• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка по педагогике на тему: Принципы обучения (практическое занятие)

Методическая разработка по педагогике на тему: Принципы обучения (практическое занятие)

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по педагогике на тему: Принципы обучения (практическое занятие)Тема: Принципы обучения

Цели:

  1. Закрепить теоретические знания по теме: «Принципы обучения»;

  2. Научить различать дидактические принципы, уметь ориентироваться в выборе принципов в учебном процессе;

  3. Развивать умение работать в группе, самостоятельности мышления.

Тип урока: практический

Форма организации урока: групповая

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, аудио и видео-записи

Ход урока:

I. Организационный момент.

Просмотр слайда №1

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Проверка пройденного материала.

  1. «Мозговой штурм»

  • Что называется «дидактикой»?

  • Что такое обучение?

  • Определите содержание понятий «закономерность обучения».

  • Что такое «принцип обучения»?

  • Укажите в чем состоит значение знания закономерностей и принципов обучения для учителя?

  • Перечислите основные принципы обучения.

IV. Практическая работа

Задание №1 « Дидактические принципы в истории педагогики»

- Напишите основные дидактические принципы, которые разработали следующие деятели педагогической культуры: Ян Амос Коменский и Леонид Владимирович Занков.

- Назовите основные недостатки дидактических принципов профессора Л.В.Занкова.

- Рассмотрим какие дидактические принципы разработал казахский педагогический деятель Ибрай Алтынсарин (за основу своих принципов он брал, разработанные принципы обучения Ушинского и Толстого)

  1. Принцип народности

  2. Принцип гуманизма

  3. Принцип воспитывающего обучения

Задание №2 «Диаграмма Венна»

- Сравнить принципы обучения и воспитания

Методическая разработка по педагогике на тему: Принципы обучения (практическое занятие)

Задание №3

Для понимания сущности и роли принципов дидактики важно выстроить в логическую цепь следующие понятия:

- Давайте раскроем эти дидактические категории

- Зачем я построила такую цепочку?

Задание №4 «Педагогические ситуации»

№1. « Принцип сознательности и активности»

Перед чтением рассказа Л.Н.Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.). Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу, в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!» Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»

- Как способствовала беседа обогащению представлений учащихся и восприятию ими рассказа Толстого?

№2 «Принцип прочности»

Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и написать предложение «Я пошел» 150 раз. Ученик выполнил работу правильно, а в конце ее приписал для учителя: «Я закончил и пошел домой»

- Какие педагогические выводы следуют из этого факта?

№3 «Принцип наглядности»

В 1 классе ученики читали наизусть ранее выученное ими стихотворение «Зима» З.Александровой. В стихотворении есть строки:

В саду, где пели зяблики,

Сегодня - посмотри,-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Предложив учащимся рассмотреть рисунок, учительница спрашивает:

- Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?

- Яблоки. (ученик не понял вопроса)

- А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые яблоки?

-Снегири.

-Покажи на картине снегиря. (ученик показывает)

- Чем же снегирь похож на розовое яблоко?

- Он такой же красноватый.

- С какой целью использованы средства наглядности в данном фрагменте урока?

Задание №5 «Современные педагогические принципы»

Принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов.

1группа:

- принцип гуманизации

- принцип дифференциации в воспитании(создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе)

- принцип культуросообразности (воспитание и обучение основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям)

2 группа:

- принцип демократизации (ориентирование на общественно-полезную, социально-значимую деятельность)

- принцип природосообразности

- принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых (участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей, общественности)

3 группа:

- принцип индивидуализации

- принцип событийности (наличие ярких запоминающихся событий, творцам и участниками которых являются члены содружества (фестивали, поселковые праздники))

- принцип взаимодействия и организации всех заинтересованных ведомств и организаций (здравоохранения, образования, правоохранительных органов)

Вопросы:

  1. Раскрыть актуальность принципов

  2. Применяются ли эти принципы в учебном процессе?

  3. Что бы вы предложили для реализации эффективного использования этих принципов?

Задание №6 «Педагогические технологии и принципы обучения»

  1. Модульная технология

  2. Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили

  3. Дифференцированная технология обучения

Вопрос: Выпишите основные принципы обучения данных технологии

Задание №7 «Тесты»

1. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала - это принцип…

А) принцип наглядности

В) принцип доступности

С) принцип сознательности и активности

2. Принцип гуманизации характеризует

А) вседозволенность

В) уважение права человека быть самим собой

С) развитие познавательных сил учащихся

3. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает

А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания

В) слаженность действий воспитателей и родителей

С) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде

4. Сознательность и активность в обучении - это

А) метод обучения

В) дидактический принцип

С) метод исследования

5. Правило: «от простого к сложному» относится к принципу обучения

А) связи теории с практикой

В) доступности

С) научности

6. Исходное положение, которым педагог руководствуется в практической деятельности, - это

А) принцип

В) метод

С) закономерность

7. Принципом обучения является

А) отзывчивость

В) комфортность

С) наглядность

8. Термин «принцип обучения» означает:

А) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса

В) правила

С) дидактические закономерности

9. Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу:

А) научности

В) наглядности

С) доступности обучения

10. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные, моральные, физические перегрузки, то это реализация принципа:

А) научности

В) доступности

С) наглядности

Ключ к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

В

С

В

В

А

С

А

А

В

Рекомендации для учителя:

  1. Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

  2. Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы основных законов современной концепции школьного образования ( всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, единство обучения и воспитания).

  3. Учитель должен видеть взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

V. Итог урока

Оценивание по таблице

VI. Домашнее задание.

Найти материалы на тему «Содержание образования. Учебный план, учебники, программы»

© 2010-2022