Рабочая программа по экологии 5 класс

             Рабочая программа по экологии В 5 классе (34 часа) по учебнику « Природоведение. Автор Сухова,Строганов»                                                         Содержание   тем   учебного   курса по экологии 5 класс                                                                                       Введение (1 ч)               Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (6 часов)   Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов...   №             Перечень разделов, тем Количество часов Дата   Форма проведения Форма  контроля разд тема план факт    Введение. Что тебя окружает.   5             Живая и неживая природа. Загадки природы. Экскурсия      « Живая и неживая природа».   1     беседа, практикум   2. Единство живой и неживой природы.   1     лекция   устный опрос 3 Изменяется ли окружающий нас мир?   1     рассказ устный опрос 4 Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?   1     беседа доклад 5 Могут ли живых организмах химические изменения?   1     рассказ устный опрос   Явления природы. Многообразие природных явлений. 3           6 Все течет, все изменяется.   1         7 Химические явления в живой и неживой природе.   1     рассказ устный опрос 8 Как узнать, что химическая реакция произошла? Как условия необходимы для реакции горения?   1     рассказ зарисовка 9 Вещества, образуемые растениями. Подведем итоги.   1     рассказ устный опрос   Физические явления в живой  и неживой природе. 3           10 Что необходимо знать, изучая физические явления Магнитные и электрические явления. Лабораторная работа № 1   1     практикум     Механическое движение в живой и неживой природе.   1     беседа доклад   Световые явления в живой и неживой природе. Звуковые явления в живой и неживой природе. Подведем итоги.   1     беседа тестирование   Биологические явления. Особенности живого организма.             12 Как идет жизнь на Земле.   1     Рассказ с использованием презинтации устный опрос 13 Прибор ,открывающий невидимое. Лабораторная работа №2. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа №3   1     Рассказ, прктикум Работа по р/т   Особенности живого организма. 13           14 Как  размножаются живые организмы? Как размножаются животные? Как размножаются растения?   1     беседа устный опрос 15 Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Подведем итоги.   1     рассказ, проверка знаний тестирование 16 Как живые организмы переносят неблагоприятные условия?   1     рассказ устный опрос 17 Правда ли, что растения кормят всех даже хищников? Практическая работа. Подведем итоги   1     практикум рабочая тетрадь, тестирование   Как питается растение ? Лабораторная работа  №4   1     Рассказ, практикум Рабочая тетрадь 19 Только лист кормит растение? Лабораторная работа № 5     ( по выбору)   1     Беседа, практикум устный опрос, рабочая тетрадь 20 Как питается паразит? Подведем итоги   1     рассказ устный опрос, тестирование   21 Нужны ли минеральные соли животным и человеку? Можно ли жить без воды?   1     рассказ устный опрос 22 Можно ли жить не питаясь? Как можно добыть энергию для жизни? Практическая работа.   1     рассказ, практикум устный опрос рабочая тетрадь 23 Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Подведем итоги   1     рассказ тестирование 24 Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа №6   1     рассказ, практикум рабочая тетрадь 25 Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?   1     рассказ тестирование ,устный опрос 26 Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле   1     рассказ устный опрос тестирование   Движение в сферах планеты Земля и в космосе. 6           27 Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы.   1     беседа доклад 28 Движение атмосферы. Движение гидросферы.   1     беседа доклад 29 Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли   1     рассказ рабочая тетрадь 30 Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. Лабораторная работа №7   1     рассказ практикум ,рабочая тетрадь 31 Подведем итоги   1       тестирование 32 Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.   1     беседа доклад   Освоение природы человеком. 1           33 Человек – часть природы. Влияние человека на биосферу. Задание на лето   1     беседа устный опрос, рабочая тетрадь 34 Обобщение и повторение учебного материала   1       тестирование                              
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по экологии

В 5 классе (34 часа)

по учебнику « Природоведение. Автор Сухова,Строганов»








Содержание тем учебного курса по экологии 5 класс

Введение (1 ч)

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (6 часов)

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды.

Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Роль растений в жизни животных и человека. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

Как питаются живые организмы (5 часов)

Способы питания живых организмов. Цепи питания и передача энергии. Трудовая деятельность человека. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Живые организмы зимой.

Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (1 час)

Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

Многообразие живого мира (11 часов)

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы: растения, грибы, животные.

Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм - как среда обитания. Многообразие живых организмов.




Жизнь в сообществах. Экосистема (10 часов)

Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществах. Человек - часть природы. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды. Всё ли мы знаем о жизни на Земле. Наблюдение за расходом электроэнергии в школе.

Красота и гармония в природе.

Практические работы. Определение отличий опыта от наблюдения. Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров. Живые организмы зимой. Многообразие живых организмов. Красота и гармония в природе.

Экскурсии. Жизнь живых организмов осень. Подкармливание птиц зимой. Деревья и кустарники в природе.

Творческие работы. Пищевые отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Цепь питания. Нитриты и нитраты. Регулирование потребностей людей.

Виды самостоятельной работы учащихся. Презентации. Роль растений в жизни животных и человека. Организм - как среда обитания. Способы защиты у растений и животных. Человек - часть природы. Современные проблемы охраны окружающей среды.

Доклад. Отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Цепи питания и передача энергии. Органические и минеральные вещества. Регулирование потребностей людей.

Формы контроля.

Тестирование. Как и чем питаются живые организмы. Влияние живых организмов на окружающую среду. Условия, необходимые для поддержания жизнедеятельности. Жизнь в лесах, пустыне, водоёмах. воздухе, почве, на суше. Определение сигнальных и пищевых взаимоотношений. Влияние человека на природу.

Устный зачёт. Царства живой природы и их представители.

Устный опрос. На каждом уроке после нового материала проводится устный опрос в течение всего учебного года.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

- методы изучения природы (опыт, наблюдение, измерение;

- частицы, из которых состоят живые тела;

- основные факторы окружающей среды, которые оказывают влияние на жизнь живых организмов;

- классификацию живых организмов;

- понятия «природное сообщество», «экосистема»;

- антропогенные факторы;

Учащиеся должны уметь:

- вести наблюдательный дневник;

- правильно составлять разные пищевые цепи;

- определять, где и в каком овоще могут находиться нитриты и нитраты;

- отличать и определять царства живой природы;

- давать полную характеристику экосистеме;

Перечень учебно-методического обучения

Методические и учебные пособия: «Экологические сказки», рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя «Введение в экологию», «Саратовский край», «Среда нашего обитания», «Природа Саратовской области», «Экология: предметная неделя» и др. ;

Оборудования и приборы: поурочные таблицы, музыкальный центр, аудиозаписи, видеозаписи;

Дидактический материал: карточки, тесты, раздаточный материал;

Список (основной и дополнительной) литературы

Литература, использованная при подготовке программы:

«Естествознание»: учеб. для 5 кл. ОУ. Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Просвещение, 1996 г.

«Неживая природа»: эксперимент. учебное пособие для уч-ся среднего школьного возраста. М.: МИРОС, 2004 г.

«Основные биологические понятия и термины». М.: Просвещение, 2008 г.

Литература, рекомендованная для учащихся:

«Главное чудо света». М.: Педагогика, 1991 г.

«Птицы». Питер Холден. Астрель, 2001 г.

«Детям о природе. Экология в играх». Л.М. Потапова, 1998 г.

Образовательные диски:

«Экология» . 2004 г. Дрофа.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2001 г.

Компьютерные презентации.

«Классическая музыка и звуки природы для детей». 2008 г.


Приложения к программе

Списки тем докладов:

Растения, выращенные в разных световых условиях.

Осенние и зимние явления в природе.

Звуковые сигналы у животных и их роль в поведении животных.

Растения и животные родного края.

Отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин».

Цепи питания и передача энергии.

Органические и минеральные вещества.

Регулирование потребностей людей.

Темы проектных работ:

Роль растений в жизни животных и человека.

Организм - как среда обитания.

Способы защиты у растений и животных.

Человек - часть природы.

Современные проблемы охраны окружающей среды.

Темы творческих работ:

Движение живых организмов.

Растения - основной источник органических веществ на Земле.



Учебно - тематическое планирование 5 класс


Перечень разделов, тем

Количество часов

Дата

Форма проведения

Форма контроля

разд

тема

план

факт

Введение. Что тебя окружает.

5


Живая и неживая природа. Загадки природы. Экскурсия « Живая и неживая природа».

1

беседа, практикум

2.

Единство живой и неживой природы.

1

лекция

устный опрос

3

Изменяется ли окружающий нас мир?

1

рассказ

устный опрос

4

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

1

беседа

доклад

5

Могут ли живых организмах химические изменения?

1

рассказ

устный опрос

Явления природы. Многообразие природных явлений.

3


6

Все течет, все изменяется.

1


7

Химические явления в живой и неживой природе.

1

рассказ

устный опрос

8

Как узнать, что химическая реакция произошла? Как условия необходимы для реакции горения?

1

рассказ

зарисовка

9

Вещества, образуемые растениями. Подведем итоги.

1

рассказ

устный опрос

Физические явления в живой и неживой природе.

3


10

Что необходимо знать, изучая физические явления Магнитные и электрические явления. Лабораторная работа № 1

1

практикум

Механическое движение в живой и неживой природе.

1

беседа

доклад

Световые явления в живой и неживой природе. Звуковые явления в живой и неживой природе. Подведем итоги.

1

беседа

тестирование

Биологические явления. Особенности живого организма.


12

Как идет жизнь на Земле.

1

Рассказ с использованием презинтации

устный опрос

13

Прибор ,открывающий невидимое. Лабораторная работа №2. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа №3

1

Рассказ, прктикум

Работа по р/т

Особенности живого организма.

13


14

Как размножаются живые организмы? Как размножаются животные? Как размножаются растения?

1

беседа

устный опрос

15

Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Подведем итоги.

1

рассказ,

проверка знаний

тестирование

16

Как живые организмы переносят неблагоприятные условия?

1

рассказ

устный опрос

17

Правда ли, что растения кормят всех даже хищников? Практическая работа. Подведем итоги

1

практикум

рабочая тетрадь, тестирование

Как питается растение ? Лабораторная работа №4

1

Рассказ, практикум

Рабочая тетрадь

19

Только лист кормит растение? Лабораторная работа № 5 ( по выбору)

1

Беседа, практикум

устный опрос, рабочая тетрадь

20

Как питается паразит? Подведем итоги

1

рассказ

устный опрос,

тестирование

21

Нужны ли минеральные соли животным и человеку? Можно ли жить без воды?

1

рассказ

устный опрос

22

Можно ли жить не питаясь? Как можно добыть энергию для жизни? Практическая работа.

1

рассказ, практикум

устный опрос рабочая тетрадь

23

Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Подведем итоги

1

рассказ

тестирование

24

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа №6

1

рассказ, практикум

рабочая тетрадь

25

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

1

рассказ

тестирование ,устный опрос

26

Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле

1

рассказ

устный опрос тестирование

Движение в сферах планеты Земля и в космосе.

6


27

Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы.

1

беседа

доклад

28

Движение атмосферы. Движение гидросферы.

1

беседа

доклад

29

Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли

1

рассказ

рабочая тетрадь

30

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. Лабораторная работа №7

1

рассказ

практикум ,рабочая тетрадь

31

Подведем итоги

1

тестирование

32

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.

1

беседа

доклад

Освоение природы человеком.

1


33

Человек - часть природы. Влияние человека на биосферу. Задание на лето

1

беседа

устный опрос, рабочая тетрадь

34

Обобщение и повторение учебного материала

1

тестирование



© 2010-2022