Ученическая исследовательская работа Оленеводческий быт

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с Тоора-Хем»













Оленеводческий быт.

(сравнительный анализ советского и современного периодов)











Выполнил: ученик 8 «а» класса

Сундуп Батый

Руководитель: учитель истории

Самусенко О.В.











Тоора-Хем 2016г.



Содержание



Введение……………………………………………………………………....3

I Сравнительный анализ жилища…………………………………………4-5

II Сравнительный анализ домашней утвари………………………….…5-7

III Сравнительный анализ одежды……………………………………..…7-8

Заключение………………………………………………………………..….8

Список литературы









Введение

В своей исследовательской работе я хочу представить сравнительный анализ оленеводческого быта в советский период и современности. Быт и занятия оленеводов в советский период хорошо описал Вайнштейн С.И.. В своем историко-этнографическом очерке он достоверно описал жизнь кочевников. Но нужно сказать, что время не стоит на месте. Сегодня отвечая на вопрос, к какому типу относится наше общество, я не могу однозначно ответить. Я живу в местности, приравненной к крайнему северу. В районном центре есть школа, больница, библиотека, банк, а какого либо производства нет. Жизнь же оленеводов проходит в местах, где порой не вступала нога человека. Люди словно сливаются с природой в единое целое. Создавая картину жизни такой простой и непонятной. Наша страна имеет обширную территорию, и если западную часть мы можем отнести к постиндустриальному обществу, то наша жизнь протекает в обществе традиционном. Жизнь людей крайнего севера более размеренна, спокойна, никто никуда не спешит. Можно представить, что в слиянии с природой ничего не подвластно времени. И нет уже необходимости в часах только природа с ее изменчивостью и переменой. Наблюдать рассвет и закат. Смену времен года. Вот что важно для оленевода.

Цель моей работы сравнить, как изменился быт оленеводов, сравнивая советский период, как описывал ее Вайнштейн С.И. и современность. Ответить на вопрос внесло ли время свои особенности в жилища, домашнюю утварь, одежду новые современные веяния.

Для достижения своей цели ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Изучить имеющуюся литературу по теме;

  2. Собрать материал о жизни оленеводов в современный период и современность;

  3. Дать сравнительный анализ советского и современного периодов.

В нашей республике есть программа поддержки оленеводческого хозяйства. Но наряду с государственной поддержкой, думаю необходимо вести ознакомительную работу с учащимися, поэтому считаю свою тему особенно актуальной. Гипотеза моей работы - не смотря на традиционность ведения оленеводческого хозяйства время, внесло свои значительные изменения в быт и жизнь оленеводов.

Данную работу можно использовать в качестве дополнительного материала на кружках по краеведению, классных часах, а также на уроках истории Тувы.

Хочу отметить что, изучая литературу, собирая материал, узнал для себя много нового и интересного. Я надеюсь, что моя работа будет интересной не только сверстникам, но и взрослым. Могу сказать с уверенностью, вести оленеводческое хозяйство это не хобби, а образ жизни. Я знаю это не понаслышке, мои родители в четвертом поколении ведут оленеводческое хозяйство, которое передается из поколения в поколение.

Жилища.

Сравнивая периоды, советский и современный, выделим сначала черты сходства. То, что за десятилетия осталось неизменным в жилище.

  1. Основным типом жилища восточных тувинцев был берестяной конический шестовой чум. Наиболее примитивной формой жилища тоджинцев был шалаш (чывыг), сооружавшийся охотниками на промысле в тайге. Охотникам оленеводам было известно несколько типов шалашей. Выбирали дерево, имевшее сравнительно невысоко над землей толстую ветвь, параллельную земле; с обеих сторон к ветви прислоняли два наклонных ряда жердей. Затем жерди покрывали сучьями и травой. Сегодня оленеводы используют ту же технику сооружения шалаша.

  2. Чум тоджинцев (алады-ог) ныне (чадыр) имел конусообразную форму. Высота чума составляла 3-4,5 м. Диаметр основания 4-5,8 м. Остов чума состоял из конически установленных по кругу жердей (алажи), верхние концы которых сходились. В зависимости от размеров жилища число жердей в чуме оленеводов колебалось от 15 до 30. Три жерди (сербенги) были основными и определяли расположение остальных. Существует два способа скрепления концов основных жердей. При первом способе жердь с развилкой (алажи аксы или суран) устанавливали слева от предполагаемого входа, который ориентировали на юг. Оленеводы не придерживаются строгой ориентировки жилища входным отверстием на юг. В развилку вкладывали две другие жерди; их нижние концы устанавливали как бы в вершинах равнобедренного треугольника, вписанного в основание чума. При втором способе постройки основные жерди чума связывали в верхней части куском волосяного аркана или кожи ()связки сербенги баглаар . Три основные жерди обкладывали по кругу шестами. С мая по октябрь оленеводы пользовались покрышками из бересты. (тос шывыг).

  3. Правая половина считалось женской (паштаныр чук- «кухонная сторона» ), здесь хозяйка готовила пищу, шила одежду и выполняла все прочие домашние работы. Левая половина считалась мужской (эр чарык). Здесь лежало имущество, в том числе оружие, сеть.. Большая часть имущества оленеводов находилась в специальных парных вьючных сумках (барба), которые шили шерстью наружу из лосиных камусов и кусков кожи. Вдоль стен поверх барба лежали верховые и вьючные седла, ружья, мелкая утварь. Для хранения мелких вещей использовали небольшие деренянные ящики. Нитки, иголки, пуговицы и отдельные лоскутки материала хранили в небольших мешочках, сшитых из камуса лося.

Отличительные черты оленеводческого жилища в советский период и современности.

  1. В советское время нередко на ночь делали односторонний шалаш - ветровой заслон. Применяли также конический шестовой шалаш: устанавливали шесть с развилкой, образовывавшей треножник; на что с подветренной стороны накладывали шесты, сучья и кору. Сегодня односторонний шалаш оленеводами не используются.

  2. В советское время правая половина жилища считалась женской, а левая мужской. Сторона напротив входа считалась почетной, здесь сидел хозяин и наиболее почетный гость (справа от хозяина). В современное же время жилище не делится на мужскую или женскую части. Тем не менее, в жилище есть место, где женщина готовит. Также есть место для мужчин для хранения атрибутов охотника и рыболова.

  3. Оленеводы нередко вырезали из рога марала небольшие орнаментированные игольники (инелик). Сегодня такими вырезками не занимаются.



Домашняя утварь.

Черты сходства:

  1. В каждом хозяйстве непременно имелось несколько деревянных и берестяных корытообразных посудин (одуш), куда кладут мясо, рыбу и другие продукты. Берестяные одуш изготовляли мужчины: отрезали, прямоугольны кусок бересты, сгибали его по углам и закрепляли сгибы ивовым лыком. Затем из ивового прута делали кольцо (дээректкр) по размеру одуш и прикрепляли его к бересте лыком.

  2. На женской половине жилища рядом с сундуком устанавливали кровать (орун) очень простой конструкции: на поставленную ребром доску (длиной до 2 м, высотой около 20 см) клали поперек три короткие дощечки, задние концы которых опирались на деревянные колышки, вбитые в землю; поверх клали несколько досок. Иногда кроватью служили продольные доски, уложенные на чурки. На кровати спали муж и жена. В жилище имелась обычно только одна кровать, редко две. Остальные члены семьи спали на полу. Матрацем (дерек) и одеялом (чоорган) служили шкуры животных. Подушка (сыртык), сшитая из кожи, имел вид валик.

  3. В начале XX века были распространенные заимствованные от русских цилиндрические сосуды (туус) из бересты с деревянным дном, предназначенные для хранения различных продуктов.

  4. Клубни саранты собирали в сумку (кызмар) длиной 20-30 см и шириной 35-42 см, сплетенную из сухожильных шнурков. Ее верхний край оторачивали полоской кожи. Посредине сумки проходил продольный пучок шнурков, который с обеих сторон был переплетен шнурками ячейного плетения кымзара. Подобная же сумка известна у хакасов.

Домашняя утварь, используемая в советский период, резко отличается от современной посуды. Сегодня все хозяйки имеют под рукой посуду, приобретенную в магазине. Для удобства оленеводы также покупают фонари, и батарейки про запас. Чтобы имелся свет. Исходя из вышесказанного, выделяем черты отличия:

  1. Посуда оленеводов (кроме котла) изготовлялась из дерева, бересты, кожи и некоторых внутренних органов животных. Из бересты делали соо ведерка для хранения оленьего молока и воды. Маленькие соо (высота их не превышала 10-15 см.) применяли при дойке оленей. Тоджинцы использовали также соо больших размеров. Соо изготовляли женщины обычно в июне - июле. Соо украшали орнаментом, выдавленным зубами.

  2. Для хранения жидкости применяли также цилиндрические сосуды (хуу), выдолбленные из бересты или тополя, высотой 20-30 см, шириной 10-12 см. эти сосуды часто украшали резными орнаментами. Для изготовления (хуу ) специальной стамеской (унгу) выдалбливали круглый кус дерева, к низу которого прикрепляли ивовыми прутьями плоское деревянное дно.

  3. Из бересты изготовляли небольшие чашки (шомук), а из наростов (уру) на березовых деревьях - чашки (ыяш аяк), из которых пили чай и мясной бульон.

  4. Для хранения молока в пути оленеводы применяли специальный сосуд (хогээр). Его изготовляли из кожи, снятой с задних ног лося. Если этим сосудом не пользовались, его набивали иглами лиственницы или кедра, чтобы сохранить форму, и подвешивали к жердям чума.

Одежда оленевода.

Одежда тоджинцев - мужская, женская и детская - существенных различий в покрое не имела. Промысловая одежда также не имели специфических особенностей. Шитьем одежды раньше занимались исключительно женщины, а теперь и мужчин можно увидеть шьющими. Мужчины шьют обувь. Неизменным в одежде осталась верхняя одежда.

Основной верхней одеждой мужчин, женщин и детей был тон - длиннополая распашная одежда, запахивающая на правую сторону, со стоячим воротником, с характерным вырезом на левой поле. Тон подпоясывали длинным (около двух метров) куском цветной ткани. Этот тип одежды, по покрою близкий к монгольской. Летом скотоводы носили тон из ткани (терлик тон). Его шили из одного широкого полотнища, перекинутого со спины наперед. Из передней половины выкраивалась левая пола. А правая кроилась отдельно и пришивалась. Задняя половина служила спинной частью. Нередко полы кроились одинаковой ширины, причем к левой поле надставлялась дополнительная часть, равная по ширине правой. Тон имел ворот со стоячим пришивным воротником. Левая пола имела полукруглый вырез на груди и застегивалась на три пуговицы: на воротнике, на правом плече и сбоку под правым рукавом. Полы, воротник, обшлага обшивали полосками цветного материала (хыдыг). Воротник прошивался таким образом, чтобы швы образовывали ромбические клетки или пересекающиеся линии. На рукавах имелись обшлага (уштук) монгольского типа. Вырез (имчилге) на левой поле обшивали цветным материалом, у женщин - из нескольких полосок различного цвета, обычно трехцветный.

Таким образом, могу с уверенностью сказать, что моя гипотеза подтвердилась. Как бы ни жили оленеводы вдали от цивилизации, наедине с природой, тем не менее, время изменило и их быт в том числе. Изменения коснулись жилища, одежду, но особенно домашнюю утварь. Поэтому хочу отметить, как бы человек не старался жить обособлено время, тем не менее, будет привносить свои изменения в жизнь.









Список литературы

  1. Вайнштейн С.И Очерки истории Тувы. - М, 1962 г.

  2. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл, 2006 г.

  3. Некрасов Ю.М. Художественная культура русского и тувинского народов - Кызыл ,2005 г.

  4. Маннай-оол М.Х. Достай И.А. История Тувы - Кызыл,2004г.


© 2010-2022