Элективный курс Деловая этика. Тема Профессиональный этикет 9 класс

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект

открытого занятия в 9 классе

по элективному курсу «Деловой этикет»

Учитель Холина Н.В.

Тема: Профессиональный этикет

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием и структурой профессионального этикета.

2. Формировать умение строить безконфликтное общение.

3. Отрабатывать навык эффективного участия в решении спорных вопросов

4. Воспитывать волевые качества, умение идти на компромисс, работать в группе.

Оборудование: презентация, словари, дополнительный материал.

1.Приветствие

Учитель: Добрый день, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости!! Сегодня у нас очередное занятие элективного курса. И я хотела бы начать наш с вами разговор с поговорки «Не место красит человека, а человек место». Скажите мне, пожалуйста, согласны ли вы с этим утверждением? Какое мнение у вас по этому поводу? (учащиеся высказывают свое мнение, рассуждают).

Прежде чем сформулировать тему нашего занятия я предлагаю выполнить вам следующее задание (работа в группах)


2. Работа в группах Карточка № 1

Задание: Вос­пользуйтесь словарем или учебным пособием ответьте на два первых вопроса. На третий вопрос сформулируйте определение самостоятельно.

1. Что такое этикет?

Этикетом принято называть совокупность норм и правил поведения в

обществе. Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения.

Каждая профессия может вносить определенные поправки в правила поведения. В

большинстве случаев правила делового этикета более строги, чем обычные правила хорошего тона.

2. Что такое профессия?

Профессия - род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки человека,

владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков,

приобретенных в результате специальной подготовки…

3. Что такое профессиональный этикет?

Профессиональный этикет - это нормы поведения в деловой, в трудовой сфере.

Профессиональная этика - это совокупность определенных обязанностей и норм

поведения, поддерживающих моральный престиж представителей определенной

профессии.

Итак тема нашего занятия ……

3. Основные моральные нормы

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Особенности труда профессиональных групп усложняют моральные отношения. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.
Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Обычный этикет помогает нам создавать хорошее впечатление о себе, когда мы находимся в общественном месте, то профессиональный этикет помогает добиваться того же самого эффекта в профессиональной среде. Сейчас существует множество профессиональных этикетов для представителей самых различных профессий. Но если вы прочитаете некоторые из них, то вы сможете заметить, что основные правила профессионального этикета везде одинаковы.

Первым пунктом профессионального этикета выделяют профессионализм и отношение к труду. Они являются важными характеристиками морального облика личности.

- Как вы считаете, что такое профессионализм? можно отнести компетентность работника, его ответственность за результат своей работы

Сложно представить, что человек, во всеуслышание заявляющий о своей лени, достигнет хоть какого-то успеха. На любой работе, в любой сфере деятельности трудолюбие всегда в цене. Никакие таланты не принесут пользы, если их обладатель не желает работать, а мечтает лишь о блаженном безделье. Особенно важно, конечно же, трудолюбие для тех, кто лишь поднимается по карьерной лестнице.

- Какого человека мы можем назвать коммуникативным?

Коммуникативность (умение общаться, толерантность, взаимоуважение).

Надо серьезно, с умом относится к умению общаться. Правило довольно

просто: то, что в данной ситуации неприятно Вам, скорее всего, неприятно окружающим.

Коммуникабельным, в широком смысле слова, можно назвать отзывчивого

человека, реагирующего активно на окружающий его мир, стремящегося к познанию и

деятельности совместно с другими. Но не всегда в жизни все получается как нам хотелось

бы, довольно часто возникают конфликтные ситуации. Вы многие посещаете курс по психологии «Учусь разрешать конфликты». Но я

считаю, что легче его избежать. Но мы не всегда можем правильно оценить ситуацию

даже потому, что не знаем себя. Я предлагаю вам выполнить несложный тест и узнаем,

какова у каждого стратегия в конфликтной ситуации.

4. Тест «Генеральная стратегия поведения» (каждый выполняет сам)

Оцените 30 утверждений следующим образом:

5 баллов- полностью согласны и всегда так и поступаем;

4 балла- довольно высоко оцениваете, часто поступаете так же;

3 балла- оцениваете в целом положительно, иногда поступаете так же;

2 балла- оцениваете довольно отрицательно, поступаете так крайне редко;

1 балл- крайне отрицательно оцениваете, никогда так не поступайте.

Результаты запишите в таблицу (карточка 2):


А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30



  1. Худой мир лучше доброй ссоры.

  2. Если вы не можете заставить другого думать, как вы, тогда заставьте его поступать так, как вам надо.

  3. Мягко стелет, да жестко спать.

  4. Рука руку моет.

  5. Ум хорошо, а два- лучше.

  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым молчит.

  7. Кто сильнее, тот и правее.

  8. Не отмажешь, не поедешь

  9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.

  10. Правда то, что мудрец знает, а не то, что все болтают.

  11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

  12. Слово «победа» четко написано только на спинах врага

  13. Убивай врага своей добротой.

  14. Честная сделка не вызывает ссоры.

  15. Ни у кого нет полного ответа. Но у каждого есть что добавить

  16. Держитесь подальше от людей, не согласных с вами.

  17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

  18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого

  19. Ты мне- я тебе.

  20. Только тот, кто откажется от монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладают другие.

  21. Кто спорит, тот гроша не стоит.

  22. Кто не отступает, тот не обращается в бегство.

  23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое- ни одной.

  24. Кто дарит, тот друзей наживает.

  25. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.

  26. Лучший способ разрешать споры- вовсе избегать их.

  27. Семь раз отмерь- один раз отрежь.

  28. Кротость торжествует над гневом.

  29. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

  30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

Подсчитайте сумму баллов каждой колонке. Та колонка, где сумма будет больше, означает стратегию, выбираемой вами в конфликтной ситуации чаще всего.

А- стратегия «черепахи»- стремление уйти от конфликта и проблем.

Б- стратегия «акулы» - силовая стратегия решения конфликта. Главное- цель, а средства допустимы все.

В - стратегия «медвежонка»- стремление сглаживать острые углы.

Г- стратегия «лисы»- активный поиск компромисса. Вы готовы пожертвовать частью своей цели ради победы. К этой категории относятся энергичные деловые люди.

Д- стратегия «совы»- открытая и честная стратегия решения конфликта

Честность, конфеденциальность.

Конфиденциальная информация - это документированная информация, т.е. зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с гражданским законодательством РФ такой является информация, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране се конфиденциальности.

Следовательно, конфиденциальная информация не может быть общеизвестной и общедоступной информацией.

  • Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

  • Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты.

  • Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

  • Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

  • Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

  • Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 утвержден перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

  • учредительные документы (устав, учредительный договор); документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);

  • сведения по установленным формам отчетности о финансово- хозяйственной деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ); документы о платежеспособности;

  • сведения о численности работающих, их составе, о системе оплаты труда, условиях работы, наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о соблюдении установленных правил охраны труда; сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;

  • сведения о нарушении антимонопольного законодательства; сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;

  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Пунктуальность. Значение пунктуальности трудно переоценить. Сотрудник, постоянно опаздывающий на работу, весьма наглядно демонстрирует свое отношение к занимаемой им должности. А деловой партнер, который бесконечно без уважительных причин переносит время встречи или, что еще хуже, просто является на деловые переговоры на пару часов позже оговоренного срока, явно дает понять, что ему не стоит доверять.

В сфере бизнеса надежность делового партнера имеет огромное значение. А можно ли назвать надежным человека, который не способен явиться на встречу вовремя? Ответ на этот вопрос очевиден.

5. Виды профессионального этикета

К некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой.

Но в жизни не всегда бывает так, что профессия выбрана один раз и на всю жизнь. Бывает так, что приходится менять профессиональную деятельность. Поэтому каждому надо знать о том, что и нормы поведение в разных профессиях могут отличаться друг от друга.

Работа в группах

Перечень профессий. (Карточка 3)

Медицинская сестра, адвокат, воспитатель, педагог, таксист, кассирша, врач, продавец, судья, акушер, повар

Сгруппируйте профессии по видам деятельности

  • Педагогический

  • Медицинский

  • Военный

  • Правовой

  • Экономический (коммерческий)

  • Сфер обслуживания населения

  • и др.

Чтобы регламентировать правила поведения в различных профессиях стали создавать так называемый кодекс

  • Свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к отрой данный кодекс имеет отношения

-Какой кодекс вы можете назвать? (перечисляют)

Медицинский (клятва Гиппократа) Так называемая "клятва Гиппократа" на самом деле не принадлежит Гиппократу. Когда Гиппократ умер в 377 году до рождества Христова (по другим сведениям в 356 году), такой клятвы еще не было. Как и многое другое, ему приписали эту клятву в собраниях его трудов. В действительности же, «сочинения Гиппократа», представляют из себя сборник из произведений различных авторов, и выделить из них настоящего Гиппократа практически невозможно. (Самое главное правило врача НЕ НАВРЕДИ)

Присяга военного

Присяга судьи

Педагогический кодекс не принят на государственном уровне, но разрабатывается в каждом учебном заведении.
Для сотрудников сферы обслуживания обычно пишутся специальные инструкции, в которых указывается, как именно следует общаться с клиентами и какие ответы давать на наиболее распространенные вопросы. Практически в каждом офисе жизнь регламентируется какими-то правилами, писаными или неписаными. И такие правила могут очень сильно различаться, хотя объединяет их одно: работа должна организовываться так, чтобы труд каждого сотрудника был максимально эффективен.

В зависимости от сферы деятельности профессиональный этикет может дополняться теми или иными правилами. Такие нормы регламентируют, как сотрудники должны вести себя в тех или иных ситуациях. В большинстве случаев подобные правила находят свое отражение в должностных инструкциях.

Словарная работа (работа со словарем)

Дентология

Термин введен в 1834 г. как обозначение науки о

профессиональном поведении человека.

Основные заповеди делового этикета Д. Ягер.

1. Делайте все вовремя!

2. Не болтайте лишнего!

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!

4. Думайте о других, а не только о себе!

5. Одевайтесь как положено!

6. Говорите и пишите правильно!

Итог.

Что знал?

что узнал?

что хочу узнать?



Составьте синквейн на слово дентология.

-Я надеюсь, что сегодняшнее занятие и знания, которые вы получили, принесет вам пользу в вашей дальнейшей деятельности.

Основные заповеди делового этикета. Конкретные рекомендации относительно правил этикета можно почерпнуть из специальной литературы. Здесь же приведем шесть основных заповедей делового этикета, сформулированных американской исследовательницей, социологом, пропагандистом правил вежливости в деловом общении Джен Ягер.

1. Делайте все вовремя!

2. Не болтайте лишнего!

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!

4. Думайте о других, а не только о себе!

5. Одевайтесь как положено!

6. Говорите и пишите правильно!


© 2010-2022