- Преподавателю
- Другое
- Статья. Современные педагогические технологии
Статья. Современные педагогические технологии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Просникова (.А. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Современные образовательные технологии: от теории к практике»
Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого преподавателем и мастером производственного обучения взаимного общения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.
Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности преподавателя и учащегося.
Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие
Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук.
Шацкий С.Т., используя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином.
А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин "педагогическая техника" и использовал понятие "педагогическая технология".
В 60-е годы педагогическая технология обретает статус официального существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли Коротков В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия:
1) сочетание требований с уважением к детям;
2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;
3) доведение этого воздействия до конца.
Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением компонентов педагогического мастерства. Учебное пособие по теории и методике коммунистического воспитания указывает на компоненты педагогического мастерства:
1) психолого-педагогическую эрудицию;
2) профессиональные способности;
3) педагогическую технику.
Педагогическая техника понимается здесь как "разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников".
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:
-
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
-
технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
-
функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
-
поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
-
органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности
Рассматриваются следующие виды современных педагогичских технологий:
Личностно-ориентированные технологии обучения
-
Технология педагогических мастерских
-
Технология обучения как учебного исследования
-
Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
-
Технология эвристического обучения
-
Метод проектов
-
Вероятностное образование (А. Лобок)
-
Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
-
"Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
-
Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),
-
Дизайн-педагогика.
2. Предметно-ориентированные технологии обучения [3, стр.196].
-
Технология постановки цели
-
Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
-
Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
-
Технология концентрированного обучения
-
Модульное обучение.
3. Информационные технологии.
-
ИКТ
-
Технологии дистанционного обучения
4. Технологии оценивания достижений учащихся
-
Технология "Портфолио"
-
Безотметочное обучение
-
Рейтинговые технологии
5. Интерактивные технологии
-
Технология проведения дискуссий
-
Технология «Дебаты»
-
Тренинговые технологии