КонсулттацияРазвитие речи через пальчиковые игры

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. В. М. Бехтерев Вся история развития человечества доказывает, что движе­ния руки тесно связаны с речью. Первой формой общения пер­вобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движе­ния руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока разви­лась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими еще не говорящими детьми, они сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ре­бенка. Отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Соро­ка-ворона», «Сорока-белобока» и др. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н. И: Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действию над веща­ми у детей есть основное средство не только для получения зна­ний об этих вещах, но и для всего умственного развития». Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движе­ния руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое зна­чение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формиро­ванию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разра­ботанных учеными Р. Д. Тригер, Е. М. Мастюковой, Л. В. Фоми­ной, М. М. Кольцовой. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут прика­зы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, распо­ложенная близко от речевой мот... Вспомним сказанное И. П. Павловым: «...развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллек­туальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связан? с мышлением». Развитие функций обеих рук повышает уровень организации и распределения их между левым и правым полуша­риями мозга. Левое полушарие ответственно за формально-логи­ческое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития. Правое п... На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллель­но. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми: с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и осо­бенно с теми детьми, у которых имеются различные проблемы в развитии. Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнооб­разие картины дефекта, затронутость различных сторон психи­ческой деятельности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер. К. С. Ле­бединская, В. И. Лубовский). У детей этой категории наряду с нарушениями различных психических функций в той или иной степени, оказываются ^сформированными речевая система и опе­рирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возмож... Специфические черты и усугубление картины речевого дефекта у дошкольников с задержкой психического развития определяются также особенностями их аналитико-синтетической деятельности, органической недостаточностью ряда функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи (слухоречевого восприятия и памяти, речевого внимания, -языкового анализа и синтеза, тонкой моторики), особенностями эмоцио­нально-волевой сферы. Причины задержки психического развития в настоящее время достаточно глубоко и многосторонне изучены и хорошо известны широкому кругу специалистов разных профилей: детским пси­хологам, врачам-неврологам, психиатрам, учителям-дефектологам. Слабое соматическое и нервно-психическое здоровье дошколь­ников становится причиной трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Поэтому основной задачей детских садов является формирование готовности ребенка к школьному обучению. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают ^серьезные трудности в овладении навыком письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма тре­бует слаженной работы мелких мы... Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготов­ленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникно­вению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно раз­вить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практическо­го опыта, развития навыков ручной умел... Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию непра­вильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соот­ветствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна на­чаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и пе­дагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в буду­щем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют ее развитию.

В. М. Бехтерев


Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими еще не говорящими детьми, они сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда и появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона», «Сорока-белобока» и др.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н. И: Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разработанных учеными Р. Д. Тригер, Е. М. Мастюковой, Л. В. Фоминой, М. М. Кольцовой. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вспомним сказанное И. П. Павловым: «...развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связан? с мышлением». Развитие функций обеих рук повышает уровень организации и распределения их между левым и правым полушариями мозга. Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития. Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключиться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражение мира в формах искусства.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции.

Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми: с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми детьми, у которых имеются различные проблемы в развитии.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер. К. С. Лебединская, В. И. Лубовский). У детей этой категории наряду с нарушениями различных психических функций в той или иной степени, оказываются ^сформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.

Специфические черты и усугубление картины речевого дефекта у дошкольников с задержкой психического развития определяются также особенностями их аналитико-синтетической деятельности, органической недостаточностью ряда функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи (слухоречевого восприятия и памяти, речевого внимания, -языкового анализа и синтеза, тонкой моторики), особенностями эмоционально-волевой сферы.

Причины задержки психического развития в настоящее время достаточно глубоко и многосторонне изучены и хорошо известны широкому кругу специалистов разных профилей: детским психологам, врачам-неврологам, психиатрам, учителям-дефектологам. Слабое соматическое и нервно-психическое здоровье дошкольников становится причиной трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Поэтому основной задачей детских садов является формирование готовности ребенка к школьному обучению.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают ^серьезные трудности в овладении навыком письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


© 2010-2022