а что аморально. Попробуйте сами сформулировать, что такое мораль. Дети пытаются объяснить, что такое мораль

А кто может назвать мне науку изучаю­щую мораль? - Этика

Правильно. Заметим, что во времена Аристотеля под этикой понимали философское знание (наряду с логи­кой и физикой, которое распространялось на все явления культуры, включая законы и обы­чаи, которые регулировали взаимоотношения людей). И это верно, так как мораль это наибо­лее древний регулятор отношений между людьми. А как вы думаете, почему у людей возникла потребность ограничивать себя нор­мами морали. Рассуждение детей

Работа в парах.

Продолжить предложение: «Быть моральным - это значит …..»

Обсуждение в парах, что значит быть моральным.

И тем не менее, мы каждый день встречаемся с ненравственным, аморальным поведением, как вы думаете, почему так проис­ходит? Что заставляет людей так себя вести?

Ответы детей.

Совершенно верно, также это происходит по­тому, что у некоторых людей отсутствует поня­тие о нравственном долге. Жизнь предоставля­ет нам выбор «я хочу» и « я должен», и то какой выбор мы сделаем, и определяет уровень само­сознания личности. Моральное без нравствен­ного поступка ничего не стоит. В жизни чело­век проходит несколько этапов самосознания, постижение содержания и направленности соб­ственного внутреннего мира, своего «Я». Это постижение сопряжено с таким понятием, как «смысл жизни».

Как вы думаете, меняется ли смысл жизни со временем?

А как вы думаете, меняются ли со временем моральные нормы, приведите примеры? Наши представления об обществе окажутся неполноценными, если упустить из виду его дифференциацию по религиозному признаку, т.е. деление на верующих и неверующих.

Религия -это мировоззрение, мироощущение и опреде­ляемое ими поведение людей, на основе веры в сверхъестественное. Как вы думаете, отличаются ли нормы религиозного и светского человека?

А как тогда объяснить тот факт, что верующие люди чаще всего более нравственны, чем не ве­рующие?

Если вы следите за выпусками новостей, то должны заметить, что все чаще появляются прямые эфиры богослужений, трансляции встреч первых лиц государства с митрополи­том. Озвучивается его мнение о важных собы­тиях в стране. Как вы думаете, является ли это случайностью или продуманной политикой го­сударства?

Ответы детей

Религию, как особую форму культуры изучает специальная наука - религиоведение, - изу­чающая сущность религии, ее значение в обще­ственном развитии и соотношение с другими явлениями культуры. Все религии делятся на монотеистические и политеистические. Приве­дите примеры.

Все существующие сегодня религии имеют оп­ределенные особенности:

  1. Антропоморфный Бог (имеет облик чело­века, или человеческие черты)

  2. Система религиозных обрядов

  3. Эмоциональное переживание

4. Иститут церкви

Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех исторических событиях. Таким образом, изучив сегодня нормы морали и религии, нетрудно заметить, что в различных нравственно религиозных системах сложив­шихся в далеких друг от друга культурах представлены сходные нормы и правила нравствен­ного поведения. Как вы думаете, почему?

Дети делают вывод, что все люди независимо от места обитания и культуры нуждаются в единых религиозных и моральных нормах.

VII. Итог урока.

Высказывания учащихся. Рефлексия.

- Я узнал:………

Мне было интересно:

Мне было трудно:

4

© 2010-2022