ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ЧЕЧЕНСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ЧЕЧЕНСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ



Программа

работы с одаренными детьми

по чеченскому языку и литературе





























ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Работа с одаренными детьми по чеченскому языку и литературе на 2014-2017 годы

Основной разработчик программы

Чемирзаева Яха Сайпудиновна - учитель чеченского языка и литературы

Цель программы

Создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.

Задачи программы

1.Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.

2.Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.

3.Обеспечить участие одаренных детей олимпиадах по чеченскому языку и литературе.

4.Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-7 классов.

Основные направления программы

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по чеченскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

Основные исполнители программы

- учитель чеченского языка и литературы Арсанова Амина Юсуповна

Ожидаемые результаты программы

  • положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;

  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.

Сроки и этапы реализации программы

  1. Организационный этап (май 2014-сентябрь 2014г.)

  2. Практический этап (сентябрь 2014-март 2017 г.)

  3. Обобщающий этап (апрель 2014 - май 2016г)


Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях школьного образования. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.

Задачи:

  1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.

  2. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.

  3. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.

  4. Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-7 классов.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:

  • подготовка к участию в предметных олимпиадах по чеченскому языку и литературе;

  • исследовательская деятельность учащихся;

  • интеллектуальные и творческие конкурсы;

  • клубная деятельность

Этапы реализации:

I. Организационный этап (май 2014-сентябрь 2014г.)

Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.

II. Практический этап (сентябрь 2014 -март 2017г.)

Данный этап предполагает: реализацию индивидуальной программы по работе с одаренными детьми; прохождение курсов повышения квалификации педагога по вопросам подготовки обучающихся к олимпиадам.

III. Обобщающий этап (апрель 2016 - май 2017г)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.

Результатом реализации программы должно стать:

  • положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах;

  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах.

Исходные теоретические положения

В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта мной проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.

В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).

Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.

И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креативность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богоявленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.

По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности - творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных решений и прогнозированию.

Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в социальной среде, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать.

В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе разрешения проблемных ситуаций, причем у ребенка развивается особый стиль умственной деятельности, исследовательская активность и самостоятельность.

По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и достигать высокого уровня развития разными путями за счет компенсаторных механизмов в рамках индивидуального стиля деятельности.

Дж. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности: высокоразвитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотивации и настойчивости в решении поставленных задач.

А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся свойство человека в контексте системы «человек-среда», в становлении которого играет значительную роль ранний детский опыт.

Особенности одаренных детей и проблемы их обучения и воспитания вытекают из дисбаланса их развития. Интеллектуальные и творческие способности таких детей часто опережают по темпам роста нравственное, физическое и эмоциональное развитие. Поэтому многие требования к детям со стороны взрослых, опирающихся на их выдающиеся способности, завышены, что приводит к необходимости коррекционной работы.

Обобщая приведенные выше положения можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности.

Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой - как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться; такие личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т. д.

Направление 1- «Научно-методическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:

  1. Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми.

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад

2014год

Банк электронных материалов

Создание банка нестандартных заданий по чеченскому языку и литературе



Разработка индивидуальных программ сопровождения победителей и призеров предметных олимпиад

Апрель-май 2015 года

Индивидуальные программы

Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми

2014-2017г.

мониторинг

Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам

2015-2017 г.

Сборник методических материалов, рекомендаций

Участие педагога в работе экспериментальной площадки по теме «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса в школе, направленного на выявление и развитие одаренных детей»

2010-2013 г.

Программа работы с одаренными детьми

Выступление на заседаний методического объединения по работе с одаренными детьми

ежегодно

Решение МО

Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:

1.Разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Планируемый результат

Участие обучающихся в школьной предметной олимпиаде

Ежегодно

Приказы о проведении олимпиад,

Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории

2014-2017 г.

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

2014-2017 г.

Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»

Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Анализ результатов работы с одаренными детьми на предметных МО.

2014-2017 г.

Руководитель МО

Аналитические материалы

Направление 4 - «Стимулирование одаренных детей школы к участию в предметных олимпиадах»

Задачи:

1. Совершенствовать систему поощрения одарённых детей.

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Планируемый результат

Создание портфолио одаренных детей

2015-2017 г.

Классные руководители

Портфолио

Награждение родителей благодарственными письмами, благодарностями

Декабрь, май

Классные руководители,

.

При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как: разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения; использование современных информационных технологий; занятия по свободному выбору; дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников; использование различных форм проектной и исследовательской деятельности; сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.

Содержание работы по индивидуальным образовательным планам.

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по чеченскому языку и литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком - индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;

  • предоставить ученику:

  • название темы;

  • план изучения темы;

  • основные вопросы;

  • понятия и термины, которые он должен усвоить;

  • практические работы;

  • список необходимой литературы;

  • формы контроля;

  • задания для самопроверки.

  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • Предмет;

  • Дата и время консультаций;

  • Главные рассматриваемые вопросы;

  • Время работы с темой по программе;

  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;

  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по чеченскому языку и литературе разных уровней.

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;

  • формирование общеучебных умений - работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;

  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);

  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);

  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);

  • морфемики и словообразования (этимология морфем);

  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);

  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.



2. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;

  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод - метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

  • определение темы и цели исследования;

  • формулирование и отбор полезных гипотез;

  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

  • разграничение допущений и доказанных положений;

  • планирование проверки гипотезы;

  • планирование результата;

  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;

  • систематизация фактов, явлений;

  • интерпретация данных;

  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

  • установление аналогий;

  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

  • решение задачи в новой ситуации;

  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:

Название

раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

  1. Особенности научного стиля.

  2. Подготовка доклада.

  3. Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.

  4. Реферат.

  5. Оформление стенда.

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.



Проверка работ.

Исследовательские умения.

  1. Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно - следственные связи.

  2. Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.

  3. Исследовательские умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Выполнение упражнений, заданий.

Решение исследовательских задач.



Проверка упражнений, заданий.



Проверка решений задач.

Работа с литературными источниками.

  1. Работа с каталогом.

  2. Работа со справочной литературой.

  3. Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.

  4. Интернет как источник информации.

  5. Этапы работы с литературными источниками.





Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.


Этапы выполнения научно - исследовательской работы.

  1. Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.

  2. Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы

  3. Изучение научной литературы по теме исследования.

  4. Выполнение практической части исследовательской работы.

  5. Анализ результатов. Выводы.












Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

  1. Правила оформления исследовательской работы.

  2. Оформление титульного листа и «Содержания»

  3. Разделы «Введение» и «Заключение».

  4. Оформление списка литературы.

  5. Оформление ссылок.

  6. Оформление приложения.

Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения

Проверка выполнения работы









Научный доклад - итог исследовательской работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.


Защита реферата

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.

Рефлексия



14


© 2010-2022