- Преподавателю
- Другое
- Интеграция общего и дополнительного образования в области научно-технического творчества детей
Интеграция общего и дополнительного образования в области научно-технического творчества детей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зубко Н.Н. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интеграция общего и дополнительного образования в области научно-технического творчества детей
Зубко Н.Н., педагог дополнительного образования
Школы технического творчества г.Костанай
В настоящее время образование Республики Казахстан переживает новый этап своего развития, связанный с реализацией Государственной программы форсирования индустриально-инновационного развития. Для инновационных проектов требуется подготовка профессиональных кадров и главную роль в этом играет техническое образование. Таким образом, одной из задач современной школы является развитие технического творчества обучающихся. Создать все необходимые условия для этого без интеграции общего и дополнительного образования в области научно-технического творчества детей на сегодняшний день невозможно. Современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом. Общее образование регламентировано в современной школе образовательными стандартами, классно-урочной системой обучения и в полной мере не способно создать оптимальные условия для формирования у обучающихся практико-ориентированных компетенций. Для этого требуется не только дополнительное время, но и другие, неформальные формы организации практического познания научно-технических возможностей. Общеобразовательные учреждения ищут пути решения данной проблемы, в том числе за счет использования ресурсов дополнительного образования детей. Одним из таких ресурсов является школа технического творчества, которая имеет свои отличительные признаки:
- выполняет в системе непрерывного формального образования «восполняющую» роль, т.е. осуществляет «доведение образования до полноты»;
- обеспечивает органичное сочетание базового (основного) и дополнительного образования в практической деятельности;
- расширяет возможности социальной среды, в которой ребенок раскрывает собственное «Я», реализует и развивает потенциальные способности, приобретает полезный жизненный опыт, адаптируется к современным социально-экономическим условиям;
- характеризуется динамичностью, исторической обусловленностью, многоплановостью, многофункциональностью, комплексностью воздействия на личности ребенка и взрослого, отношениями сотрудничества и сотворчества между ними, особой эмоционально-нравственной окрашенностью, обеспечивает взаимодействие воспитания и социализации в развитии личности;
- способствует приобретению практико-ориентированных знаний, умений, навыков, компетенций;
- позволяет ребенку получить ориентацию по широкому спектру профессий, через социально-профессиональные пробы приобрести практический опыт начальной профессиональной деятельности; может стать индивидуальным маршрутом неформального образования ребенка при его активном взаимодействии с окружающим миром, высокой степени самодеятельности и познавательной активности, сочетании умственного и физического труда; обладает оздоровительным эффектом.
Творческий коллектив педагогов школы технического творчества не только имеет положительные результаты деятельности, сложившиеся добрые традиции, но и каждый год ставит перед собой задачи по повышению качества, выбору эффективных форм и наполнению новым содержанием традиционных мероприятий. Дальнейшие перспективы развития школы технического творчества предусматривают создание модели современного учреждения дополнительного образования, что позволит определить новые пути развития учреждения и эффективно выстроить образовательный процесс. Воспитанники наших кружков постоянно принимают участие в профориентационных конкурсах, фестивалях как локального, так и регионального, межрегионального уровней.
Для эффективного моделирования процесса интеграции общего среднего и дополнительного образования научно-технического творчества детей необходимо обратить внимание на решение следующих задач:
Территориальная доступность дополнительного образования;
Массовый охват и занятость детей во второй половине дня дополнительным образованием;
Создание условий для взаимопроникновения интеграции основного и дополнительного образования детей;
Формирование воспитательного пространства как ближайшей среды жизнедеятельности ребенка и взрослого;
Развитие системы социального партнерства;
Совершенствовать содержание, организационные формы, методы и технологии дополнительного образования;
Использовать и развивать новые информационные технологии;
Создать систему дифференцированного и вариативного образования;
Разработать индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие ребенку самостоятельно выбирать путь освоения нового вида деятельности;
Создать систему мониторинга личностного роста учащегося в процессе освоения им дополнительной образовательной программы;
Разработать различные варианты отслеживания результативности интеграционного процесса общего среднего и дополнительного образования.
Для решения этих задач нашей школой делается немало: у нас занимаются ребята не только из близлежащих к нам районов города, но мы заинтересованы в сотрудничестве с отдаленными от нас школами. Для школьников начального блока, которые ввиду возрастных особенностей из отдаленных школ не всегда способны добраться самостоятельно к нам и это является препятствующим фактором для развития их научно-технического творчества, мы рекомендуем своих педагогов для проведения занятий на базе той или иной школы. В летний период беспрерывно организуются экскурсии и беседы для всех желающих принять в них участие школ, что позволяет быть вовлеченными в воспитательный процесс, который идет в каждой школе и в летний период посредством работы летних площадок. Стали хорошей традицией конкурсы и выставки по техническим и спортивно-техническим направлениям среди учащихся школ, которые проходят на базе нашего учреждения, что тоже является неоспоримым фактом интеграционного процесса между общим средним и дополнительным образованием.
На сегодняшний день школа технического творчества находится на стадии корректировки приоритетных направлений образовательной деятельности, обобщения лучшего опыта педагогов по проектированию и решению стратегических задач, разработки наиболее продуктивных подходов к моделированию эффективной и системообразущей деятельности учреждения. В перспективе развития учреждения - усложнение системообразующей деятельности по её основным направлениям: в сфере установления связей между различными социальными институтами, развития инициативы и самодеятельности, создание предпосылок для коллективного творчества учащихся и педагогов.
Анализ тенденции развития системы дополнительного образования показывает, что в последние годы делается акцент на усиление связей с базовым образованием, но не достаточно внимания уделяется поиску новых путей допрофессиональной подготовки воспитанников, их профессиональному самоопределению, предпрофильному и профильному обучению.
Особую роль мы в этом отводим инновационным образовательным программам и проектам. Инновационная образовательная программа научно-технической направленности ориентирована на конкретную личность и охватывает многообразие образовательных областей: научно-техническая, спортивно-техническая, компьютерные технологии. Для этого процесс моделирования и развития любого учреждения дополнительного образования должен быть успешным. Для себя мы видим залог успеха в этом, если:
в работе педагогического коллектива будут актуализированы вопросы инновационного, творческого, поисково-исследовательского подхода к профессионально-педагогической деятельности;
профессионально - педагогическая деятельность будет построена на принципах преемственности, оптимизации, комплексного, личностного и деятельностного подходов;
социальное пространство как совокупность образовательной деятельности будет состоять из следующих составных частей: мотивационной, коммуникативной и личностно-профессиональной;
программно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования будет ориентировано на развитие творческих способностей обучающихся.
Слаженная и четкая работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения позволит в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал. Однако процесс интеграции общего среднего и дополнительного образования в развитии научно-технического творчества детей возможен лишь при осознании каждым педагогом необходимости тесного сотрудничества, поддержки инициатив, пристального отслеживания достижений ребят на этом поприще вне зависимости от того, какой школе принадлежит этот педагог.