Методическая разработка урока по учебной практики

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное профессиональное образовательное учреждение


«БЕЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ »













Методическая разработка урока

учебной практики

по теме «Установка однофазных счетчиков электроэнергии и подключение в осветительную сеть»


Профессия: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»


Разработала Копылова Ольга Викторовна

мастер производственного обучения

ГПОУ БМТ


Белово

2016

План урока учебной практики

УП 1.1 Сборка, монтаж, регулировка ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций

Курс 1

Дисциплина : МДК 1.2 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций

Профессия: 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

Тема программы: Монтаж и техническое обслуживание электроприводов и осветительных установок.

Тема урока: Установка однофазных счетчиков электроэнергии и подключение в осветительную сеть.

У3 - выполнять прокладку кабеля;

У2 - выполнять монтаж осветительных электроустановок;

У6 - читать электрические схемы различной сложности;

У10 - применять безопасные приемы ремонта;

З1 - технологические процессы сборки, монтажа;

З4 - рабочий инструмент и приспособления, их устройство, назначение и приемы пользования;

Цели и задачи урока:

Обучающая

Создать условия для совершенствования знаний и формирования умений выполнения установки и подключения однофазных счетчиков электроэнергии в условиях, близких с производственными

Развивающая

Способствовать развитию самоанализа, самостоятельному принятию решения обучающимися при решении производственных задач.

Воспитательная

Создать условия психологического комфорта учащихся во время выполнения учебно-производственных заданий, совершенствовать эстетическое воспитание учащихся.

Методическая

Формирование профессиональной самостоятельности путем дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуально - психологических особенностей.

Тип урока: урок изучения трудовых приемов

Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

1. Активные: самостоятельная работа обучающихся в

подгруппах при актуализации знаний, мозговой штурм

2. Наглядные: демонстрация слайдов, видеоролика

3.Практические: самостоятельная работа обучающихся при

при выполнении практических заданий по установке

однофазного счетчика электроэнергии.

Средства обучения:

а)материально-техническое оснащение:

оборудование: монтажные стенды для установки однофазных счетчиков

инструменты и материалы: отвертка - шт., провода, нож монтерский складной, пассатижи, клещи для снятия изоляции, изоляционная лента (синяя)

б) учебно-методические средства обучения:

технологическая карта установки однофазного счетчика СО 2М (4шт), карточки - задания с вопросами по теме (2 вида -4шт)

Литература:

  1. Макаров, Е. Ф. Обслуживание и ремонт электрооборудования электростанций и сетей [Текст]: учеб. для НПО / Е. Ф. Макаров. - М.: Академия, 2008. - 448 с.

  2. Сибикин, Ю. Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий [Текст]: Учеб. для НПО: Учеб. пос. для СПО / Ю. Д. 3. Сибикин, М. Ю. Сибикин. - М.: Академия, 2007. - 432 с.

3. Сибикин, Ю. Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий [Текст]: В 2 кн.: Учебник для учащихся учреж. нач. проф. образования / Ю. Д. Сибикин. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. -Кн. 1 - 208 с. Кн. 2 - 256 с


Методическое обоснование

«Установка однофазных счетчиков электроэнергии и подключение в осветительную сеть» является одной из тем учебной практики по ПМ.1 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций. По профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Для установки однофазных счетчиков электроэнергии и подключение в осветительную сеть необходимо знать номенклатуру работ, выполняемых на каждом этапе установки, иметь навыки по выполнению электромонтажных работ ( разделка проводов и кабелей, соединение жил проводов и кабелей), различными методами.

Сообщение темы и совместная постановка задач, создает положительную эмоциональную атмосферу.

Для активного включения обучающихся в процесс изучения и усвоения новых знаний, а так же при повторении по ранее изученным темам используем групповую форму деление на бригады. Формирование бригад проводится методом случайного выбора Групповая форма работы позволяет включить в процесс всех обучающихся, вспомнить ранее изученное.

Объяснение нового материала мастером ведется с помощью объяснения и показа трудовых приемов.

Демонстрацию трудовых приемов мастер проводит согласно технологической карты, используя наглядный и словесный метод обучения.

Технологическая карта урока


Ход учебного занятия

Формируемые

ПК и ОК

Элементы внешней структуры урока

Элементы дидактической структуры урока

Содержание деятельности мастера п/о

Содержание деятельности обучающихся

КМО

Компоненты

ПК

Компоненты ОК

1. Организационная часть (5 минут).

- приветствие;
- проверяет явку обучающихся;
- проверяет соответствие одежды требованиям производственной санитарии и техники безопасности;
- назначает дежурных;

- объясняет последовательность проведения занятия;

- отвечают на приветствие;

- дежурный докладывает о явке обучающихся ;

-слушают;

2. Вводный инструктаж (40 минут).



1. Целевая установка на урок

(5 минут).


- сообщение темы урока ;

- слушают; записывают;

слайд 1

Беседа

- организует обсуждение и определение целей урока в соответствии с темой;

- обсуждают,

формулируют цели;

Приложение 1

- жеребьевкой. формирует 2 группы

( по 6 человек)

-занимают рабочие места, отведенные для работы подгрупп на вводном инструктаже;


2. Актуализация знаний обучающихся.

(15 минут).

Проведение фронтального опроса «Ваше мнение»

- работают по группам;

- каждый член группы должен ответить на 1 вопрос ( всего 6)

Слайд 2


1. (по слайду 2) и составление части кластера закреплением на доске правильного ответа.

2. Организация самостоятельной работы подгрупп на повторение устройства однофазного счетчика и поясняет правила выполнения задания

Задание заключается в установлении соответствия между обозначением на рисунке и названием части счетчика (индукционнго или полуэлектронного)

3. Заслушивание ответов и анализ выполнения задания

4. Организация проведения сравнения схем установки электросчетчиков (слайд 7) и продолжение составления кластера

5. Подведение итогов актуализации знаний.

Отвечают на вопросы, составляют кластер


Выполняют задание


Называют основные части счетчиков и показывают на слайдах 5 и 6

Анализируют схемы

Отвечают на вопросы, дополняют кластер

слушают

Приложение 1

Презентация


3. Объяснение учебного материала

(25 минут).


1. Объяснение способов установки электросчетчиков и требований ПУЭ к их установке ( слайды 8,9 )

2. Детальный разбор схемы подключения однофазного счетчика через автоматические выключатели и составление проекта алгоритма действий методом мозгового штурма.

Записывает предложения обучающихся на доске

3 Разбор инструкционной карты


4. Составление проекта алгоритмов действий для конкретных рабочих мест


5. Повторение правил безопасности труда

6. Показ мастером трудовых приемов

-слушают; смотрят слайды, задают уточняющие вопросы

Отвечают на вопросы

- составляют проект алгоритма действий

Смотрят, слушают, задают вопросы

Анализируют, исправляют и дополняют проект

Составляют алгоритмы действий для подключения счетчика на конкретных рабочих местах

Перечисляют правила безопасности труда

Смотрят, задают вопросы

Презентация

Технологическая карта.

Технолдогическая карта на интерактивной доске.

Приложение 4


  1. Текущий инструктаж

(270 мин)

Самостоятельная работа обучающихся по формированию практических умений и навыков


Организация и руководство по формированию практических умений и навыков.

Самостоятельная работа обучающихся.
Целевые обходы мастера:
Первый обход: проверка организации рабочих мест, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.
Второй обход: проверка правильности выполнения технологической последовательности подключения счетчика. Обращается внимание на технические требования.
Третий обход: проверка правильности ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного), проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе.

Четвертый обход: приемка и итоговая оценка выполненения учебного задания .



Обучающиеся выполняют самостоятельную работу по установке однофазного счетчика электроэнергии.

Осуществляют самоконтроль организации рабочего места, соблюдения правил охраны труда и ТБ, правильности выполнения подключения электросчетчика

Обучающиеся, раньше других справившиеся с заданием помогают мастеру в приемке и итоговой оценке результатов выполнения учебного задания

отвертка, ключи, провод, клеммы, нож монтерский складной, надфили технологическая карта.

4. Заключи-тельный инструктаж (20 минут)

1.Подведение итогов.






2. Уборка рабочих мест.


Подведение итогов и анализ выполненных работ:
- совместно с обучающимися подводятся итоги активности микрогрупп;
- сообщение оценок за выполненную работу;
- разбор типичных ошибок;
- анализ выполнения безопасных условий труда.

Домашнее задание

Получение обратной связи.

«Мухомор»

Обратите внимание - у вас на столах лежат 4 бумажных кружка, а на доске круг с четырьмя секторами:

  1. Насколько мне было понятно.

  2. Насколько мне было интересно.

  3. Насколько мне было комфортно.

  4. Значимость занятия для моей будущей профессии.

Расположите свои кружки в сектора таким образом: чем ближе к центру круга, тем сильнее ваши положительные ощущения от занятия.

Обучающиеся вместе с мастером п/о проводят разбор типичных ошибок.


Закончить составление кластера

Обучающиеся

наклеивают кружки в сектора «Мухомора» на доске.



Убирают рабочие места и мастерскую

Оценочный лист (приложение 2)





Приложение 1

Вопросы для фронтальной беседы на постановку целей урока

тема Установка однофазных счетчиков электроэнергии и подключение в осветительную сеть

Предлагаю прочитать половину темы урока. Ответьте на вопросы :

- как подразделяются счетчики по принципу работы? (индукционный, полуэлектронный )

- что значит установить однофазный счетчик (определить место установки, способ размещения счетчика)

- (знать устройство однофазного счетчика)

- что нужно знать для подключения счетчика в сеть (схему подключения электросчетчика, алгоритм выполнения )

Сформулируйте цель урока

технологические процессы сборки, монтажа, регулировки однофазных счетчиков………..

Приложение 2


Фронтальная работа по группам «Ваше мнение»

Формирование групп методом случайного подбора( группы формируются по названию фирмы производителя телефона)


Вопросы для 1 группы индукционный счетчик


Вопросы для 2 группы полуэлектронный

1. Как называются электрические приборы, показанные на слайде ? ( электросчетчики)

2. Для чего служат электросчетчики? (для определения расхода электрической энергии)

3. Чем эти счетчики отличаются друг от друга ? ( конструкцией, принципом работы)

4. Какие бывают счетчики по принципу работы? (индукционные, полуэлектронные, электронные)

5. Как по внешнему виду отличить индукционный счетчик от полуэлектронного и электронного? (у него есть диск, который вращается если происходит потреблении электроэнергии)

6. Как по внешнему виду отличить полуэлектронный счетчик от электронного? (у полуэлектронного счетчика - счетный механизм, а у электронного цифровое табло)

7. Где у счетчика находится клеммная колодка ? (под нижней крышкой).

8. Какие бывают электрические цепи по числу фаз? (однофазные и трехфазные)

9. Сколько проводов в однофазной цепи и как они называются (два; один фазный провод и один нулевой)

10. Сколько проводов в трехфазной цепи и как они называются (четыре; 3 фазных провода и 1 нулевой)






Приложение 2

Задания для самостоятельной работы подгрупп

Вариант 1. Установите соответствие между названием и цифровым обозначением частей индукционного счетчика, для чего поставьте вместо звездочки ту цифру, которой это устройство обозначено

Методическая разработка урока по учебной практики

* Катушка напряжения

* Счетный механизм

*Алюминиевый диск

*Токовая катушка

* Постоянный магнит



Вариант 2 Установите соответствие между названием и изображением на рисунке частей полуэлектронного счетчика, для чего поставьте возле каждой стрелки цифру, под которой указано название этого устройства.

1. электронная плата

2. шунт

3. трансформатор тока

Методическая разработка урока по учебной практики 4. счетный механизм

5. клеммная колодка

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики





Приложение 3

Заготовка для кластера

Методическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практики

Электросчетчики

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Приложение 4

Инструкционная карта

Установка и подключение однофазного электросчетчика

1. Установка вводного двухполюсного автоматического выключателя

С помощью специальной защелки, имеющийся на задней стенке автомата, устанавливаем его на верхнюю DIN- рейку.

Методическая разработка урока по учебной практики

2. Установка счетчика электроэнергии.

На его задней стенке, так же как и на автомате, имеется защелка для крепления на DIN- рейку.

Методическая разработка урока по учебной практики

3.Установка отходящих однополюсных автоматов.

Методическая разработка урока по учебной практики

4. Подготовка вставок из проводов

Методическая разработка урока по учебной практики

Замеряем расстояние от центра левого отверстия однополюсного контакта до центра отверстия 1 для ввода провода в электросчетчик

Замеряем расстояние от центра правого отверстия однополюсного контакта до центра отверстия 3 для ввода провода в электросчетчик

Прибавляем к этим размерам по 6 см и отрезаем два куска провода для вставок Готовим вставки, для чего снимаем изоляцию с двух концов провода примерно на 2 си и отгибаем оба конца провода на длину 3 см под углом 900

5. Подготовка счетчика к подключению

. Для этого, откручиваем пломбировочный винт, расположенный в центре нижней крышки счетчика.

Методическая разработка урока по учебной практики

Снимаем защитную крышку. Как правило, на ее задней части, завод изготовитель, всегда размещает схему подключения электросчетчика.

Методическая разработка урока по учебной практики

6. Подключение вводного двухполюсного автоматического выключателя

Внимание ! Подачу электроэнергии необходимо отключить. После чего, в обязательном порядке, убедиться в его отсутствии, используя указатель напряжения, или мультиметр.

На верхние контакты, автоматического выключателя заводим жилы питающего провода. В один контакт, фазный провод, в другой нулевой.

Методическая разработка урока по учебной практики

6. Подключение счетчика к вводному двухполюсному автоматическому выключателю

Фазный провод подсоединяем к нижнему левому контакту выключателя и к первой клемме счетчика

Методическая разработка урока по учебной практики

Нулевой провод подсоединяем к нижнему правому контакту выключателя и третьей клемме счетчика

Методическая разработка урока по учебной практики

Затягивая контактные винты на счетчике, сначала, протягиваем верхний винт, потом нижний

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

7. Подключение отходящего от счетчика фазного провода

Для подключения фазного провода готовим перемычку, со второго контакта электросчетчика, до верхнего контакта отходящего однополюсного автомата. Зачищаем концы провода ПВ1

После чего, контакты счетчика протягиваем и проверяем, а верхний контакт отходящего однополюсного автомата пока только наживляем.

Методическая разработка урока по учебной практики

Теперь, нужно распределить приходящую со счетчика фазу, между всеми отходящими по направлениям однополюсными автоматами. Для этого, делаем перемычку из провода ПВ1

Методическая разработка урока по учебной практики

8.Подключение отходящего от счетчика нулевого провода

Устанавливаем нулевую шину в бокс.

Далее, отмеряем и изготавливаем перемычку, от четверного контакта, до нулевой шинки. Зачищаем концы, подключаем их в контактные отверстия.

Методическая разработка урока по учебной практики

Протягиваем винты и проверяем надежность фиксации провода

Методическая разработка урока по учебной практикиМетодическая разработка урока по учебной практики

Схема подключения электросчетчика собрана полностью и готова к работе

9. Устанавливаем защитную крышку на электросчетчик

Перед установкой крышки прорезаем ножом отверстия на ее нижней части под провода и закручиваем пломбировочный винт.

Методическая разработка урока по учебной практики

Технологическая карта

Установка однофазного счетчика



Операция

ТУ

Инструмент, оборудование

1

Установка вводного двухполюсного автоматического выключателя

С помощью специальной защелки, имеющийся на задней стенке автомата, устанавливаем его на верхнюю DIN- рейку



















© 2010-2022