- Преподавателю
- Другое
- Педагогическая концепция учителя физики
Педагогическая концепция учителя физики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шарапов Р.Р. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Моя педагогическая концепция
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он не работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на мой взгляд, ключевые, а именно:
-
Как обеспечит успешность каждого учащегося в обучении;
-
Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
-
Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знания, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Поэтому моя проблемная тема «Индивидуальная работа с учащимися на уроках физики», которая реализует принципы технологии личностно-ориентированного обучения.
Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечила их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Можно выделить несколько направлений, по которым я осуществляю индивидуализированное обучение:
-
Развитие эмоционально-чувственной сферы за счет создания условий для изучения программного материала, при которых учащиеся оказываются в эмоционально окрашенной ситуации. Это может быть ситуация научного поиска при организации проблемного обучения, а может быть задание, совмещающее приобретение знаний о каком-либо объекте и о себе самом (пример на явление инерции: с автобусом, с баней).
-
Развитие воображения, образного мышления, целостного восприятия мира. Подобная деятельность предполагает использование изобразительного движения, музыки, художественного слова и т.д. (сказка, стихи, ребусы, рисунки).
-
Развитие рефлексии, понимаемой как обращение индивида к своему внутреннему миру, своему опыту - мышления, деятельности, переживаний и т. д. Ученику предстоит осознать, как и почему он так делал, думал, чувствовал. Это направление индивидуализации обучения связано с тем, что каждый школьник «смотрит» именно на свое ощущение, познание, действие в чувственном мире. Он «видит» себя ощущающего, себя познающего, себя действующего.
-
Развитие коммуникативных умений, связанных не просто с передачей действий или знаний, но и с описанием словами собственных ощущений.
Целевые ориентиры учебного занятия для меня следующие:
-
Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;
-
оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов;
-
содействие ребенку в формировании положительной Я- концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства;
-
и акцентируемый и разработанный подробно мною оценочно-аналитический компонент, учитывающий в комплексе индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень его обученности, степень усвоения учебного материала по теме, активную познавательную деятельность на уроке.
Оценочно-аналитический компонент урока имеет приоритетное значение, так как держит под контролем не только конечный результат выполнения учеником учебного знания, но и сам процесс работы над его освоением.
Если ученик отвечает устно, то я просто ставлю оценку синей пастой в свой личный журнал, при решении задач у доски - оценка обведена кружочком, если сдает упражнение из учебника - оценка подчеркнута. Большое значение имеет и цвет оценки: зеленой пастой ставится оценка за лабораторные работы, черной - за самостоятельные работы, а красной - за к/работу; за полноту ответа, задачу, решенную устно, интересно сформулированный вопрос ставятся «плюсики». Если наберется 5 «плюсиков » - ставится оценка «пять», а в журнале - «звезда». Если ученик отвечает на «три», «четыре», но в запасе стоят «плюсы» - то он имеет возможность улучшить свою оценку на 1 балл. Ученик заинтересован в накоплении баллов, а через это - в приобретении знаний.
Журнал доступен всем: и ученикам; и учителям, работающим в классе; и родителям, что позволяет самим учащимся контролировать уровень получаемых знаний. Для меня же это возможность видеть индивидуальные особенности каждого ученика, подбирать вид деятельности, в соответствии с его возможностями, создавать ситуацию успеха.
Учитель всегда исследователь, готовый работать в новых непрерывно меняющихся условиях. Он - не источник информации, а режиссер умственной деятельности ученика.
Анализируя свою работу, я пришел к выводу, что она создает условия для обучения каждого ученика в зоне его ближайшего развития. Он получает возможность взглянуть на самого себя изнутри и извне, оценить свои успехи и недостатки. В результате появляется уверенность в своих силах даже у самого слабого ученика.
Ученики почувствовали свою личную ответственность за результаты своего учебного труда. Они стали более ответственными и одновременно раскрепощенными.
Это только небольшая часть моей работы. Мне нужно еще ответить и найти решение на многие вопросы.
Пока есть такое желание, пока я ухожу с работы с чувством, что не успел что-то очень важное - Я УЧИТЕЛЬ.