• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока производственного обучения по теме: Разборка двигателя

Методическая разработка урока производственного обучения по теме: Разборка двигателя

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка открытого урока

Тема программы: Разборка и сборка двигателя,

кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма

Тема урока: Разборка двигателя

Мастер п/о: Кравчук Елена Юрьевна

г. Енакиево - 2016 г.

Профессия - слесарь по ремонту автомобилей.

Тема программы: разборка и сборка двигателя, кривошипно- шатунного

механизма и газораспределительного механизма.

Тема урока: разборка двигателя.

Цель урока:

  • Обучить практическим приемам разборки двигателя внутреннего сгорания
    автомобиля и устройству его деталей;

  • Развивать умение обращения с инструментом и приспособлениями,
    необходимыми для разборки двигателя, а также техническое мышление;

  • Воспитывать ответственность за качественное выполнение работы, а также
    бережное отношение к инструменту и оборудованию;

Тип урока: Комбинированный по обобщению знаний и приобретению

умений.

Вид урока: Работа учащихся на учебных постах в учебной автомастерской.

Материально - техническое оснащение урока

Двигатель на стенде, макет двигателя с разрезами, набор инструмента

слесаря по ремонту автомобилей.

Дидактическое оснащение урока:

Инструкционные карты, таблицы, схемы устройства двигателя

Межпредметные связи урока:

  1. Устройство автомобиля

  2. Материаловедение (материалы, из которых изготовлены детали)

  3. Физика (двигатели внутреннего сгорания)

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

  • проверка явки учащихся

  • проверка внешнего вида, наличие инструмента, спецодежды.

II. Вводный инструктаж

1. Сообщение темы занятия (ссылка на квалификационно-
образовательную характеристику слесаря по ремонту автомобилей

второго разряда)

2. Изложение нового материала:

2.1 .Основные механизмы работы двигателя внутреннего сгорания

2.2.Системы, обеспечивающие работу двигателя внутреннего сгорания

2.3 .Классификация ДВС

2.4.Материалы, из которых изготавливают материалы ДВС

2.5.Последовательность и порядок разборки ДВС

2.6.Инструменты и приспособления, применяемые при разборке ДВС

2.7.Требования техники безопасности при разборке ДВС

3. Закрепление нового материала. Вопросы для закрепления.

  • назначение ГРМ

  • назначение КШМ

  • назначение системы питания ДВС

  • назначение системы охлаждения ДВС

  • назначение системы смазки

  • назначение системы зажигания

4. Выдача инструкционных карт

Ш. Текущий инструктаж

Выполнение учащимися разборки двигателя на постах. Обходы мастера производственного обучения:

  1. Обход с целью проверки соблюдения требований охраны труда

  2. Обход с целью проверки правильности использования инструмента

  3. Обход с целью проверки соблюдения порядка разборки двигателя

  4. Обход с целью проверки выявления и недопущения типичных ошибок

  5. Обход с целью приема и оценки выполненного задания, а также
    проверки уборки рабочих мест

IV. Заключительный инструктаж

  1. Анализ допущенных ошибок

  2. Анализ соблюдения норм времени

  3. Оценка учащихся

  4. Домашнее задание!

4.1. Составить отчет о работе, указывая:

  • Укажите тип двигателя, который вы разбирали

  • Укажите назначение каждой детали и механизма ДВС

  • Укажите инструменты и приспособления, использованые в работе

4.2. Повторить из курса «Устройство автомобиля» устройство и
назначение кривошипно- шатунного механизма.

Разборка двигателя

На автомобилях устанавливают двигатели внутреннего сгорания, в которых используется давление расширяющихся газов, образующихся при сгорании топлива непосредственно в цилиндре. Однако следует отметить, что фактически сжигается рабочая смесь, состоящая из горючей смеси и остатков отработавших газов предыдущего рабочего цикла.

По способу образования горючей смеси (пары топлива и воздух) и виду используемого топлива различают двигатели:

  • с внешним смесеобразованием (карбюраторные, работающие на
    бензине, и газосмесительные, работающие на горючем газе);

  • с внутренним смесеобразованием (дизельные, работающие на
    дизельном топливе).

Воспламенение рабочей смеси осуществляется с помощью электрического разряда или высокой степени сжатия (дизельные двигатели). В результате сгорания рабочей смеси образующиеся газы давят на поршень, придавая ему прямолинейное движение, которое с помощью шатуна и коленчатого вала преобразуется во вращательное движение маховика. Чтобы поддержать работу двигателя, необходимо периодически очищать камеру сгорания цилиндра от отработавших газов и наполнять ее свежим зарядом горючей смеси, что осуществляется с помощью выпускных и впускных клапанов.

Поршень, перемещаясь в цилиндре, совершает возвратно-поступательное движение. Крайние положения, в которых поршень меняет направление движения, соответственно называются верхней и нижней мертвыми точками (ВМТ и НМТ).

Расстояние, проходимое поршнем между ВМТ и НМТ, называется ходом поршня. Процесс, происходящий в цилиндре за один ход поршня, называют тактом.

Пространство в цилиндре, освобождаемое поршнем при его перемещении от ВМТ к НМТ, называется рабочим объемом цилиндра. Наименьшее пространство в цилиндре образуется при нахождении поршня в ВМТ и называется объемом камеры сгорания. Рабочий объем цилиндра и объем камеры сгорания составляют полный объем цилиндра. Сумма рабочих объемов всех цилиндров называется литражом двигателя и выражается в кубических сантиметрах. Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия, которая является важным показателем двигателя. С повышением степени сжатия повышается экономичность и мощность двигателя.

Для выполнения основного рабочего такта, при котором происходит сгорание рабочей смеси и расширение газов, необходимо выполнить подготовительные такты: впуск горючей смеси, сжатие, и заключительный - выпуск отработавших газов. Таким образом, непрерывность работы двигателя

достигается совокупностью периодически повторяющихся в цилиндре процессов - тактов, объединяющихся в рабочий цикл. Так как рабочий цикл осуществляется за четыре хода поршня, автомобильные двигатели называются четырехтактными. Последовательность чередования тактов в рабочих циклах двигателей с внешним смесеобразованием такая же, как и в дизеле. Отличие состоит только в степени сжатия и способе воспламенения рабочей смеси.

Впуск - поршень движется от ВМТ к НМТ. Открыт впускной клапан. Вследствие увеличения объема внутри цилиндра создается разряжение и происходит заполнение цилиндра свежим зарядом горючей смеси.

Сжатие - поршень движется от НМТ к ВМТ. Впускной и выпускной клапаны закрыты. Объем над поршнем уменьшается. Рабочая смесь сжимается, благодаря чему улучшаются испарение и перемешивание паров топлива с воздухом,

Рабочий ход (сгорание и расширение) - происходит воспламенение рабочей смеси от электрического разряда в двигателях с внешним смесеобразованием или вследствие высокой степени сжатия - в дизельных двигателях. Под давлением расширяющихся газов поршень перемещается от ВМТ к НМТ. Впускной и выпускной клапаны закрыты. Высокое давление газов, температура их достигает 9000°С.

Выпуск - поршень двигается от НМТ к ВМТ. Открыт выпускной клапан. Происходит вытеснение отработавших газов из камеры сгорания цилиндра.

Для обеспечения нормальной работы двигатель внутреннего сгорания имеет следующие механизмы и системы:

  • кривошипно-шатунный механизм;

  • газораспределительный механизм;

  • систему охлаждения;

  • систему смазки;

  • систему питания;

  • систему зажигания.

Дизельные двигатели системы зажигания не имеют, так как воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя происходит за счет высокой степени сжатия.

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при их расширении и преобразует прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала двигателя.

Газораспределительный механизм предназначен для своевременного впуска в камеру сгорания цилиндра двигателя необходимого заряда горючей смеси и выпуска из него отработавших газов.

Система охлаждения служит для отвода излишнего тепла от деталей двигателя и для поддержания оптимального температурного режима работающего двигателя. Существуют жидкостная и воздушная системы охлаждения двигателя.

Система смазки предназначена для подачи смазки к трущимся поверхностям деталей двигателя, отвода тепла от деталей; уноса механических частиц, образующихся в результате трения, и очистки моторного масла.

Система питания служит для приготовления горючей смеси в карбюраторных и газосмесительных двигателях, подачи ее в камеры сгорания цилиндров двигателя и удаления продуктов сгорания. В дизельных двигателях система питания обеспечивает впрыск топлива в мелкораспыленном виде в цилиндры.

Система зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения с целью образования электрического разряда в камере сгорания цилиндра двигателя для воспламенения рабочей смеси.

В одноцилиндровом двигателе на один рабочий ход приходится три подготовительных такта, вследствие чего такой двигатель работает неравномерно. Более того, масса двигателя, приходящаяся на единицу его мощности, будет велика. С целью устранения этих недостатков применяют двигатели с большим числом цилиндров, шатуны которых связаны с Кривошипами общего коленчатого вала. Конструктивно коленчатый вал изготовлен таким образом, что рабочие такты в цилиндрах не совпадают, а подготовительные такты приходятся на рабочие такты других цилиндров. В этом случае роль маховика снижается, что позволяет уменьшить его массу, и, следовательно, уменьшается общая масса двигателя, приходящаяся на единицу его мощности. Достигается равномерность в работе двигателя.

В многоцилиндровых двигателях цилиндры располагаются в один ряд вертикально или наклонно, а также в два ряда под углом 90° (или V-образное расположение).

© 2010-2022