- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка урока производственного обучения по теме: Разборка двигателя
Методическая разработка урока производственного обучения по теме: Разборка двигателя
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кравчук Е.Ю. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка открытого урока
Тема программы: Разборка и сборка двигателя,
кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма
Тема урока: Разборка двигателя
Мастер п/о: Кравчук Елена Юрьевна
г. Енакиево - 2016 г.
Профессия - слесарь по ремонту автомобилей.
Тема программы: разборка и сборка двигателя, кривошипно- шатунного
механизма и газораспределительного механизма.
Тема урока: разборка двигателя.
Цель урока:
-
Обучить практическим приемам разборки двигателя внутреннего сгорания
автомобиля и устройству его деталей; -
Развивать умение обращения с инструментом и приспособлениями,
необходимыми для разборки двигателя, а также техническое мышление; -
Воспитывать ответственность за качественное выполнение работы, а также
бережное отношение к инструменту и оборудованию;
Тип урока: Комбинированный по обобщению знаний и приобретению
умений.
Вид урока: Работа учащихся на учебных постах в учебной автомастерской.
Материально - техническое оснащение урока
Двигатель на стенде, макет двигателя с разрезами, набор инструмента
слесаря по ремонту автомобилей.
Дидактическое оснащение урока:
Инструкционные карты, таблицы, схемы устройства двигателя
Межпредметные связи урока:
-
Устройство автомобиля
-
Материаловедение (материалы, из которых изготовлены детали)
-
Физика (двигатели внутреннего сгорания)
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
-
проверка явки учащихся
-
проверка внешнего вида, наличие инструмента, спецодежды.
II. Вводный инструктаж
1. Сообщение темы занятия (ссылка на квалификационно-
образовательную характеристику слесаря по ремонту автомобилей
второго разряда)
2. Изложение нового материала:
2.1 .Основные механизмы работы двигателя внутреннего сгорания
2.2.Системы, обеспечивающие работу двигателя внутреннего сгорания
2.3 .Классификация ДВС
2.4.Материалы, из которых изготавливают материалы ДВС
2.5.Последовательность и порядок разборки ДВС
2.6.Инструменты и приспособления, применяемые при разборке ДВС
2.7.Требования техники безопасности при разборке ДВС
3. Закрепление нового материала. Вопросы для закрепления.
-
назначение ГРМ
-
назначение КШМ
-
назначение системы питания ДВС
-
назначение системы охлаждения ДВС
-
назначение системы смазки
-
назначение системы зажигания
4. Выдача инструкционных карт
Ш. Текущий инструктаж
Выполнение учащимися разборки двигателя на постах. Обходы мастера производственного обучения:
-
Обход с целью проверки соблюдения требований охраны труда
-
Обход с целью проверки правильности использования инструмента
-
Обход с целью проверки соблюдения порядка разборки двигателя
-
Обход с целью проверки выявления и недопущения типичных ошибок
-
Обход с целью приема и оценки выполненного задания, а также
проверки уборки рабочих мест
IV. Заключительный инструктаж
-
Анализ допущенных ошибок
-
Анализ соблюдения норм времени
-
Оценка учащихся
-
Домашнее задание!
4.1. Составить отчет о работе, указывая:
-
Укажите тип двигателя, который вы разбирали
-
Укажите назначение каждой детали и механизма ДВС
-
Укажите инструменты и приспособления, использованые в работе
4.2. Повторить из курса «Устройство автомобиля» устройство и
назначение кривошипно- шатунного механизма.
Разборка двигателя
На автомобилях устанавливают двигатели внутреннего сгорания, в которых используется давление расширяющихся газов, образующихся при сгорании топлива непосредственно в цилиндре. Однако следует отметить, что фактически сжигается рабочая смесь, состоящая из горючей смеси и остатков отработавших газов предыдущего рабочего цикла.
По способу образования горючей смеси (пары топлива и воздух) и виду используемого топлива различают двигатели:
-
с внешним смесеобразованием (карбюраторные, работающие на
бензине, и газосмесительные, работающие на горючем газе); -
с внутренним смесеобразованием (дизельные, работающие на
дизельном топливе).
Воспламенение рабочей смеси осуществляется с помощью электрического разряда или высокой степени сжатия (дизельные двигатели). В результате сгорания рабочей смеси образующиеся газы давят на поршень, придавая ему прямолинейное движение, которое с помощью шатуна и коленчатого вала преобразуется во вращательное движение маховика. Чтобы поддержать работу двигателя, необходимо периодически очищать камеру сгорания цилиндра от отработавших газов и наполнять ее свежим зарядом горючей смеси, что осуществляется с помощью выпускных и впускных клапанов.
Поршень, перемещаясь в цилиндре, совершает возвратно-поступательное движение. Крайние положения, в которых поршень меняет направление движения, соответственно называются верхней и нижней мертвыми точками (ВМТ и НМТ).
Расстояние, проходимое поршнем между ВМТ и НМТ, называется ходом поршня. Процесс, происходящий в цилиндре за один ход поршня, называют тактом.
Пространство в цилиндре, освобождаемое поршнем при его перемещении от ВМТ к НМТ, называется рабочим объемом цилиндра. Наименьшее пространство в цилиндре образуется при нахождении поршня в ВМТ и называется объемом камеры сгорания. Рабочий объем цилиндра и объем камеры сгорания составляют полный объем цилиндра. Сумма рабочих объемов всех цилиндров называется литражом двигателя и выражается в кубических сантиметрах. Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия, которая является важным показателем двигателя. С повышением степени сжатия повышается экономичность и мощность двигателя.
Для выполнения основного рабочего такта, при котором происходит сгорание рабочей смеси и расширение газов, необходимо выполнить подготовительные такты: впуск горючей смеси, сжатие, и заключительный - выпуск отработавших газов. Таким образом, непрерывность работы двигателя
достигается совокупностью периодически повторяющихся в цилиндре процессов - тактов, объединяющихся в рабочий цикл. Так как рабочий цикл осуществляется за четыре хода поршня, автомобильные двигатели называются четырехтактными. Последовательность чередования тактов в рабочих циклах двигателей с внешним смесеобразованием такая же, как и в дизеле. Отличие состоит только в степени сжатия и способе воспламенения рабочей смеси.
Впуск - поршень движется от ВМТ к НМТ. Открыт впускной клапан. Вследствие увеличения объема внутри цилиндра создается разряжение и происходит заполнение цилиндра свежим зарядом горючей смеси.
Сжатие - поршень движется от НМТ к ВМТ. Впускной и выпускной клапаны закрыты. Объем над поршнем уменьшается. Рабочая смесь сжимается, благодаря чему улучшаются испарение и перемешивание паров топлива с воздухом,
Рабочий ход (сгорание и расширение) - происходит воспламенение рабочей смеси от электрического разряда в двигателях с внешним смесеобразованием или вследствие высокой степени сжатия - в дизельных двигателях. Под давлением расширяющихся газов поршень перемещается от ВМТ к НМТ. Впускной и выпускной клапаны закрыты. Высокое давление газов, температура их достигает 9000°С.
Выпуск - поршень двигается от НМТ к ВМТ. Открыт выпускной клапан. Происходит вытеснение отработавших газов из камеры сгорания цилиндра.
Для обеспечения нормальной работы двигатель внутреннего сгорания имеет следующие механизмы и системы:
-
кривошипно-шатунный механизм;
-
газораспределительный механизм;
-
систему охлаждения;
-
систему смазки;
-
систему питания;
-
систему зажигания.
Дизельные двигатели системы зажигания не имеют, так как воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя происходит за счет высокой степени сжатия.
Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при их расширении и преобразует прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала двигателя.
Газораспределительный механизм предназначен для своевременного впуска в камеру сгорания цилиндра двигателя необходимого заряда горючей смеси и выпуска из него отработавших газов.
Система охлаждения служит для отвода излишнего тепла от деталей двигателя и для поддержания оптимального температурного режима работающего двигателя. Существуют жидкостная и воздушная системы охлаждения двигателя.
Система смазки предназначена для подачи смазки к трущимся поверхностям деталей двигателя, отвода тепла от деталей; уноса механических частиц, образующихся в результате трения, и очистки моторного масла.
Система питания служит для приготовления горючей смеси в карбюраторных и газосмесительных двигателях, подачи ее в камеры сгорания цилиндров двигателя и удаления продуктов сгорания. В дизельных двигателях система питания обеспечивает впрыск топлива в мелкораспыленном виде в цилиндры.
Система зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения с целью образования электрического разряда в камере сгорания цилиндра двигателя для воспламенения рабочей смеси.
В одноцилиндровом двигателе на один рабочий ход приходится три подготовительных такта, вследствие чего такой двигатель работает неравномерно. Более того, масса двигателя, приходящаяся на единицу его мощности, будет велика. С целью устранения этих недостатков применяют двигатели с большим числом цилиндров, шатуны которых связаны с Кривошипами общего коленчатого вала. Конструктивно коленчатый вал изготовлен таким образом, что рабочие такты в цилиндрах не совпадают, а подготовительные такты приходятся на рабочие такты других цилиндров. В этом случае роль маховика снижается, что позволяет уменьшить его массу, и, следовательно, уменьшается общая масса двигателя, приходящаяся на единицу его мощности. Достигается равномерность в работе двигателя.
В многоцилиндровых двигателях цилиндры располагаются в один ряд вертикально или наклонно, а также в два ряда под углом 90° (или V-образное расположение).