Статья ДУХОВНОСТЬ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДУХОВНОСТЬ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Исмаилова Лейла - обучающаяся ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи». Руководитель - методист ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» Данилова Татьяна Витальевна

Не секрет, что сейчас весь мир переживает тяжелую пору. Кризисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, в сфере ценностных ориентаций. Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь - это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. В свою очередь, от жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в отдельных странах и в мире уже через несколько лет.

К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически неизменной, и существенный ценностный переворот в сознании зрелого человека возможен только под влиянием сильнейшего стресса, жизненного кризиса.

Итак, что есть иерархия ценностей современной молодёжи? В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи, проводимые в разных городах и регионах постсоветского пространства. Обобщенно эту информацию можно представить в виде списка, в котором в порядке убывания значимости расположены ценности, предпочитаемые молодыми людьми в возрасте 16-22 лет:

1.Здоровье.

2.Семья.

3.Коммуникативные ценности, общение.

4.Материальные блага, финансовая стабильность.

5.Любовь.

6.Свобода и независимость.

7.Самореализация, образование, любимая работа.

8.Личная безопасность.

9.Престиж, известность, слава.

10.Творчество.

11.Общение с природой.

12.Вера, религия.

Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей, прежде всего с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план.

Современная молодежь ценит такие либеральные ценности как свобода, независимость, справедливость, что может быть связано с началом доминирования в российской молодежной среде индивидуалистических тенденций и снижению коллективистских начал, приводящим к кризису социальной идентичности. Адаптация индивида в социуме, в котором отсутствуют достаточные социально-психологические механизмы, приводит к усилению отчужденности людей друг от друга.

Сейчас молодежные ценности выступают как самостоятельные, само достаточные и, даже более того, противопоставленные ценностям старших. Взрослеть не нужно торопиться, во взрослом состоянии нет ничего интересного, это факт. Идеал молодежного самосознания- это быть вечно молодым и современным, смотреть на жизнь вне прагматических рамок.

Так взрослый и подростковый миры, по сути, утрачивают всякую связь друг с другом. Различие социальных возможностей привело к тому, что сегодня подростковый мир оказался расколотым на две большие группы. Одна демонстрирует достаточно высокий уровень интеллектуального и личностного развития, ориентируется на культурные образцы взрослого мира и во многом продолжает традиции отрочества, сложившиеся в середине века. Другая же, намного более многочисленная, тяготеет к культу грубой физической силы, отличается весьма необычными формами поведения и сознания. Молодежная контркультура является и симптомом, и ферментом страшной социальной болезни, охватившей большую часть нашей молодежи. Болезнь эта - инфантилизм. В современном российском обществе парадоксальным образом сочетается искусственная акселерация детского развития с культивированием у подрастающих поколений инфантильности. Подтверждением тому служит эпидемическое распространение «рок- и поп-культуры», которую идеологи контркультуры неизменно рассматривали как один из ее краеугольных камней.

Один из важных показателей ценностных ориентиров молодежи - отношение к религии. Понять особенности религиозного сознания и поведения российской молодежи можно лишь учитывая наличие противоположных тенденций в современном мире: с одной стороны, происходит рост популярности религии, повышение ее роли в обществе, а с другой-усиление процессов глобализации, мировоззренческой неопределенности и секуляризации религиозных ценностей. Исследования показывают ослабление позиций безверья, по сравнению с советским периодом, усиление религиозности, а также рост влияния различных религиозных конфессий и организаций. В то же время наблюдается отсутствие глубины и ясности в религиозном сознании молодых людей, оно характеризуется размытостью, очень немногие следуют канонам и обрядам религии. Немало тех, для кого религия - это не внутренняя позиция, не жизненный выбор, а просто следование «моде на религию». Современная молодежь демонстрирует двойственность отношения и поведения, когда дело касается религиозного и морального давления. Практически все молодые люди делают то, что, по мнению религиозных наставников, не является моральным или разрешенным. И в то же время они обычно считают себя верующими, могут отличать добро от зла и убеждены в важной роли религии в обществе. Все это свидетельствует о противоречивом характере религиозного возрождения в России.

В периоды общественных перемен молодежь приобретает культурную, а также творческую роль, но не в качестве возрастной группы, а как новое поколение. В такие времена нормы и ценности предшествующих поколений приходят в острое противоречие с изменением общественной реальности, но продолжают сохранять господствующее положение. Отсюда упреки «детей» в лживости и лицемерии «отцов». В эти периоды понятие «молодежная культура» выступает как олицетворение устремлений нового поколения, устремлений, выражающих новые потребности переломной эпохи. Так создаются предпосылки для превращения молодежной субкультуры в альтернативную культуру, которая стечением времени, иногда достаточно продолжительного, в большей или меньшей степени усваивается культурой общества в целом, способствуя ее изменению.

Если вспомнить определение ценностей как неких стандартов, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту, которые являются нормативами жизни в обществе, тем, что важно, к чему стоит стремиться, то становится понятным, почему сегодня ценностные ориентации молодежи так четко отличаются и разделяются. Разделение идет в основном по двум направлениям. Первое направление духовности, где господствуют нравственные установки, гуманизм, толерантность и человеколюбие. Второе направление нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным. Тогда становится понятным, почему на современном этапе система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества, приоритетное направление в которых займут духовные традиции. А российской молодежи хочется пожелать духовного и нравственного подъема и совершенствования.

© 2010-2022