Персоналий ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ЕЕ ПОЛОТЕН

КГУ Всеволодовская НСШ»   Женские образы ее полотен     Персональный обзор  по творчеству  А. Г.  ГАЛИМБАЕВОЙ.             с. Всеволодовка. 2015 год.      «Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребенка, но во взгляде этом светится сознание зрелого человека, тот, кто роковым образом, даже независимо от себя, по самой природе своей, видит  не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена действит...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ Всеволодовская НСШ»


Женские образы ее полотен



Персональный обзор

по творчеству А. Г. ГАЛИМБАЕВОЙ.



с. Всеволодовка.

2015 год.


«Художник - это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребенка, но во взгляде этом светится сознание зрелого человека, тот, кто роковым образом, даже независимо от себя, по самой природе своей, видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена действительностью наивной; тот, наконец, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя».

А.Блок.

Уважаемые читатели!

В декабре 2012 года все культурное сообщество страны отмечает юбилей - 95 лет со дня рождения выдающейся первой народной художницы Казахстана Айши Гарифовны Галимбаевой.

Биография

Айша Гарифовна Галимбаева родилась 29 декабря 1917 года в селе Иссык Енбекшиказахского района Алматинской области (ныне г. Есик). Там же окончила среднюю школу. С детства ее окружали широкие степи, цветущие долины, сменяющиеся причудливыми скалами, горные речки чередовались с тихими озерами, о которых старики рассказывали много таинственных историй. На летних пастбищах-джайлау ставились юрты, покрытые кошмами, украшенные лентами, коврами и чиями. Вместе с другими девушками Айша искусно вышивала народные орнаментальные кошмы, сырмаки и текметы, расшивала платья, камзолы, тюбетейки и т.д. Она слыла мастерицей и с удовольствием делилась советами, какой узор лучше выбрать, как окрасить шерсть. А в свободное время любила рисовать. В начале, рисовала орнаменты для ковров, дорожек, скатертей. А позже от ее словно оживали изображения деревьев, гор, безбрежных степей, говорливых речек, табуны резвых лошадей. Но больше всего ей нравилось рисовать девушек, женщин, придавая рисунку то озорной, то печальный психологический характер.

В 1938 году Айша Галимбаева подала заявление на художественное отделение театрально-художественого училища г. Алматы. А в 1943 году успешно защитила дипломную работу, написав картину «Проводы на фронт». На полотно выплеснулась вся человеческая боль и страдание уходящих солдат и провожавших их родных и близких людей. Далее закончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. Здесь дипломной работой стали эскизы декораций, костюмов и раскадровки к киносценарию М.Ауезова «Песни Абая». Айша Галимбаева любила работать над зарисовками национальных казахских костюмов, особенно с натуры. Так она создавала образы костюмов к кинофильмам «Поэма любви» (1954г), «Девушка-джигит» (1955 г), "Это было в Шугле»(1955 г). Была консультантом по костюмам и быту при съемке кинофильма «Его время придет», посвященного Ш.Уалиханову. Кропотливое изучение особенностей национальной одежды привело художницу к созданию альбома «Казахский народный костюм». (Казахский народный костюм. -Алматы.:«Казахлитиздат».-1958.) Став членом Союза художников Казахстана, преподавала в ВУЗах г.Алматы. Награждена орденом Труда, Красного Знамени и Знаком Почета, лауреат премии им. Ш.Уалиханова.

Художественные образы и полотна

Первое свое большое полотно Айша Галимбаева написала в 1951 году - «Трикотажницы». На нем изображены три девушки, работающие в цехе. Картина писалась с натуры. Подробно изображен общий вид цеха, машины, ткани, все, с чем работали ее героини девушки- казашки. В 1960 году картина была доработана, сделана более выразительной по живописи и колориту. (Рыбакова И. Айша Галимбаева.-М.: . -1960.- стр., 92.илюстр.) Именно женщины являются главными героинями ее произведений - картин и портретов. Большинство авторских работ участвовало во многих выставках страны, проводились персональные выставки. Труд Айши Гарифовны был по достоинству оценен почитателями высокого искусства. До сих пор ее произведения служат для широких масс зрителей предметом эстетической радости и восхищения.

Полотно «Народные таланты» 1957 год, сыграло свою роль в развитии казахстанской бытовой живописи в конце 50-х наряду с произведениями С.Мамбетова, М.Лизогуба, М.Кенбаева и многих других художников республики. На картине изображены три казахские женщины в юрте, занятые изготовлением нарядной кошмы. Женщины разного возраста - пожилая в традиционном национальном уборе - кимешеке, женщина средних лет и молодая девушка в современной одежде образуют четкую и компактную группу на первом плане. (Сеть Интернет.:-Сайт «Мой мир».:2012.) Композиция хороша правдивостью изображенной сцены, выражением поэтичности общего настроения, царящего в юрте. Картина экспонирована в Алматы и Москве.

Натюрморт «Весна и осень» 1965г исполнен акварелью и пастелью. Все пространство холста заполняет изображение цветущей пышной яблони. Весенний сад, зеленоватый воздух, теплое солнце. На подоконнике на широких тарелках лежат огромные яблоки-апорты. ( persons-info.com.:А.Галимбаева-казахский живописец.:2011.) в этом натюрморте есть непосредственность чувства, жадное любование предметами, самим веществом живого мира.

ХРОНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

1.1949 год - Эскизы к кинофильму «Песни Абая».

2.1951 год - Трикотажницы»

3.1952 год - портрет Т.Разиевой.

4.1957 год - «Народные таланты».

5.1959 год - портрет Б.Байсеновой, натюрморт «Достархан», портрет «Сауле».

6.1960 год - «Мать-героиня», натюрморт «Аяк кар», "Красные арбузы», натюрморт «На черном фоне».

7.1961 год - Портрет Р.Койшибаевой, натюрморт «Сары алма», эскиз к экранизации «Земля и космос».

8.1962 год - «Песнь Казахстана», «Кобыз», «Подруги».

9.1963 год - «В горах Унгуртаса», «Дорога на джайлау», «Кумысница Кулиза».

10.1964 год - «Будущий совхоз», «Голубые цветы», портрет сына Ришата, портрет Н.Жамтуринра, портрет С.Майкановой, эскиз «Мы горды временем».

10. 1965 год - Натюрморт «Весна и осень», Натюрморт «Казахские головные уборы», портрет Г.Мустафина, «Стригали», «Красный апорт».

11. 1966 год - Натюрморт «Древняя казахская керамика» , «Водопой», «Девичья бригада чабанов», натюрморт «Чайная посуда», натюрморт «Три века», натюрморт с дыней, натюрморт «Айва», «Вкусный чай», «Дочь степей», «Суд биев», «Смерть Айдара», «Айтыс», «Свадьба», «Подготовка к свадьбе», Свадебный вечер».

12. 1967 год - «Нан», «Пиала кумыса», «В горах Ассы», «Курес».

Уважаемые читатели!

Подробную информацию о жизни и деятельности юбиляра, заслуженной художнице Казахстана Айше Гарифовне Галимбаевой Вы можете прочитать в следующей литературе, имеющейся в фонде Новоникольской сельской библиотеки:

1. НЭ «Казахстан».; -Алматы.:2009. стр18.(каз)

2. КЭС «Казахстан».:-Алматыкытап.:2005.:стр 105

3. «Айша Галимбаева».:Рыбакова И.А.: -Москва.:1970.:92 стр.:ил.

4. Элита Казахстана.:-Алматы.:1997.:стр 110.

А также в сети Интернет на сайте ( persons-info.com.: А.Галимбаева-казахский живописец.:2011.)

Список использованной литературы:

1. КЭС «Казахстан».:-Алматыкытап.:2005.:стр 105

2. «Айша Галимбаева».:Рыбакова И.А.: -Москва.:1970.:92 стр.:ил.

3. Элита Казахстана.:-Алматы.:1997.:стр 110.

КГУ Всеволодоаская НСШ"

Библиотекарь - Карахалина Л.Ю.

© 2010-2022