Статья. Современные педагогические технологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Современные образовательные технологии: от теории к практике»

Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого преподавателем и мастером производственного обучения взаимного общения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.

Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности преподавателя и учащегося.

Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие

Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук.

Шацкий С.Т., используя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином.

А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин "педагогическая техника" и использовал понятие "педагогическая технология".

В 60-е годы педагогическая технология обретает статус официального существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли Коротков В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия:

1) сочетание требований с уважением к детям;

2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия;

3) доведение этого воздействия до конца.

Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением компонентов педагогического мастерства. Учебное пособие по теории и методике коммунистического воспитания указывает на компоненты педагогического мастерства:

1) психолого-педагогическую эрудицию;

2) профессиональные способности;

3) педагогическую технику.

Педагогическая техника понимается здесь как "разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников".

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности

Рассматриваются следующие виды современных педагогичских технологий:

Личностно-ориентированные технологии обучения

  • Технология педагогических мастерских

  • Технология обучения как учебного исследования

  • Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

  • Технология эвристического обучения

  • Метод проектов

  • Вероятностное образование (А. Лобок)

  • Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

  • "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),

  • Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),

  • Дизайн-педагогика.

2. Предметно-ориентированные технологии обучения [3, стр.196].

  • Технология постановки цели

  • Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

  • Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

  • Технология концентрированного обучения

  • Модульное обучение.

3. Информационные технологии.

  • ИКТ

  • Технологии дистанционного обучения

4. Технологии оценивания достижений учащихся

  • Технология "Портфолио"

  • Безотметочное обучение

  • Рейтинговые технологии

5. Интерактивные технологии

  • Технология проведения дискуссий

  • Технология «Дебаты»

  • Тренинговые технологии


© 2010-2022