Пластически-танцевальные женские образы доклад

Олоңхо как высокохудожественное произведение наиболее глубоко и полно отражает этническое самосознание народа. Эпос содержит в себе ростки всех жанров искусства. Он так или иначе повлиял на формирование многих видов народного творчества, в том числе и танцевального. В нем выстроена сложная модель мира, представленная характерным для него составом персонажей, образов, событийным рядом, временными и пространственными представлениями. Богатство и образность языка олоңхо позволяют ощутить националь...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД Вилюйская школа искусств Мастахский филиал














Пластически-танцевальные женские образы

( Доклад )
















Выполнила преподаватель хореографии

Яковлева Наталия Святославовна










Балагачча 2015г.

Содержание


  1. Введение…………………………………………………2


  1. Образ Айыы Куо………………………………………...3


  1. Образ девки Абаасы…………………………………….6


  1. Образ Удаганки Айыы………………………………….7


  1. Выводы…………………………………………………..7



Введение

Олоңхо как высокохудожественное произведение наиболее глубоко и полно отражает этническое самосознание народа. Эпос содержит в себе ростки всех жанров искусства. Он так или иначе повлиял на формирование многих видов народного творчества, в том числе и танцевального. В нем выстроена сложная модель мира, представленная характерным для него составом персонажей, образов, событийным рядом, временными и пространственными представлениями.

Богатство и образность языка олоңхо позволяют ощутить национальные особенности, характерные черты выразительной пластики якутов. Пластика персонажей олоңхо, отдельные элементы их движений не лишены ритмической организованности.

Глубина содержания, ярко выраженная этническая специфика олоңхо дают возможность черпать из него сведения о сугубо якутских танцевальных элементах древних якутов. Хотя эти сведения о танцевальных движениях фрагментарны, невозможно не обратить внимание на яркую пластически-образную характеристику персонажей олоңхо. В завешенных портретах его героев запечатлены характерные позы, жесты, танцевальные элементы. Некоторые фрагменты создают живой, динамичный, впечатляющий пластический образ.

По представлению древних якутов, вселенная состоит из трех миров - Среднего, Верхнего и Нижнего.

Все эти образы трех миров, контрастные и противостоящие друг другу, красочно и емко описаны в якутских эпических сказаниях.





Образ Айыы Куо

Средний мир - земля, на которой обитали люди и духи - хозяева природы иччи. Одна из образов это Айыы Куо.

Анализ типичных движений, образной пластики персонажей, темпоритма олоңхо позволяет уяснить характерную для того или иного образа пластику движений.

Одним из самых танцевальных женских образов в якутском эпосе является Куо - красавица, удаганка, богатырка. По существу, в олоңхо запечатлен этнический идеал женской красоты, для которого немаловажное значение имеют пластика, манера держатся. Описание движений углубляет и обогащает женский образ.

В олоңхо создан целый ряд выразительных женских образов. Трудно сказать, что превалирует в описании женского образа: внешние данные или пластическая характеристика. В олоңхо и то и другое высвечено ярко и выразительно. Эти два элемента дополняют друг друга, создавая в итоге завершенный женский портрет.

Образ красивой женщины, создаваемый богатств эпитетов в эпосе, имеют свою линию развития, истоки которой уходят в древнетюркские поэтические традиции. Образ же Куо-красавицы в якутском олоңхо является ветвью этих традиций. В олоңхо запечатлена необыкновенная красота женщины, неповторимая манера держаться, своеобразная пластика.

В основе развития сюжета олоңхо - женский образ. Богатырь айыы защищает женщину, борется за нее. Защита женщины отождествлялась с защитой племени айыы и борьбой за мирную жизнь. Женщина и племя айыы в якутском эпосе неразделимы. Женщина в олоңхо является одним из стержневых образов, связанных с его главной идеей - защитой солнечного племени кун улууһун дьоно.

Женщина в олоңхо характеризуется такими эпитетами, как добрая, пресветлая, сияющая, лучезарная, прекрасная, звонкоголосая, сильная,


нежная, хорошая, нарядная. Ее лучистое тело «просвечивает сквозь меха одежды», она чиста и прозрачна, как будто светится изнутри, «сквозь нежное тело ее стройный стан виден», сквозь тонкие кости видна «как играет, переливается в них желтый мозг золотой». В олоңхо П. А. Ойунского созданные образы девушек божественно красивы. Их называют горделиво плывущими дочерьми божества Солнца. Женскую красоту в эпосах тюркоязычных народов традиционно сравнивают с ослепительной красотой небесных светил: солнца, луны, звезд.

Женщина-красавица подобна сиянию девяти солнц, божественному оленю, божественной лани. Она с ланитами, похожими на свет восходящего солнца, с чистыми помыслами, как светлая луна, благородным сердцем. О манере поведения красавицы говорят ее сравнения с горностаем, соболем, мотыльком, птичками-татыйык, тулук, стерхом, лебедем, ласточкой. В олоңхо детально описываются ее движения, пластика. Женщина имеет красивую фигуру, прямую осанку, гордую посадку головы. Она движется плавно, мягко, грациозно, она несуетлива, и нетороплива. Женщина-Куо в олңхо никогда не делает резких, жестких, острых движений. Она ходит легко и красиво. Женщина в олоңхо не просто ходит, а торжественно шествует, плывет мимо, как лебедь или стерх.

Образно и красочно описывает манеру красавицы Куо П.А.Ойунский. Ее сравнивают с кобылицей, мирно пасущейся на поле, разгуливающей в долине. О ней говорится как о почтенной женщине, движения которой солидны, неторопливы, но, тем не менее она ходит упруго, отличается живостью. С помощью таких описаний создается образ женщины-матери, уверенной и довольной жизнью, благополучной, живущей в гармонии с природой, окружающим миром. Сравнение женщины с кобылой на поляне предает образ вольной, независимой женщины. О стремительных, легких, быстрых движениях девушки говорят: тырыбыныыр, элэстэнэр, сиэлэн-сэгэйэн, тырымныыр, сылбалдьыйар и т. п.


В описании женского образа в олоңхо привлекают внимание медленные, плавные, широкие, быстрые, стремительные шаги на низких полупальцах, разные поклоны, отражающие внутреннюю сущность женщины, просящий, благословляющей, испрашивающий и так далее. Для женщины олоңхо характерны благословляющие жесты: поднимание рук вверх, впереди себя на уровне I позиции, раскрытие рук в стороны на уровне 2 позиции, плавные круговые движения руками по направлению к себе, движения, имитирующие окропление и т.д.



















Образ девки Абаасы

Нижний мир - пропасть, преисподняя. Образ девки абаасы Нижнего мира, которая в отличие от красавицы Куо суетливая, беспорядочная. О девках абаасы в олоңхо читаем: «шустро бегающая», «плутовка-вертунья», «вприпрыжку бегающая с ногами-бродяжками, с пятнами-стукалками», «вертлявая вертихвостка» и т.д.

Одним из движений, характеризующих девку абаасы как суетливую, плутоватую натуру, являются верчения, описываемые в олоңхо словами эргиэникпит-урбаанныкпыт, т.е. кручения-верчения.

Движенческая характеристика девки абаасы состоит из острых, резких прыжков, суетливых верчений, неожиданных вздрагиваний, хлопков по бедрам, непристойных раскачиваний бедрами, резких бросков ногами вперед, тяжелого, грубого бега, резких приседаний и др. Верчения напоминают стремительный вихрь, прыжки неуклюжие, резкие. Вся пластика противоестественная и угловатая. Она антимузыкальна, антитанцевальна в общепринятом смысле. Пластика девки абаасы своей беспорядочностью, несуразностью представляет движенческую какофонию, пластическую бессмыслицу. Пластически-движенческая характеристика персонажей Нижнего мира словно говорят об их неестественности, несовместимости с

персонажами Среднего мира.

Образы персонажей двух миров, разительно отличается друг от друга по многим параметрам, в первую очередь по психологическому состоянию, эмоциональному тонусу, настрою души - ис турук.

Известно, что танец - это в первую очередь состояние души. В традиционной якутской хореографии действует классическая формула: мысль - слово - звук - танец, т.е. мысли, чувства, материализуются в движениях танца. Ластика становится действенной, способной влиять на сознание окружающих.



Образ Удаганки Айыы

Верхний мир - заселен добрыми и злыми божествами.

Одним из самых танцевальных образов олоңхо является образ удаганки айыы (шаманки), покровительнице богатырей айыы. Небесные шаманки - это божественные и всемогущественные шаманки, к которым герои обращаются в самые трудные минуты с призывом о помощи.

Главная функция небесных шаманок - спасение богатырей айыы, предотвращение беды, защита от злых сил. Защиту от злых сил совершают посредствам алгысов, заклинательных пений, магических телодвижений, близких по духу и характеру танцевальной лексики. На первый взгляд образ шаманки может восприниматься несколько статично. Ее пластическая характеристика не перегружено обилием танцевальных движений. Но по материалам знатока традиционной культуры С.А.Зверева, танец шаманки (удаганки) в высшей мере эмоционально насыщен, однако выдержан в строгом стиле, ограничивающем бурный всплеск чувств. Это связано с ис турук, т.е. состояние души, характеризующимся достижениям сосредоточенности и абсолютной концентрации внимания. Шаманка танцует не для других, а для себя. Ее помыслы направлены внутрь себя. Ее пластический образ и эмоциональном, и в лексическом плане строго выдержан. Танец якутской шаманки, несмотря на некий сложившийся


стереотип, представляющий его темпераментной пляской. Является более строгим и выдержанным, нежели пляска шамана - действительно экспрессивная, местами бурная и в лексическом, и в эмоциональном отношениях.

Пластика удаганки айыы свидетельствует о добрых намерениях, помыслах. Многие ее движения (ходьба, повороты, верчения) совершаются только по направлению хода солнца. Ее пластика благородна, почтительна, диаметрально противоположно суетливому мельтешению девки абаасы.

Все ее телодвижения сопровождаются протяжным пением, что является ритмической основой ее пластически - танцевального образа. Даже в самых напряженных ситуациях удаганка айыы не утрачивает благородную манеру и стиль движений. В архаичном сознании древних якутов закрепился образ красивой женщины-шаманки, ассоциирующейся со стерхом. Шаманка Кыыс Нюргун « трижды перекувырнувшись, покатившись » из белого журавля превращается в « самую нежнолицую, самую стройную, самую длиннокосую с сияющей улыбкой ». Удаганка даже самый кульминационный момент своего камлания не нарушает линию образа шаманки-стерха, стерха-шаманки и не перестает быть красивой, таинственно привлекательной. Это один из характерных признаков удаганки айыы, по которому она отличается от удаганки абаасы, у которой всегда отталкивающий вид. Способность шаманок айыы перевоплощается в птицу-стерха свидетельствует о том, что шаманка сама является божественным персонажем Верхнего мира.

Также часто упоминается трехкратнось движений шаманки, видимо имеющая магический смысл. Например, « трижды оглушительно ударила в бубен », « трижды взмахнула колотушкой », « трижды повернулась-покрутилась », « три раза поклонилась ». трехкратность- это своеобразная эпическая формула, подчеркивающая сакральность исполняемых движений.

Таким образом , можно сделать вывод о том, что в олоңхо содержится

основа лексического фонда традиционного якутского танца, зачатки танцевальной лексики, которые находят развитие в мотивах якутской народной хореографии.






Использованная литература




  1. Лукина А. Г. Традиционные танцы саха : идеи, образы, лексика.- Новосибирск: Наука, 2005.


  1. Обновление и развитие национальной школы: замысел, достижения, возможности. - М-во образование РС(Я), 2007.


  1. Лукина А. Г. Традиционная танцевальная культура якутов-Новосибирск: Изд. СО РАН, 1998.











© 2010-2022