Личность учителя XXI века

Статья "Личность учителя XXI века". Кто такой учитель? Какими качествами он должен обладать в XXI веке. В докладе рассматриваются качества, которыми должен обладать современный учитель. Учителя - люди отдачи.Учитель - необыкновенный человек.Тонкий психолог, великий оратор, хороший организатор, актер, человек высокой нравственной культуры, умудренный жизненным опытом, гражданин, исследователь.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ XXI ВЕКА

Шумова Елена Викторовна, МОУ СОШ №2, г.Глазов,
([email protected])


Анотация

Кто такой учитель? Какими качествами он должен обладать в XXI веке. В докладе рассматриваются качества, которыми должен обладать современный учитель.

В одном из новейших пособий по педагогике на первое место поставлена такая цель, как «передача жизненного опыта от старшего поколения к младшему, результатом чего должен быть обученный, воспитанный и образованный человек».

Профессия учителя касается любого человека. У каждого из нас были учителя, мы все у них учились. Некоторые педагоги стали всемирно известными, другие оставили благодарную память только в сердцах своих учеников. В самые трудные времена островком стабильности для человека оставалась школа, а нравственной опорой становился учитель.

Храним ли мы в памяти образы тех учителей, которые не оставили нас равнодушными? В нарисованных мною портретах учителей, в наших воспоминаниях - это личности, которые согревали теплом, уважали и понимали на протяжении всей учебы, ибо профессия учителя стала делом их жизни.

Учителя - люди отдачи. Про них можно сказать: в их деле нужно иметь либо два сердца, либо - ни одного. Настоящим учителям приходится отдавать много душевных сил и затрат своим воспитанникам. Оттого и говорят, что учитель и ученик растут вместе. Иногда учитель учится у своих учеников.

Учитель - необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя.

Одной из задач обучения является воспитание. Пусть ребенок не гениальный ученик, но нужно воспитать в нем хорошего человека. Учитель воспитывает своим примером. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.

Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Большую роль в личности педагога играет его имидж. Недаром русская пословица гласит: «Встречают по одежке, провожают - по уму». Организм человека устроен таким образом, что 90% информации мы воспринимаем через зрение. Поэтому, очень важно произвести благоприятное впечатление на учеников, особенно, на первом уроке.

Каждому из нас встретился хотя бы один учитель, которого мы никогда не забудем. Их много - никем не прославленных, не возвеличенных. Именно такой Учитель мог сказать про себя: «Благодарю судьбу, что в минуты смятения, измотанности, не изменил ребятам, не ушел от них. Да, я радуюсь каникулам, отпуску, как отдохновению от ребят, но точно беды боюсь «заслуженного отдыха» от них…»

Какими же качествами должен обладать современный учитель?

Тонкий психолог, великий оратор, хороший организатор, актер, человек высокой нравственной культуры, умудренный жизненным опытом, гражданин, исследователь.

Кроме того, он должен быть современным, отвечать требованиям общества. В эпоху мощного технического развития он не может обойтись без использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Компьютер в обучении можно использовать в различных целях: для наглядности, для закрепления и контроля знаний, для выполнения различных проектов. Использование компьютера на уроках повышает мотивацию учащихся. В интернете мы находим варианты ЕГЭ для подготовки к экзаменам, олимпиадные задания и т.п. Когда ученик видит учителя, который владеет информационно-коммуникационными технологиями, авторитет учителя в глазах учеников растет.

Современный учитель, на мой взгляд, профессионал, который обязан знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом. Иметь представление и о других предметах. Владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - качества, составляющие непреходящую ценность человеческой культуры во все века. Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская народная пословица гласит: учи других, и сам поймёшь.

И в заключение, хочется сказать, что учителя - это особые люди. Учитель - это призвание!


Литература

  1. Компетентность педагогов - страховка от профессионального застоя И. Щербо, директор школы № 1071 г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации,

  2. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология

  3. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1994.

  4. festival.1september.ru

  5. slovesa.ucoz.ru

  6. portalus.ru (c)

  7. prosv.ru

  8. nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200600908

© 2010-2022